Файл: Основы бухгалтерского учета. Учет труда и заработной платы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА В ООО «Альфа+»

2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Альфа+»

Основными направлениями деятельности фирмы ООО «Альфа+» являются следующие:

- розничная торговля мясом, птицей, рыбой;

- торговля напитками, соками, водами;

- торговля фруктами, овощами и картофелем;

- торговля хлебобулочными изделиями;

- торговля кондитерскими изделиями;

- торговля алкогольными напитками.

Организационную структуру «Альфа+» можно представить на рис. 2.

Генеральный директор

Склады

Администрация

Продукты

Экономический отдел

Бухгалтерия

Специалист по приемки товаров

Кассовые зоны

- мясо, птица, рыба

- напитки, соки, воды

- фрукты, овощи;

- хлебобулочные и кондитерские изделия

- алкогольные напитки

Отдел

снабжения

Отдел продаж

Рис. 2. Организационная структура ООО «Альфа+»

Организация и контроль финансово-экономической и учётной деятельности фирмы ООО «Альфа+» осуществляется главным экономистом (рис. 3).

Экономический

отдел

Бухгалтерия

Главный бухгалтер

бухгалтер

бухгалтер-кассир

Главный экономист

Рис. 3. Организационная структура управления

экономическими службами фирмы «Альфа+»

Структура бухгалтерского аппарата фирмы «Альфа+» характеризуется простым построением бухгалтерии.

Бухгалтерский аппарат состоит из трех человек – главного бухгалтера, бухгалтера, бухгалтера-кассира.

В обязанности главного бухгалтера входит правильность ведения бухгалтерского учёта в целом, формирование Учётной политики фирмы «Альфа+», составление бухгалтерского баланса, составление других отчётных форм, разработка рабочего плана счетов, ведение учёта издержек, продукции, финансовых результатов, обеспечение учёта и осуществление финансовых, кредитных и расчётных операций, проверка всех расчётов фирмы «Альфа+».

Бухгалтер фирмы «Альфа+» осуществляет учёт административных расходов деятельности предприятия, учёт расчётов с подотчётными лицами, осуществляет учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками, учёт прихода и расхода материальных ценностей.


Бухгалтер-кассир осуществляет организацию хранения денежных средств в кассе фирмы «Альфа+», ведет кассовую книгу, формирует оборотно-сальдовые ведомости по счетам 50, подготавливает документы в банк, осуществляет сверку расчётов с банком.

  1. Рассмотрим экономические показатели деятельности фирмы «Альфа+» в таблице 1:
  2. Таблица 1

Показатели деятельности фирмы «Альфа+» за 2015-2017гг.

Показатели

2015г.

2016г.

2017г.

Темп прироста, %

2016г. от 2015г.

2017г. от 2016г.

2017г. от 2015г.

1. Товарооборот, тыс. руб.

24338

25575

39703

+4,55

+55,23

+63,13

2. Численность работ-

ников, чел.

44

47

52

+6,82

+10,64

+18,18

3. Выработка 1 работ-

ника, тыс. руб.

553,13

544,15

763,51

-1,62

+40,31

+38,03

4. Cебестоимость про-

даж, тыс. руб.

17029

18103

30917

+6,31

+70,78

+81,55

Основные средства, тыс. руб.

32601

33001

33612

+1,23

+1,85

+3,10

Оборотные средства, тыс. руб.

19303

23604

74575

+22,28

+215,94

+286,34

5. Валовая прибыль, тыс. руб.

7309

7472

8786

+2,23

+17,59

+20,21

6. Прибыль от продаж, тыс. руб.

5879

5867

7053

-0,20

+20,21

+19,97

7. Чистая прибыль, тыс. руб.

4703

4968

5642

+5,63

+13,57

+19,97

  1. В течение всего анализируемого периода наблюдается увеличение товарооборота, что является благоприятным фактором (рис. 4).

Рис. 4. Динамика роста товооборота в 2015-2017гг., тыс. руб.

  1. В 2016 году наблюдается рост товарооборота по сравнению с 2015г. с 24338 тыс. руб. до 25575 тыс. руб. или на 5%.
  2. В 2017г. наблюдается рост товарооборота с 25575 тыс. руб. до 39703 тыс. руб. или на 55%.
  3. В целом за период товарооборот возрос на 63%.
  4. Растет в течение всего анализируемого периода численность работников, что свидетельствует о расширении деятельности.
  5. За весь период произошло увеличение численности на 18% (или 8 чел.) и на конец 2017г. общая численность работников составила 52 чел. против 44 чел. в 2015г.
  6. Увеличение выработки за анализируемый период произошло на 38%, что является благоприятным фактором, так как свидетельствует об эффективном использовании трудовых ресурсов организации (рис. 5).

Рис. 5. Динамика роста (снижения) производительности труда

работников фирмы ООО «Альфа+», тыс. руб.

  1. О повышении эффективности по обычным видам деятельности ООО «Альфа+» свидетельствует динамика валовой прибыли.
  2. За анализируемый период произошло увеличение валовой прибыли фирмы «Альфа+» с 7309 тыс. руб. до 8786 тыс. руб. или на 34%.
  3. Прибыль от продаж фирмы «Альфа+» также возросла за период 2015-2017гг. на 20%.
  4. Чистая прибыль фирмы «Альфа+» составила в 2017г. 5642 тыс. руб., что на 20% больше 2015г. (рис. 6).

Рис. 6. Динамика роста чистой прибыли в 2015-2017гг., тыс. руб.

В ООО «Альфа+» за последние три года наблюдается тенденция увеличения производительности труда.

В целом, за период 2015-2017гг., производительность труда возросла на 38%, что говорит об эффективном использовании трудовых ресурсов на предприятии.

2.2. Документальное оформление операций по оплате труда

Важными моментами в организации бухгалтерского учёта фирмы «Альфа+» являются учётная политика, рабочий план счетов, график документооборота.

На основании Плана счетов от 31.10.2000г. №94н в ООО «Альфа+» утверждается рабочий план счетов. Первоначальные сведения отражаются в первичных документах фирмы «Альфа+».

На основе первичных учётных документов составляются сводные учётные документы и оформляется график документооборота фирмы «Альфа+» (таблица 2):

Таблица 2

График документооборота фирмы «Альфа+»

Наименование первич-

ного документа

Срок предс-

тавления

ФИО ответственно-

го лица, должность

Табели учёта рабочего времени

1-е число месяца, сле-

дующего за отчётным

Начальники участков

Заявка на товаро-материаль-

ные ценности

В течение 3 дней

Начальник отдела пла-

нирования

Заказ ТМЦ

В течение 5 дней

Начальник отдела снаб-

жения

Договор с поставщика-

ми и подрядчиками

В течение 10 дней

Начальник ОМТС

Отчёт о движении гото-

вой продукции

5-е число месяца, сле-

дующего за отчётным

Начальник произ-

водственного участка

Материальные отчёты

1-е число месяца, сле-

дующего за отчётным

Главный бухгалтер

Акты о выполненных работах

В течение 5 дней

Начальники участков (подразделений)

и т.д.


В целом можно выделить три группы документов по оплате труда, используемых в ООО «Альфа+»:

- оперативный учёт (унифицированные формы первичных учётных документов);

- аналитический учёт;

- синтетический учёт.

С 1 января 2013г. требований о применении унифицированных форм в законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» нет. Но и запрета на их использование тоже нет, поэтому в ООО «Альфа+» их по-прежнему применяют.

1) Первая группа (оперативный учёт) - унифицированные формы первичных учётных документов, применяемые в ООО «Альфа+»:

- Форма № Т-1 «Приказ (распоряжение) о приёме на работу»;

- Форма № Т-2 «Личная карточка»;

- Форма № Т-5 «Приказ о переводе на другую работу» и др.

Приём на работу оформляется «Приказом о приёме на работу» (форма № Т-1). Форма № Т-1 заполняется в бухгалтерии ООО «Альфа+».

Форму № Т-2 «Личная карточка» заполняют и ведут в одном экземпляре на всех работников ООО «Альфа+».

Оформляется перевод «Приказом о переводе на другую работу» - Форма № Т-5. Работник бухгалтерии заполняет её в двух экземплярах, которые хранится в бухгалтерии ООО «Альфа+».

Увольнение работника оформляется «Приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора» - Форма № Т-8. Такой приказ в двух экземплярах составляется в бухгалтерии ООО «Альфа+».

2) Вторая группа (аналитический учёт) - осуществляется в Форме № Т-51 «Расчётная ведомость». На её основании заполняют Форму № Т-53 «Платёжная ведомость».

Аналитический учёт по оплате труда ведётся в расчётно-платёжной ведомости.

3) Третья группа (синтетический учёт) - журнал-ордер № 10 (таблица 3): запись в журнал производят из ведомости по кредиту 70 счёта.

Дебетовые обороты по счёту 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» записывают в Главную книгу.

Таблица 3

Журнал-ордер № 10 по счету 70

№ строки

Дата

С креди та счёта 70 в дебет счетов

Итого

07

«Оборудо-

вание к ус-

тановке»

10

«Мате-

риалы»

20

«Основное произ-

водство»

44

«Расходы на про-

дажу»

84

«Нераспре-

делённая прибыль»

1

20.03.16

30 000

30 000

Бухгалтерский учёт на счете 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» и на счете 68 «Расчёты с бюджетом» (субсчет 4 «Налоги на доходы физических лиц») в фирме ООО «Альфа+» осуществляется на основании следующих документов:


Таблица 4

Документы, на основании которых в ООО «Альфа+»

производятся записи по счетам 70 и 68

Счет

Регистры синтети-

ческого учёта

Регистры аналитического учёта

Документы, на основании ко-

торых произ-

водятся записи

70 «Расче-

ты с персо-

налом по оп-

лате труда»

Ж/о

№ 10,

№ 10/1,

№ 10а

- Ведомость № 8 «Книга учёта депонирован-

ной зарплаты»;

- Вед-сть № 12 учёта затрат в подразд-ниях;

- Вед-сти № 13, 13а учёта затрат в обслужи-

вающих производствах;

- Вед-сть № 15 по аналитическому учёту сче-

там 26, 31, 43;

- Вед-сть № 18 учёта затрат по капиталь-

ным вложениям к сч. 08

Личная кар-

точка,

Главная книга,

ж/о № 1, 2, 7, 8, 9, 10, 15

68 «Расче-

ты с бюдже-

том» (по суб-

счетам)

Ж/о

№ 8

Вед-сть № 7 учёта с разными деб-рами и кре-

диторами (с вкладным листом на кажд. 20 де-

биторов или кредиторов)

Декл-ция о до-

ходах физичес-

кого лица, Гл. книга, ж/о №1, №2, №8, №13

Рассмотрим, как в ООО «Альфа+» осуществляются расчёты заработной платы при использовании почасовой и помесячной повременной тарифной системы оплаты труда.

Таблица 5

Сравнение расчёта заработной платы за июль 2017г. при

применении почасовой и помесячной тарифной ставки

Отдел,

работник

Тарифная

ставка

Отработанное

время

Сумма начис-

ления, руб.

почасовая, руб.

помесячная, руб.

в часах

в днях

1. Участок отделочных работ:

Громов А.Н.

109,05

176

19192,8

2. Хозяйственный отдел:

Светлов В.А.

19800

6

5658,1

Расчёты осуществим на основании расчётного листка отдела снабжения ООО «Альфа+» за июль 2017г. и расчётного листка хозяйственного отдела также за июль 2017г.:

1) Для Громова А.Н.: 109,05х176 = 19192,8 руб.

2) Для Светлова В.А.:

В июле 2017г. был 21 рабочий день, следовательно, зарплата одного рабочего дня составляет: 19800 / 21 = 942,86 руб.