Файл: Наркомания как социальная проблема 6 1 Сущность явлений наркомании и наркотизации 6.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Наркомания как социальная проблема
1.1 Сущность явлений наркомании и наркотизации
1.2 Этапы формирования наркотической зависимости
Глава 2 Теоретические аспекты изучения сущности представлений подростков о наркомании
2.1 Источники информирования о наркотиках
- об уровне распространения наркотиков свидетельствует статистика уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Незаконный оборот наркотиков в последние годы стал мощным криминогенным фактором, усугубляющим оперативную обстановку. В некоторых регионах страны наркозависимые преступники совершают значительную долю корыстных и корыстных насильственных преступлений с целью получения средств для приобретения наркотиков15.
Растущий спрос на наркотические средства и психотропные вещества, способствующий их незаконному производству и распространению, серьезно угрожает социально-экономической и политической стабильности, национальной безопасности и суверенитету многих государств, а также здоровью и благополучию миллионов людей, главным образом молодежи.
Можно предположить, что наркотики в ситуации нечеткости ценностно-смысловых ориентаций делают неактуальными субъективно бессмысленные повседневные дела и дают субъекту какие-то новые ощущения, переживания, в том числе и те, которых нет в реальной жизни.
Ценностные ориентации служат регуляторами поведения и проявляются во всех сферах человеческой деятельности. Ценности имеют двойственный характер: они являются социальными, поскольку они исторически и культурно обусловлены, и индивидуальными, поскольку они фокусируют жизненный опыт конкретного субъекта. Ценности конкретного индивида формируются под влиянием социальной среды, особенностей социальных групп, в которые он включен.
При отсутствии у субъекта четких приоритетов, предпочтений, которые стимулировали бы ту или иную его деятельность, возникает так называемый ценностный вакуум. Он проявляется в социальном пессимизме, разочаровании в возможности улучшения жизни и отчуждении от общественной жизни. Такая ситуация значительно ослабляет правовые и моральные барьеры в сознании людей, создает ощущение вседозволенности и приводит к росту алкоголизации и наркоза общества16.
2.2 Представления подростков о наркомании
Проблема наркомании населения остается актуальной и сегодня. Особое значение, на наш взгляд, в решении этой проблемы имеет изучение представлений молодежи о наркомании.
В психологии он рассматривается как визуальный образ явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий), а также ранее полученной информации об этом событии путем воспроизведения его в памяти или в воображении.
Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, которые остаются после реальных возбуждений центральной нервной системы во время восприятия.
Исследования И. П. Павлова доказали, что эти «следы» сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы. Сохранившиеся следы возбуждений, имевших место во время известной активности ощущений и восприятий индивида, создают необходимые условия для построения необходимого представления, возникающего в результате формирования условных временных связей в коре головного мозга за счет функции первой сигнальной системы. Образы предметов, сцен, событий, явлений, возникающие на основе их воспоминаний или продуктивного воображения, могут относиться как к прошлому, так и к возможному будущему.
Изучение представлений молодежи о наркомании позволяет прогнозировать тенденции распространения наркомании, что является необходимым условием определения состояния и перспектив развития системы первичной профилактики наркомании в образовательных учреждениях Российской Федерации17.
Эмпирическое исследование (февраль-июнь 2021 г.) показало, что существуют значительные различия в представлениях студентов университетов и наркоманов о наркотиках и наркомании. Гипотеза была проверена в экспериментальном исследовании.
Испытуемыми были 35 студентов 1-4 курсов Амурского государственного университета (возраст от 17 до 22 лет) и 20 больных наркоманией в возрасте от 19 до 25 лет18.
Категориальная структура выявленных представлений исследовалась с помощью контент-аналитической процедуры идентификации естественных категорий совокупного объекта. Критерии отражения того или иного социального явления в сознании группы субъектов выделяются путем анализа содержания, имеющего психолингвистические основания.
Для статистической обработки использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Респондентам было предложено в свободной форме описать:
- что такое наркомания;
- кто является наркоманом;
- почему люди становятся наркоманами;
- как отказаться от наркотиков.
В результате статистической обработки ответов пациентов с наркоманией на вопрос о том, что такое наркомания, была выявлена естественная категория «болезнь».
Для наркоманов наркомания - это заболевание, которое не связано с зависимостью от вещества и его употреблением. Но употребление наркотиков, в свою очередь, связано с людьми, вами и жизнью («жизнь» - «все» - «употребление»). Эту смысловую цепочку можно интерпретировать следующим образом: вся жизнь - это польза.
В целом система представлений наркозависимых пациентов дифференцирована и характеризуется когнитивной сложностью (наличие большого количества слов-интерпретаторов, семантических блоков). В плеяде много отрицательных корреляций, что отражает представления о наркомании пациентов с наркоманией, что указывает на неопределенность и противоречивость их представлений19.
Проанализируем представления студентов о наркомании. Наркомания представлена в сознании испытуемых следующими естественными категориями: «убить», «может», «исход», «летальный исход».
Семантическая структура в данном случае представляет собой два сложных дифференцированных семантических блока.
Первая из них представлена набором категорий «разрушение» - «жизнь» - «люди» - «возникает» и может быть интерпретирована следующим образом: «зависимость возникает в жизни через людей и оказывает разрушительное воздействие». В нем признается наличие человеческого фактора в качестве одного из нескольких детерминант наркомании.
Испытуемые адекватно оценивают деструктивный характер наркомании. Кроме того, в сознании студентов «зависимость» может уничтожить человека, убить его, но не до смерти, так как естественная категория «убить» основана на категории «смерть», то есть в этом случае еще есть возможность и надежда на положительное разрешение ситуации.
Однако есть момент противоречия, который отражается в связи «смерть» - «ведет» - «исход» - «летальный», и в этом смысловом комплексе есть две естественные категории (наиболее отталкивающие, отрицаемые понятия), которые находятся в логической связи друг с другом «исход - летальный»20.
Зависимость в представлениях студентов приводит к последствиям, которых может и не быть, но все же имеет определенный результат. Связь «может» - «не» - «быть» - «следствие» указывает на наличие перспектив положительного разрешения ситуации. Однако доминирование негативных и ужасающих последствий зависимости в сознании испытуемых свидетельствует об их осведомленности в этой области. Поскольку чаще всего меры по профилактике наркомании являются устрашающими иллюстрациями ужасных последствий, они представляются в сознании такими картинками.
По мнению студентов, зависимость как таковая может сделать многое, о чем свидетельствует наличие естественной категории «может». Отсутствие изолятов в семантической структуре представлений характеризует их как целостные, интегрированные и дифференцированные.
Таким образом, можно сказать, что испытуемые четко понимают все возможные последствия зависимости.
Основываясь на полученных данных, можно сказать, что эта группа испытуемых, в отличие от испытуемых с наркоманией, продемонстрировала негативную оценку данной темы: в сознании студентов сложилось негативное восприятие наркотиков.
Далее была определена содержательная составляющая восприятия своего заболевания пациентами с наркоманией, которая характеризуется неопределенностью и противоречивостью в их представлениях. Проблемы, связанные с межличностными отношениями, выходят на первый план в восприятии наркозависимых пациентов.
В то же время у этой группы испытуемых наблюдается ярко выраженный момент осознания собственной идентичности и значимости. Как правило, пациенты с зависимостью от психоактивных веществ испытывают бессознательное отрицание ответственности за свое заболевание и его исход. Пациенты по-прежнему склонны оценивать себя положительно и выделять себя из общей массы людей.
Анализ представлений студентов о наркомании показывает, что наркотик является одной из главных угроз здоровью (не только физическому, но и духовному). Поэтому каждый должен нести ответственность за свое здоровье, заботиться о своем образе жизни, уметь адекватно воспринимать угрозы здоровью и реагировать на ни21х.
В настоящее время здоровье рассматривается как интегральный показатель личной безопасности в условиях наркоза общества.
Важным инструментом обеспечения личной безопасности студентов в условиях наркоза общества должна стать целенаправленная система антинаркотической деятельности в вузе, которая:
- укрепит суверенитет студентов - здоровых, активных, полноценно функционирующих, самостоятельных;
- создаст у них внутренние стимулы к отказу от наркотиков и сформирует желание сохранять и развивать свой многомерный мир без посредников, без искусственных стимулов (психоактивных веществ);
- поможет осознать ценность здорового образа жизни и нести индивидуальную ответственность за свое здоровье.
Заключение
Как показывают наши исследования, молодежь не утратила ценностно-нормативных регуляторов социального поведения, и именно на этой основе мы можем строить эффективные программы профилактики наркомании. Несмотря на несомненную важность такой профилактики, которая также является профилактикой наркопреступности, с точки зрения ее эффективности в настоящее время мы можем говорить только в отношении государственных учреждений, в отличие от социальных учреждений, влияние которых может быть более значительным.
Социальна согласованность - если использование того или иного наркотика принято в группе, к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует, он почувствует необходимость применять этот наркотик, чтобы показать свою принадлежность к этой группе. Это относится ко всем наркотикам, от никотина и алкоголя до героина.
Удовольствие - одна из главных причин, почему люди употребляют наркотики, - это сопутствующие и приятные ощущения, от хорошего самочувствия до мистической эйфории.
Доступность - нелегальное потребление наркотиков наиболее высоко там, где они легче доступны, например, в крупных городах. Применение легальных наркотиков также возрастают с доступностью.
Любопытство - в отношении наркотиков заставляет некоторых людей начать самим принимать наркотики.
Нередко толчком к вступлению подростка на опасную наркотическую тропу является отрицательный пример родителей, грубое обращение и самоустранение от воспитания ребенка.
Очень важно для родителей, педагогов, врачей определить на самых ранних стадиях приобщение ребенка или подростка к наркотикам.
Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости не абсолютны, но часто помогают в определении лиц, употребляющих наркотики. Наружность их не бывает совершенно ужасной. Если ориентироваться на внешние признаки, следует помнить, что они не подходят к наркоманам с небольшим стажем.
10-12 лет. Ребята этого возраста наркотические вещества употребляют редко. Им пока достаточно курение табака. Это уже поднимает их рейтинг среди одноклассников в школе и во дворе. Типичным в этом возрасте является формирование групп для употребления дешевых токсических веществ (бензин, растворители, клей).
13-14 лет. Их интересует возможное употребление так называемых «легких» наркотиков. Подростки этой группы уже эпизодически пробовали некоторые виды стимуляторов из любопытства. Информация идет друг от друга. Представление о наркомании как о тяжелой болезни отсутствует. Считают, что наркотики не опасны. Они не видят угрозы физической, психической зависимости. Верят в то, что в любое время смогут отказаться от употребления наркотиков.
15-17 лет. Молодые люди этого возраста знают о наркотиках гораздо больше, чем подростки из предыдущей группы. Довольно часто их теоретические знания подкреплены и собственным опытом. В этом возрасте появляются новые формы общения, проведения досуга, любовь. По отношению к наркотикам молодежь в этом возрасте можно разделить на: сторонников, противников и колеблющихся.