Файл: 2. Как можно назвать рассказы мальчиков россказнями, преданиями, поверьями Как их называл сам Тургенев.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бежин луг – Тургенев

1. Вы прочитали ещё одно произведение И. Тургенева — «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?

Устно.

2.  Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?

Я бы именовал рассказы мальчишек прямо за Тургеневым «поверьями»: «— Покойников во всяк час видеть можно, — с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знач все сельские поверья...»

3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.

Я думаю, что детали, щедрость красок нисколечко не заслоняют главное, потому что конкретно на этих описаниях и приёмах держится единство текста, его смысл. Только задумайтесь, рассказ именуется «Бежин луг», а означает, главное в нём — именно природа, конкретно все эти описания, чувства рассказчика и мальчишек, рождающиеся именно из восприятия природы вокруг их.

5. Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Из этого рассказа можно было выяснить, что Наша родина — очень одухотворённая страна: с ранешнего возраста люди в ней думают о смысле бытия. Обитатели её хранят богатую устную традицию, передают её из поколения в поколение. Наша родина — очень прекрасная, богатая природой страна.

Совершенствуйте свою речь (к стр. 199)

1. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым.

Устно.

2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?

Описания природы в этом рассказе помогают нам лучше ощутить и узреть русскую душу: как она одухотворённая, близкая к природе, ко всему естественному. Ведь все чувства и мысли героев (рассказчика и мальчишек) появляются конкретно под воздействием на их окружающей обстановки — Бежина луга и его окружностей.


Тьма, ночь, жуткие предания, вероятнее всего, символизируют трудные времена для крестьянства, для их малышей. Но обычный российский люд сильный, смелый (как Павел), он всё переживёт, выдержит, не ужаснется — и наступит рассвет, утро (наилучшие времена, может быть, даже отмена крепостного права). Пришествие утра выступает в этом рассказе в роли предсказания.

3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.

3. 4. Федя. Около 14-ти лет, прекрасный, хороший мальчишка из богатой крестьянской семьи. У него нет необходимости ехать ночкой на луг сторожить табун, но он всё равно отчаливает туда с друзьями: он реальный российский человек, любит природу и тянется к ней.

Павел. Около 12-ти лет. Большой, не очень красивый, но прочно сложенный мальчишка. Самый серьёзный, смелый и сильный из всех пятерых. Немногословен, видно, что он не очень верует во все эти страшилки. Его собственная история о затмении солнца завершается бытовым, а совсем не магическим разрешением. Рассказчику он нравится больше всего. Конкретно он не дремлет на рассвете — такие, как он, будут биться за улучшение жизни крестьян. И пусть он через год погиб (такие уж пока у нас тёмные времена), на российской земле ещё много таких, как он, они выстоят.

Илюша. Двенадцать лет. Не очень приметный мальчишка. Зато он лучше всех знает и хранит устную традицию российских поверий: он ведает и про домового, и про приказчика Ермилу с барашком, и про покойного барина, что отыскивает разрыв-траву, и про то, как люди прогуливаются на паперть глядеть пророчество, кто в этом году умрёт, и про Тришку, и про лешего.

Костя. 10 лет. Печальный, грустный мальчишка, и ведает грустную историю про русалку и плотника Гаврилу, склонен думать о смысле жизни. Незначительно труслив. Его история и на поверье-то не достаточно похожа: она базирована на его ужасах.

Ваня. Самый небольшой: ему всего лет семь. Не труслив. Маленький мечтатель.

Проверочная работа 7. И. С Тургенев. Бежин луг

Вариант 1

Прочитайте приведённые ниже фрагменты рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово или словосочетание.

Первый фрагмент

Настало опять молчание.

— Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на божьи звёздочки, — что пчёлки роятся!



Он выставил своё свежее личико из-под рогожи, опёрся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились.

— А что, Ваня, — ласково заговорил Федя, — что, твоя сестра Анютка здорова?

— Здорова, — отвечал Ваня, слегка картавя.

— Ты ей скажи — что она к нам, отчего не ходит?..

— Не знаю.

— Ты ей скажи, чтобы она ходила.

— Скажу.

— Ты ей скажи, что я ей гостинца дам.

— А мне дашь?

— И тебе дам.

Ваня вздохнул.

— Ну, нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она такая у нас добренькая.

И Ваня опять положил свою голову на землю. Павел встал и взял в руку пустой котёльчик.

— Куда ты? — спросил его Федя.

— К реке, водицы зачерпнуть: водицы захотелось испить.

Собаки поднялись и пошли за ним.

— Смотри, не упади в реку! — крикнул ему вслед Ильюша.

— Отчего ему упасть? — сказал Федя, — он остережётся.

— Да, остережётся. Всяко бывает: он вот нагнётся, станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе. Станут потом говорить: упал, дескать, малый в воду... А какое упал?.. Во-вон, в камыши полез, — прибавил он, прислушиваясь.

Камыши точно, раздвигаясь, «шуршали», как говорится у нас.

Второй фрагмент

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.

Третий фрагмент

Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

(И. С. Тургенев, «Бежин луг»)

1. Укажите название цикла произведений, в который входит «Бежин луг» И. С. Тургенева.

Ответ: ...

2. Первый фрагмент текста представляет собой разговор героев между собой. Как называется данный вид речи?


Ответ: ...

3. Как называется приём создания образа героя, основанный на описании его внешности (второй и третий фрагменты текста)?

Ответ: ...

4. В характеристике мальчиков — Феди и Вани — подчёркивается, что первый из них принадлежит к богатой семье, второй — к бедной. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Ответ: ...

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, в описании Феди отмеченные автором нарядная рубаха, новый армячок, гребешок и сапоги)?

Ответ: ...

6. К какому художественному приёму прибегает автор в начале первого фрагмента: «... звёздочки, — что пчёлки...»?

Ответ: ...

7. Из предложения «Он выставил своё свежее личико из-под рогожи, опёрся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза» выпишите эпитеты.

Ответ: ...

• Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 8 и 9 в объёме 5 — 7 предложений каждый.

8. Как в приведённых фрагментах текста выражается авторское отношение к героям?

Ответ: ...

9. Каким человеком предстаёт в них рассказчик? На что он обращает внимание? О чём размышляет?

Ответ: ...

Вариант 2

Прочитайте приведённые ниже фрагменты рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово или словосочетание.

Первый фрагмент

— Ведь это тебя водяной звал, Павел, — прибавил Федя... — А мы только что о нём, о Васе-то, говорили.

— Ах, это примета дурная, — с расстановкой проговорил Ильюша.

— Ну, ничего, пущай! — произнёс Павел решительно и сел опять, — своей судьбы не минуешь.

Мальчики приутихли. Видно было, что слова Павла произвели на них глубокое впечатление. Они стали укладываться перед огнём, как бы собираясь спать.

— Что это? — спросил вдруг Костя, приподняв голову.

Павел прислушался.

— Это кулички летят, посвистывают.

— Куда ж они летят?

— А туда, где, говорят, зимы не бывает.

— А разве есть такая земля?

— Есть.

— Далеко?

— Далеко, далеко, за тёплыми морями.

Костя вздохнул и закрыл глаза.

Уже более трёх часов протекло с тех пор, как я присоседился к мальчикам. Месяц взошёл наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде... Но уже склонились к тёмному краю земли многие звёзды, ещё недавно высоко стоявшие на небе; всё совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает всё только к утру: всё спало крепким, неподвижным, перед рассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, — в нём снова как будто разливалась сырость... Недолги летние ночи!.. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями... Собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы... Сладкое забытьё напало на меня; оно перешло в дремоту.


Второй фрагмент

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

1. Укажите название цикла произведений, в который входит «Бежин луг» И. С. Тургенева.

Ответ: ...

2. Значительную часть первого фрагмента занимает разговор героев между собой. Как называется данный вид речи?

Ответ: ...

3. В словах Павлуши используется выражение: «... своей судьбы не минуешь». Каким термином называют меткие, образные выражения, содержащие в себе законченную обобщённую мысль?

Ответ: ...

4. Как называется приём создания образа героя, основанный на описании его внешности (второй фрагмент текста)?

Ответ: ...

5. Каким термином обозначается нарушение обычного порядка слов: «волосы чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... голова огромная»?

Ответ: ...

6. Как называется средство изображения героя, состоящее в описании открывшегося ему мира природы: «Месяц взошёл наконец; я его не тотчас заметил...»?

Ответ: ...

7. Какое средство художественной изобразительности, основанное на принципе переноса свойств одних предметов и явлений на другие, использует писатель: «Разговор мальчиков угасал вместе с огнями...»?

Ответ: ...

• Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 8 и 9 в объёме 5 — 7 предложений каждый.

8. Как в приведённых фрагментах проявляется авторское отношение к героям?

Ответ: ...

9. Каким человеком вам представляется рассказчик? На что он обращает внимание? О чём размышляет?

Ответ: ...

Описание произведения

Повествование ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Рассказчик долгое время плутает, всё это сопровождается ярким живописанием природы. Именно в тот момент, когда он готов был лечь на траву и сдаться, внезапно увидел вдалеке свет и пошёл в ту сторону.У костра сидели местные мальчишки, которые стерегли лошадей. Ребята приняли охотника и предоставили возможность переночевать у костра. Деревенские парни варили картошку и повествовали друг другу всевозможные страшные истории. Описание мальчиков из «Бежина луга» и то, как они рассказывают суеверия, позволяет раскрыть их натуру.