Файл: Документирование и инвентаризация на предприятии ООО «Гермес Ритейл».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы документирования и инвентаризации
1.1 Понятие документов, виды и значение документирования в бухгалтерском учете
1.2 Понятие и цели инвентаризации
1.3 Классификация инвентаризаций, проводимых в организации
2. Документирование и инвентаризация на примере ООО «Гермес Ритейл»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Порядок проведения инвентаризации на предприятии и отражение результатов
2.3 Документальное оформление инвентаризации
3. Проблемы и пути совершенствования инвентаризации в ООО «Гермес Ритейл»
3.1 Проблемы инвентаризации в организации
3.2 Пути решения проблем инвентаризации в торговой организации
Акт инвентаризации – основная форма первичной документации учета результатов документальной инвентаризации[48].
Существую утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 формы инвентаризационных описей и актов[49].
Есть несколько простых правил оформления инвентаризационных описей:
- инвентаризационные описи необходимо заполнять предельно четко (не имеет значения, от руки или на компьютере);
- в случае совершения ошибки в ходе заполнения, необходимо исправить ее во всех экземплярах (некорректная запись зачеркивается одной линией, сверху пишем верную информацию);
- нельзя оставлять незаполненные строки[50].
Готовые инвентаризационные описи необходимо отправить в бухгалтерию.
Вот список этих документов:
- сличительная ведомость результатов инвентаризации. Оформляется согласно форме № ИНВ-18[51];
- журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций;
- ведомость учета результатов;
- акт инвентаризации[52].
Подытожим, в завершении инвентаризации необходимо подготовить ряд правильно заполненных документов.
Выводы по главе. Расхождения должны быть. Незначительные, в небольших суммах. Иначе это не проведенный пересчет, а просто переписывание средств из программы. Небольшие отклонения говорят о том, что учет ведется. Особенно это касается крупных предприятий с широким ассортиментом. Если там указывается идеальное совпадение фактического количества с плановым есть три пути. Склад либо не открывался никогда, либо на самом деле никто его не считал. Или оборудование для подсчета оказалось неисправным.
Проведение инвентаризации позволяет узнать, как обстоят дела на складе, в основных средствах и финансах компании. Главное – взять подходящее качественное оборудование и программное обеспечение. С его помощью можно выполнить пересчет.
2. Документирование и инвентаризация на примере ООО «Гермес Ритейл»
2.1 Краткая характеристика организации
ООО «Гермес Ритейл» зарегистрирована 13 апреля 2012 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве. Руководитель организации: генеральный директор Гаришина Анна Николаевна. Юридический адрес ООО «Гермес Ритейл» - 117198, город Москва, Миклухо-Маклая улица, 21а, помещение 37.
Основным видом деятельности является «Торговля оптовая неспециализированная», зарегистрирован 31 дополнительный вид деятельности. Организации Общество с ограниченной ответственностью «Гермес Ритейл» присвоены ИНН 7728804708, ОГРН 1127746280298, ОКПО 09231579[53].
Рассмотрим экономическую характеристику ООО «Гермес Ритейл» за 2015-2018 гг. в таблице 1. Расчеты проведены на основании бухгалтерской отчетности.
Таблица 1 - Структура имущества и источники его формирования в ООО «Гермес Ритейл» за 2015-2018 годы
Показатель |
Значение показателя |
Изменение |
|||||||
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
тыс. руб. |
± % |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
на нач 2015 |
на конец |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Актив |
|||||||||
1. Внеоборотные активы |
1 568 |
1 152 |
760 |
27 |
9,9 |
0,1 |
-1 541 |
-98,3 |
|
в том числе: |
1 568 |
1 152 |
760 |
27 |
9,9 |
0,1 |
-1 541 |
-98,3 |
|
Продолжение таблицы 1 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
нематериальные активы |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
2. Оборотные, всего |
14330 |
17228 |
23400 |
23122 |
90,1 |
99,9 |
+8 792 |
+61,4 |
|
в том числе: |
216 |
2 733 |
3 225 |
1 433 |
1,4 |
6,2 |
+1 217 |
+6,6 раза |
|
дебиторская задолженность |
10697 |
12655 |
18035 |
20080 |
67,3 |
86,7 |
+9 383 |
+87,7 |
|
денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
3 306 |
1 716 |
1 994 |
1 132 |
20,8 |
4,9 |
-2 174 |
-65,8 |
|
Пассив |
|||||||||
1. Собственный капитал |
9 923 |
6 160 |
8 224 |
7 627 |
62,4 |
32,9 |
-2 296 |
-23,1 |
|
2. Долгосрочные обязательства, всего |
1 996 |
700 |
4 070 |
3 589 |
12,6 |
15,5 |
+1 593 |
+79,8 |
|
в том числе: |
1 996 |
700 |
4 070 |
3 589 |
12,6 |
15,5 |
+1 593 |
+79,8 |
|
3. Краткосрочные обязательства, всего |
3 979 |
11520 |
11866 |
11933 |
25 |
51,5 |
+7 954 |
+199,9 |
|
в том числе: |
– |
5 540 |
3 053 |
3 313 |
– |
14,3 |
+3 313 |
– |
|
Валюта баланса |
15898 |
18380 |
24160 |
23149 |
100 |
100 |
+7 251 |
+45,6 |
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что структура активов организации на 31 декабря 2018 г. показывает большую долю (99,9%) текущих активов и незначительный процент внеоборотных средств. Активы организации за анализируемый период увеличились на 7 251 тыс. руб. (на 45,6%). Не смотря на то, что было увеличение активов, собственный капитал уменьшился на 23,1%, что говорит об ухудшении имущественного положения организации.
Наглядно изобразим структуру активов организации в разрезе основных групп на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура активов ООО «Гермес Ритейл»
на 31.12.2018 год [54]
На рост величины активов влияет рост следующих позиций актива бухгалтерского баланса:
- дебиторская задолженность – 9 383 тыс. руб. (85,6%)
- запасы – 1 217 тыс. руб. (11,1%)
Одновременно, в пассиве баланса прирост наблюдается по строкам:
- кредиторская задолженность – 4 641 тыс. руб. (48,6%)
- краткосрочные заемные средства – 3 313 тыс. руб. (34,7%)
- долгосрочные заемные средства – 1 593 тыс. руб. (16,7%)
Отрицательным фактом в изменениях статей баланса отметим «Основные средства» и «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (-1 541 тыс. руб. и -2 296 тыс. руб. соответственно).
Далее оценим стоимость чистых активов организации в таблице 2.
Таблица 2 – Оценка стоимости чистых активов организации ООО «Гермес Ритейл» за 2015-2018 годы[55]
Показатель |
Значение показателя |
Изменение |
||||||
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
тыс. руб. |
± % |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
на нач. |
на конец |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Чистые активы |
9 923 |
6 160 |
8 224 |
7 627 |
62,4 |
32,9 |
-2 296 |
-23,1 |
2. Уставный капитал |
300 |
300 |
300 |
300 |
1,9 |
1,3 |
– |
– |
3. Превышение чистых активов над уставным капиталом |
9 623 |
5 860 |
7 924 |
7 327 |
60,5 |
31,7 |
-2 296 |
-23,9 |
Из вышеприведенной таблицы видно, что в 2018 году чистые активы намного (в 25,4 раза) превышают уставный капитал. Это характеризует с положительной стороны финансовое положение организации, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов. Несмотря на это отметим, что снижение чистых активов на 23,1% за анализируемый период. Нормальная относительно уставного капитала величина чистых активов, их дальнейшее снижение может привести к ухудшению сложившегося соотношения.
Таким образом, ООО «Гермес Ритейл» с 2005 года успешно функционирует на рынке, выполняя главную цель деятельности любого предприятия - получение прибыли.
2.2 Порядок проведения инвентаризации на предприятии и отражение результатов
Рассмотрим проведение инвентаризации на предприятии и отражение результатов на примере инвентаризации денежных средств в кассе.
Как и любые другие активы хозяйствующего субъекта, кассовая наличность также является объектом инвентаризации. Порядок её осуществления регламентируется для предприятий, работающих в юрисдикции РФ, рядом нормативно-правовых актов[56].
Проверка кассы должна выполняться согласно правилам, предусмотренным этими документами.
Инвентаризация кассы предприятия предполагает ревизию следующих ключевых направлений:
- Соблюдение компанией установленного лимита по величине остатка кассовой наличности на конец дня.
- Оформление с кассирами соглашений о полной материальной ответственности. Проверка актуальности и корректности составления таких договоров.
- Неукоснительное следование порядку заполнения кассовой книги.
- Наличие денежных средств. Выявление расхождений между реальным остатком наличных денег и сведениями учета наличности. Выяснение причин и определение виновников возникновения недостачи или излишка.
- Принятие ответственными сотрудниками нужных мер по обеспечению сохранности кассовой наличности.
- Корректность отнесения сумм израсходованных наличных денежных средств на соответствующие статьи затрат. Особое внимание уделяется надлежащему целевому назначению выплат, произведенных из кассы. Это могут быть хозяйственные цели, командировочные издержки, выдача сотрудникам зарплаты.
- Своевременность и полнота принятия, документального оформления, бухгалтерского учета наличных денег, поступающих в кассу.
- Правильность заполнения и ведения первичных кассовых документов (ордеров) и сводных регистров учета наличности.
Проверка кассы является обязательной процедурой для любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего входящие и исходящие транзакции с наличностью.
Она проводится коллегиальной структурой – инвентаризационной комиссией, задачи, состав и полномочия которой утверждаются руководителем.
Ревизия наличных денежных средств и ценных бумаг, хранящихся в кассе предприятия, обязательно проводится в следующих ситуациях:
- Активы организации передаются в аренду, реализуются, выкупаются.
- Составляется финансовая (бухгалтерская) отчетность за год.
- При смене материально-ответственного лица (на момент приема-передачи кассы).
- Установлены факты совершения злонамеренных действий (порча, растрата, хищение, ограбление) в отношении кассы организации.
- Катастрофы, стихийные бедствия, иные форс-мажоры и чрезвычайные ситуации, которые могли привести к ущербу для кассы.
- Хозяйствующий субъект реорганизуется или ликвидируется, что обуславливает необходимость формирования разделительного/ликвидационного баланса.
- Прочие основания, предусмотренные отечественным законодательством (например, указаниями и инструкциями Минфина РФ)[57].
В сроки, установленные руководителем предприятия, но не менее одного раза в квартал, проводится внезапная ревизия кассы с полисным, с поштучным пересчетом наличных денег и других ценностей, находящихся в кассе.
Любая проверка кассы предприятия осуществляется его внутренней структурой – специальной инвентаризационной комиссией. Как правило, такая комиссия действует в организации на постоянной основе[58].
Состав комиссии и ее полномочия утверждаются особым распорядительным актом руководства организации.
Кроме того, законодательством предусматривается возможность создания на предприятии, так называемых, рабочих ревизионных комиссий, осуществляющих значительный объем работ по одновременной проверке активов и обязательств компании.
Деятельность рабочей ревизионной комиссии хозяйствующего субъекта также регламентируется соответствующим приказом руководителя.
В комиссию по инвентаризации денежных средств кассы предприятия обычно включаются следующие лица:
- представители руководства;
- сотрудники бухгалтерии;
- работники подразделения организации, осуществляющего финансовый контроль и внутренний аудит;
- независимые аудиторы (специалисты компаний, предоставляющих услуги аудита), если существует необходимость (целесообразность) их привлечения;
- работники отдела безопасности предприятия;
- специалисты иных подразделений организации (по необходимости)[59].