Файл: Практическая работа 10. Технологическая карта учебного занятия Правление Михаила Федоровича Романова 16131645 гг. .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа 10.

Технологическая карта учебного занятия

«Правление Михаила Федоровича Романова 1613-1645 гг.)»

Организационная информация

Уровень образования

Основное общее образование

Предмет

(курс, модуль)

История

Уровень изучения (базовый, углубленный)

базовый

Раздел

История России в XVII в.

Тема учебного занятия

Правление Михаила Федоровича Романова 1613-1645 гг.)

Класс (возрастная группа)

7

Методическая информация

Тип учебного занятия:

урок открытия нового знания


Время реализации, ак. ч.




Цель учебного занятия:

формирование целостного представления о внутренней и внешней политике Михаила Фёдоровича Романова в условиях преодоления последствий Смутного времени; продолжение развития навыков самостоятельного изучения исторического материала в ходе выполнения заданий в учебных группах; продолжение формирования ценностного отношения к прошлому своей страны.


Планируемые результаты

Предметные:

локализовать во времени (на основе знания хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной истории первой половины XVII вв., соотносить хронологию истории России и всеобщей истории; определять основные внутри- и внешнеполитические задачи России после Смуты; давать оценку деятельности Михаила Фёдоровича Романова с точки зрения решения задач по преодолению Смуты; уметь формулировать общий вывод об итогах правления Михаила Фёдоровича.


Метапредметные:

развивать навыки работы с исторической картой, уметь проводить анализ текста исторического источника по поставленным вопросам; уметь выстраивать развернутый ответ на вопрос по плану; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, обосновывать свои выводы, опираясь на текст и историческую карту; продолжать работу с терминами и понятиями; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать в группе - устанавливать рабочие отношения; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.


Личностные:

продолжить формирование умений взаимодействовать со сверстниками в ходе групповой и коллективной работы; воспитывать чувство патриотизма, любви и преданности своей Родине, на примере изучения героических усилий русского народа по преодолению последствий Смуты.


Оборудование

и материалы

- Е.В. Пчелов, П.В. Лукин «История России XVI –XVII века. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Русское слово

- Атлас История России 7 класс.

- Карты «Россия в XVII», «Внешняя политика России в XVII в.»;

Интерактивная доска, проектор, презентация. «Россия в период правления
Михаила Федоровича Романова (1613-1645 Гг.)»


Электронные ресурсы

РЭШ. «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве» https://resh.edu.ru/subject/lesson/2526/start/

Ресурсы коллекции ЭОР: сайты ФЦИОР, ЕКЦОР


Ход учебного занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Время, мин

I. ВВЕДЕНИЕ

5-10 мин.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Проверка готовности к уроку.

АКТУАЛИЗАЦИЯ

Уточнение имеющегося уровня сформированности знаний, предметных/метапредметных способов действий

Цель - мотивации к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Ребята, вспомним, какую важную тему мы изучали на прошлых уроках? Вспомнить основные вопросы нам поможет небольшая историческая разминка, в ходе которой вы ответите на предложенные вопросы.
МОТИВАЦИЯ (обеспечение заинтересованности учащихся

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебной задачи.

Задание: - Попробуйте по словесному портрету определить исторического деятеля, о котором идёт речь.

«Его родители был насильно пострижены в монахи Борисом Годуновым, а их имущество было конфисковано. Несколько лет он прожил в монастыре. При воцарении Лжедмитрия I его семье было возвращено всё имущество и он вместе с матерью возвращается в Москву. После освобождения Москвы он вместе с матерью уезжает в Кострому».

- Какое важное событие произошло в феврале 1613 г.?

- Как вы думаете, в чем заключались особые обстоятельства прихода к власти Михаила Романова?

Или учитель для создания условий для постановки проблемы может предложить детям выполнить такое задание.

Задание.

Известно, что многие правители России получали при жизни прозвища за свой характер, деятельность, реформы. Какие примеры вы можете привести?


- Всегда ли были верны эти народные прозвища?

Царь Михаил Федорович, вступивший на русский престол в возрасте 16 лет, тоже получил прозвище «Кроткий».

- Предположите, почему он мог получить такую характеристику»?

- Как вы думаете, препятствовала ли такая оценка Михаила выполнению важнейших задач, которые перед ним стояли?

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Итак, на прошлых уроках вы изучали Смутное время. Время непростое, сложное для нашего государства .

Смута разорила страну, оставила тяжелые последствия: хозяйство было разрушено, часть населения истреблена непрекращавшимися военными действиями. Резко ухудшилось международное положение страны. В 1613 г. после освобождения Москвы от польских интервентов царем стал представитель новой династии – Михаил Фёдорович Романов. В 2013 г. в России отметили 400-летие Дома Романовых.

Учитель задает вопросы:

- Какие основные вопросы нам необходимо разобрать на уроке?

Затем учитель предлагает сформулировать цель и тему урока.

Цель: формирование целостного представления о внутренней и внешней политике Михаила Фёдоровича Романова в условиях преодоления последствия Смутного времени.

Итак, тема урока «Правление Михаила Федоровича

( 1613-1645 гг.).

Земский собор 1613 г. сыграл важную роль в укреплении российской государственности после тяжелых испытаний Смутного времени. Но из Смуты страна выходила еще несколько лет.

Учитель задает вопросы, выводящие на формулировку проблемы урока.

- Вспомните, в каких европейских государствах в XIV-XVI вв. менялись правившие династии?

-Представьте, что вы оказались на месте советника молодого царя. Что бы вы посоветовали ему для вывода страны из кризиса?

- Как вы думаете, какие проблемы встали перед новой властью и перед новым царем?

- Мог ли новый 16-летний царь Михаил эффективно решить эти проблемы?

Формулировка проблемы урока.

Что стало главными задачами правления Михаила Федоровича? Как они были решены?


Самопроверка готовности, настрой на работу

Отвечают на предложенные вопросы

1)Что такое Смута?

2) Назовите хронологические рамки Смуты.

3) В XIX веке в Москве на Красной площади скульптор И.П. Мартос поставил им памятник. На нём были написаны их имена.

Назовите пропущенные в тексте стихотворения имена.

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он помечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину _________

И князю _________

Благодарная Россия».

Н.П. Кончаловская
Включаются в деловой ритм урока.


Отвечают, что речь идет о М. Романове

Ученики отвечают, что М. Романов пришел к власти в результате избрания его на российский престол народом на Земском соборе.

Учащиеся могут привести следующие примеры
Князь Владимир Святой -? (Красное Солнышко, Святой, Креститель…);

Князь Александр Ярославович-? (Невский);

Князь Иван I-? (Калита);

Князь Дмитрий Иванович -? (Донской);

Царь Иван IV -? (Грозный).

Учащиеся делают предположения.


Учащиеся с помощью учителя формулируют цель и тему урока

Формулируют проблему на основе

беседы, актуализирующей полученные ранее учениками знания.





II. Основная часть.

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ


25 -30 мин.



Как вы думаете, какие знания нам необходимы, чтобы ответить на главный вопрос урока?

На уроке мы должны разобрать следующие вопросы

1.Преодоление Смуты.

2. Внутренняя политика.

3. Внешняя политика

3.1. Смоленская война 1632-1634 гг.

3.2. «Азовское сидение» 1637-1642 гг.

Открытие новых знаний. В ходе урока на основе нашей совместной работы, включающей не только объяснение учителя, но и изучение текста учебника, исторических документов мы выполним небольшое учебное исследование для того, чтобы охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику правительства Михаила Федоровича.

Учитель предлагает использовать не только материалы учебника, но и материалы Информационного модуля, например, «Россия при первых Романовых» http://srtv.fcior.edu.ru/card/5252/rossiya-pri-pervyh-romanovyh.html

Учебное исследование.

1. Преодоление Смуты.

Углубление знаний учащихся о преодолении и итогах Смуты строится на основе объяснения учителя, включающие также вопросы и задания.

В процессе изучения этого пункта плана основное внимание обращается на решении задачи погасить последние очаги Смуты.

- Почему историки относят окончание Смуты к 1618 году?

- Определите, какие территории теряла Россия в результате Столбовского мира в 1617 г. со Швецией и Деулинского перемирия 1618 г. с Речью Посполитой?

- Какими были последствия этих территориальных потерь для России?

Учитель обращает внимание детей на важность работы с исторической картой. Внимание учащихся обращается к карте при изучении условий заключения Столбовского мира и Деулинского перемирия с Речью Посполитой.

(При подведении итогов изучения этого вопроса может использоваться интерактивная карта )

С целью систематизации знаний школьников учитель может предложить завершить начатую ранее на предыдущих уроках работу с таблицей «Основные события Смуты (1604—1618)»

2. Внутренняя политика в 1613-1645 гг.

3. Внешняя политика в 1613-1645 гг.

3.1. Смоленская война 1632-1634 гг.

3.2.»Азовское сидение» 1637-1642 гг.

3.3.Освоение сибирских земель.

При изучении основных вопросов внутренней политики учитель ставит перед семиклассниками вопросы, на которые они отвечают в процессе работы.

- Какие внутриполитические задачи стояли перед правительством Михаила Федоровича?

- Определите основные мероприятия внутренней политики М. Романова.

- Почему в первые годы царствования Михаил Романов опирался на поддержку Земских соборов?
- Почему в учебнике, с. 104, рядом с портретом царя Михаила находится портрет патриарха Филарета?

- Какую роль при дворе Михаила Федоровича играл его отец – патриарх Филарет?
Работа с иллюстрацией картины «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами» (Худ. А.П.Рябушкин,1893 г.) по следующим вопросам.

- Опишите картину.

- Предположите, какой вопрос политики Русского государства царь Михаил Федорович мог обсуждать с боярами.

Или

Работа с иллюстрацией картины «Земский собор» (Худ. С.В.Иванов).

Что такое Земские соборы?

- Опишите картину.

- Предположите, какой вопрос мог обсуждаться на Земском соборе?
- С помощью конкретных фактов докажите, что правление Михаила Федоровича осуществлялось в форме сословно-представительной монархии.
- На ваш взгляд, должен ли народ участвовать в выработке решения правительства о введении новых налогов? Объясните свой ответ.
При изучении внешней политики России в 1613-1645 гг. учитель предлагает детям изучить этот вопрос самостоятельно, используя ресурсы учебника. Деление на группы.

3.1. Смоленская война 1632-1634 гг.

3.2.»Азовское сидение» 1637-1642 гг.
При изучении внешней политики России используется карта «Внешняя политика России в XVII в.», атлас или интерактивная карта


На этом этапе урока учитель может организовать работу с текстом учебника, используя некоторые элементы (по своему выбору) педагогического приема «Ажурная пила»

ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

Великий русский писатель Н. В. Гоголь отмечал: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным».

Правление первого из Романовых – Михаила Федоровича – пришлось на тяжёлоё время.

Подведем итоги.

Что стало главными задачами правления Михаила Федоровича? Удалось ли решить эти задачи? Как они были решены?

Вывод.

М. Романову удалось решить главную задачу, преодолеть последствия Смутного времени, восстановить хозяйство и торговлю. Опираясь на деятельность Земских соборов, ему удалось сплотить вокруг себя всё общество. Ослабление царской власти в годы Смуты сменилось укреплением самодержавия.

Но не решены были внешнеполитические задачи. Не удалось вернуть земли, потерянные в годы Смуты. Эта проблема была решена его потомками. (1667 г. –Андрусовское перемирие с Речью Посполитой, возвращены Смоленские и Чернигово-Северские земли; в 1721 г. в результате Северной войны Россия получила выход в Балтийское море).


Формулируют основные вопросы изучения новой темы урока совместно с учителем
Ученики совместно с учителем вырабатывают вариант плана урока.

1.Преодоление и итоги Смуты.

2. Внутренняя политика.

3. Внешняя политика.

3.1. Смоленская война 1632-1634 гг.

3.2. « Азовское сидение» 1637-1642 гг.
Предположите, на каком уровне находилось

По ходу изучения материала учащимся предлагается выполнить следующие задания и ответить на вопросы:

- составьте в тетради хронологический ряд важнейших событий 1613-1618 годов;


С помощью карты учащиеся определяют, какие территории теряла Россия в результате Столбовского мира в 1617 г. со Швецией и Деулинского перемирия 1618 г. с Речью Посполитой и отвечают на вопросы учителя.

Заполнение таблицы «Основные события Смуты (1604—1618)»

Работа с текстом, картой и иллюстрациями учебника.

Систематизация материала.


Учащиеся делают свои предположения

Учащиеся делают свои предположения, работая с текстом учебника, иллюстрациями и используя дополнительные разъяснения учителя.


Учащиеся делают свои предположения


Групповая работа семиклассников с учебником. Класс делится на две группы, каждая из которых рассматривает по учебнику определённый вопрос:

1 группа изучает Смоленскую войну (1632-1634 гг.) в учебнике и готовит ответ на вопросы:

- Охарактеризуйте цели, основные события и итоги войны.

- Почему Смоленская война закончилась поражением?

- Оцените значение Поляновского мира для международного и внутреннего положения России.

2 группа изучает «Азовское сидение» 1637-1642 гг., используя учебник, иллюстрацию на с. 108 карту и фрагмент из исторического источника из «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков». «Ответ казаков турецким послам» (1642),

Задания:

- Используя карту в учебнике, (или атлас), опишите географическое положение крепости Азов. Какую ценность в начале XVII века представлял Азов для государства, им владеющего?

- Предположите, почему представители разных сословий в России по-разному отнеслись к возможной войне с Турцией из-за крепости Азов?

- Какие аргументы «за» или «против» они выдвигали?
Обсуждение групповой работы проводится далее на основе предложенных выше вопросов.

В конце урока учащиеся на основе изученного материала дают ответ на ключевые вопросы.
Учащиеся с помощью учителя делают выводы.
Записывают в тетрадь сформулированные выводы урока. Обмениваются мнениями об уроке.






Заключение ( контроль, оценка, рефлексия)

5 мин.

Учитель в качестве поведения итогов предлагает ответить на вопросы:

Итак, назовите главные задачи правления первого царя династии Романовых? Удалось ли решить эти задачи?

- В чём значение Поляновского мирного договора?

- Как повлияло поражение в Смоленской войне на внутреннюю политику Михаила Романова? (была проведена военная реформа)

-Что позволяет говорить о зарождении самодержавия в данный период?

РЕФЛЕКСИЯ

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самостоятельная оценка результатов своей деятельности и всего коллектива.

Подведем итоги урока, закончив предложения:

-Сегодня на уроке я узнал…

- Самым полезным и интересным для меня было…

- Я встретился с трудностью при…

У меня хорошо получилось…

- Мне это необходимо…


Возможные ответы учащихся, например::

- Поляновский мирный договора письменно зафиксировал отказ польского короля Владислава от претензий на русский престол; таким образом, Польша признала законность избрания Михаила Федоровича)
Как следствие поражения в Смоленской войне была проведена военная реформа и т.д.


Анализируют деятельность по достижению цели.

Учащиеся называют задачи

Учащиеся оценивают свою индивидуальную работу, работу в группе







ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. КОММЕНТИРОВАНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Учебник, параграф 15. Вопросы 1-3

Учитель дополнительно предлагает задания на выбор.

1. В дополнительной литературе и Интернете найдите материалы, посвященные осаде Смоленска во время русско-польской войны 1632-1634 гг. Оцените эффективность действий армий воюющих сторон. Какие ошибки были ими допущены?

2. Составьте рассказ о жизни донских казаков. Каковы были их отношения с московскими властями.

3. Составьте исторический портрет царя Михаила Романова, используя текст учебника и дополнительные материалы.