Файл: Документирование и инвентаризация на предприятии ООО «Гермес Ритейл».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы документирования и инвентаризации
1.1 Понятие документов, виды и значение документирования в бухгалтерском учете
1.2 Понятие и цели инвентаризации
1.3 Классификация инвентаризаций, проводимых в организации
2. Документирование и инвентаризация на примере ООО «Гермес Ритейл»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Порядок проведения инвентаризации на предприятии и отражение результатов
2.3 Документальное оформление инвентаризации
3. Проблемы и пути совершенствования инвентаризации в ООО «Гермес Ритейл»
3.1 Проблемы инвентаризации в организации
3.2 Пути решения проблем инвентаризации в торговой организации
Рассмотрим, цели проведения инвентаризации:
- определение фактического количества собственного или несобственного (но числящегося на балансе организации) имущества с целью обеспечения его сохранности и определения неучтенных ценностей;
- выявление фактического количества материально-производственных ресурсов, которые были задействованы в процессе производства;
- определение недостач и излишков;
- определение корректности ведения бухучета в оценке имущества и финансовых обязательств;
- определение корректности следования порядкам содержания товарно-материальных ценностей, денежных средств, а также эксплуатации основных средств[22].
Инвентаризация, что это такое простыми словами – это пересчет всего содержащегося на балансе предприятия. Считают все имущество, от зданий и сырья до канцелярии. Такая проверка выявляет недостатки, кражи и излишки. Провести ее несложно, если правильно подготовиться[23].
Регулярно каждая компания должна проводить подобный подсчет. Это главный метод контроля и учета всего, что есть на складе. От того, насколько качественно и внимательно сотрудники работают с имущественными ценностями, будут зависеть фактические остатки.
Что предстоит пересчитать:
- основные средства[24];
- запасы производства;
- вклады финансов;
- нематериальные активы;
- производимая и созданная продукция;
- деньги;
- товары;
- иные материальные и нематериальные элементы на балансе.
Чтобы пересчитать финансовые обязательства, нужно посчитать кредитные и другие договоры. Все, что относится к товарному или денежному кредиту, займу, вложению – тоже учитывается и вносится в ведомость.
Инвентаризация – это определение действительных остатков и выявление расхождения факта с документально учтенным.
Цель – выявить фактические размеры, высчитать отклонения и расхождения реального с планом. Объем – сумма того, что есть в магазине или компании. Это все, что необходимо считать.
Все изменения должны быть учтены в управленческом и бухгалтерском учете. У каждой вещи есть материально-ответственное лицо. Если кладовщик принимает на хранение товар, он отвечает за него. Изменения отражаются в программе, бухгалтерия видит их все[25].
Каждый месяц или другой равный период нужно проводить переучет, чтобы знать о достоверных объемах товара, сырья и прочих ценностей.
В упрощенном виде подсчет выглядит так:
Остаток на начало периода + пришедшее количество – израсходованные материалы = результат на конец срока[26]
Чтобы узнать первое число, распечатывают имеющиеся данные из программы. Если программный учет не ведется, то поднимают информацию из прошлой процедуры пересчета[27].
Существует специальный нормативный приказ, который определяет, в каком порядке и на каких правилах осуществляется процедура. Это условие министра финансов, изданное 13 июня 1995 года. Номер документа №49.
Целей у этого мероприятия несколько:
- Определение фактического количества имущества, числящегося за организацией. Смысл в нахождении неучтенного, недостатков и пересортицы, а также – в проверке состояния.
- Сопоставление реальных размеров запасов и прочего с базами данных. Нужно найти отличия и ответственных лиц.
- Выравнивание. Чтобы дальнейшая хозяйственная деятельность велась правильно и без ошибок.
- Контроль полноты учета. Насколько полно отражается все, что есть в фирме, в системе.
- Отслеживание соблюдения правил использования и хранения основных средств.
Инвентаризация – это проверка состояния всех ценностей фирмы, отражения правильности изменений и условий хранения[28].
В большинстве случаев настоящий и регулярный подсчет позволяет вовремя выявить злоупотребление положением работниками, невнимательность и безответственность[29].
Если переучеты проходят только на бумаге, толку от них не будет. Это бессмысленные протоколы и ведомости, которые просто лежат горой в архиве. Смысл имеют только реальные мероприятия.
Создавать фиктивную документацию подчиненные будут в двух случаях, если:
- перегружены основной работой;
- проводят махинации с вверенными ценностями[30].
Чтобы повысить процент действительного пересчета в первом случае, нужно выделить сотрудника, который будет заниматься только этим. Это может быть внутренний человек, временно освобожденный от прямых обязанностей, либо внешний приглашенный ревизор. Так получится максимально точно все пересчитать и подбить остатки. Попытка просто загрузить работников дополнительными задачами может закончиться неверными данными и некачественными подсчетами, плохо выполненными основными заданиями в течение дня[31].
Во втором случае несоответствия могут выявить только эксперты со стороны. Все попытки провести переучет своими силами не будут давать действительных результатов. Это просто отписки и заполненные бумаги с придуманными цифрами.
1.3 Классификация инвентаризаций, проводимых в организации
Основываясь на особенностях деятельности и целях проведения инвентаризации, каждая компания выбирает разные виды инвентаризации.
Один из способов классификации инвентаризации – периодичность проведения. Здесь можно выделить два вида: плановая и внеплановая инвентаризация. Рассмотрим каждый вид подробно[32].
Плановая инвентаризация – это вид инвентаризации, который проходит согласно плану контрольно-ревизионных работ ревизионной комиссии или внутреннего аудита, а также в соответствии с учетной политикой предприятия. Также плановая инвентаризация может быть проведена согласно законодательству[33].
Инвентаризация, которая проводится ежегодно перед составлением годового отчета, относится к плановой инвентаризации.
Внеплановая инвентаризация – это вид инвентаризации, осуществление которых не отражается ни в учетной политике компании, ни в плане контрольно-ревизионных работ[34].
Такую инвентаризацию еще называют внезапной. Проводят внеплановую инвентаризацию либо сотрудники аудиторских компании при осуществлении внешнего аудита, либо внутренние ревизоры, которые входят в состав ревизионной комиссии, либо инвентаризационная комиссия предприятия, основной целью которой является обнаружение фактов нарушения законности и т.д[35].
Другой способ классификации видов инвентаризации – полнота охвата имущества и обязательств. Здесь можно выделить два вида инвентаризации: полную и частичную.
Полная инвентаризация – это вид инвентаризации, основной целью которого является проверка всего имущества и обязательств компании на определенную дату. Как правило, полная инвентаризация проводится перед началом подготовки годового бухгалтерского отчета, либо при изменениях внутри предприятия[36].
Частичная инвентаризация – это вид инвентаризации, основной целью которой является проверка определенных видов ценностей компании. Еще такой вид инвентаризации называют выборочной инвентаризацией. Это может быть инвентаризация финансовых средств в кассе, либо инвентаризация материалов на складе[37].
Причинами проведения частичной инвентаризации может быть обнаружение фактов нарушения порядка и сроков исполнения инвентаризации, незаконное списание основных объектов.
Решение о проведении полной или частичной инвентаризации принимается самим предприятием. Данный вопрос должен быть отражен в приказе по учетной политике организации, основываясь на требованиях законодательства.
И последний способ классификации видов инвентаризаций – метод проведения инвентаризации. Здесь всего два вида инвентаризации: натуральная и документальная инвентаризации.
Натуральная инвентаризация – это вид инвентаризации, основа которого заключается в наблюдении объектов и обозначении их числа при помощи подсчета, измерения, взвешивания и т.д[38].
Документальная инвентаризация – это вид инвентаризации, основной целью которой является проверка документального подтверждения наличия объектов.
Каждая организация обязана проводить инвентаризацию всех групп имущества и финансовых обязательств[39].
Проводит инвентаризацию либо ревизионная комиссия, либо сотрудники компании, или же постоянно действующая комиссия.
Инвентаризационная комиссия состоит из сотрудников администрации и бухгалтерии. В отдельных случаях компания может привлечь сотрудников внутреннего аудита. Финальный состав инвентаризационной комиссии утверждается руководителем предприятия[40].
Задача инвентаризационной комиссии – сравнение фактического показателя объектов организации с данными, указанными в бухгалтерском учете.
Есть две разновидности инвентаризационных комиссий: рабочие и разовые комиссии.
Рабочая комиссия – это вид инвентаризационных комиссий, которые проводят плановые инвентаризации в местах хранения объектов инвентаризации[41].
Данный вид инвентаризационных комиссий, как правило, организуется для одновременной инвентаризации при обширном количестве работы или в случаях, когда объекты инвентаризации находятся в разных местах.
Разовая комиссия – это вид инвентаризационной комиссии, которая осуществляет выборочные инвентаризации.
Перед началом проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия обязана подготовить календарный план проведения инвентаризации. После чего необходимо обозначить задачи каждой промежуточной бригады инвентаризационной комиссии. Затем каждая промежуточная группа инвентаризационной комиссии определяет программу проведения инвентаризации конкретных ценностей и формирует задачи для каждого конкретного сотрудника инвентаризационной комиссии[42].
Инвентаризационную комиссию возглавляет председатель комиссии, а каждую отдельную группу возглавляет бригадир.
Важно отметить, что результаты инвентаризации могут считаться недействительными, в случае отсутствия даже одного члена инвентаризационной комиссии.
Перед началом проведения инвентаризации руководитель компании и главный бухгалтер в обязательном порядке проводят собрание для членов инвентаризационной комиссии, где обозначают цели, задачи и правила осуществления инвентаризации[43].
До инвентаризации бухгалтерия должна подготовить все необходимые документы: описи, промежуточные акты, сличительные ведомости и т.д.
Унифицированные формы учета результатов инвентаризации определены постановлениями Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 и от 27 марта 2000 г. № 26.
Общий порядок проведения определен Методическими указаниями по инвентаризации[44].
Старший бухгалтер предприятия отвечает за корректное документальное оформление инвентаризации.
Сличительная ведомость – документ, в котором обозначаются результаты инвентаризации, а также определяется порядок управления инвентаризационными разницами[45].
Перед проведением инвентаризации необходимо оформить порядок проведения инвентаризации. Данный документ идет как приложение к приказу об учетной политике. Есть несколько важных моментов, которые необходимо указать в порядке проведения инвентаризации:
- график проведения инвентаризаций на год;
- обозначить даты, в которые планируется осуществить плановые инвентаризации;
- обозначить имущества и обязательства, инвентаризация которых запланирована[46].
До начала инвентаризации директор компании должен издать приказ о проведении данного мероприятия. В этом документе необходимо указать объекты инвентаризации, сроки проведения и состав инвентаризационной комиссии. Приказ должен быть зарегистрирован в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации[47].
Важно учитывать, что приказ о проведении инвентаризации должен быть подготовлен за 10 дней до старта.
В завершении инвентаризации материальных объектов составляются акты и описи инвентаризации.
Инвентаризационная опись – основной документ первичной документации учета результатов вещественной инвентаризации.