Файл: 2. Как можно назвать рассказы мальчиков россказнями, преданиями, поверьями Как их называл сам Тургенев.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характеристика мальчиков

В рассказе Тургенев подробно изображает пять крестьянских детей: Федю, Павлушу,

Сопоставить образы и характеры главных героев поможет таблица:

Фёдор

Возраст — четырнадцать лет.

Внешность: стройный с тонкими, мелкими чертами лица. Кудрявые, светлые волосы. Полувесёлая, задумчивая улыбка. На нём пёстрая ситцевая рубаха, новый армячок, неношеные сапоги. У него был гребешок — редкая вещь для крестьянских детей.

Характер: привык быть лидером. Добрый и ласковый, интересуется состоянием здоровья младшей сестры Вани.

Отношение к товарищам: сохраняет дистанцию с другими детьми. С интересом слушает рассказы о нечистой силе, поддерживает разговор, хотя сам историй не знает.

Положение: принадлежит к зажиточному классу, выехал в поле, ради развлечения.

Павлуша

Возраст — двенадцать лет.

Внешность: чёрные, всклоченные волосы. Серые глаза, лицо бледное, рот большой. Крупная голова, тело маленькое, неуклюжее. Вся одежда представляет собой, простую запашную рубаху и заштопанные штаны. Он смотрится нелепо внешне.

Характер: умный и прямой взгляд и звучащая в голосе сила, вызывает расположение. Не боится звуков в ночи, без хворостинки в руке поскакал один на волка, что характеризует его, как смелого и решительного.

Отношение к товарищам: только Павлуша успокаивает мальчишек, когда их что-то пугает. Не верит в суеверия и пытается убедить других. Хочет развеселить и рассказывает кратко, весёлую историю про барина.

Положение: относится к бедной семье.

Илюша

Возраст — двенадцать лет.

Внешность: длинное, болезненное лицо, с горбинкой на носу. Белые волосы торчат из-под низенькой шапки. Подслеповат, так как щурится. На нём новые лапти, опрятная чёрная верхняя одежда.

Характер: ответственный и трудолюбивый, работает вместе с братом на бумажной фабрике. Умеет увлечь историей.

Отношение к товарищам: знает много разных суеверных сочинений, которыми делится с ребятами. Может, красочно и интересно излагать.

Положение: растёт в обеспеченной семье.

Костя

Возраст — десять лет.

Внешность: маленькое, худое в веснушках лицо, заострённое, как у белочки. Тонкие губы и чёрные глаза. Привлекает внимание печальный и задумчивый взгляд. Он небольшого роста. Растёт болезненным юношей.

Характер: немного труслив, но всё равно ходит в ночное. Добрый и жалостливый мальчик.

Отношение к товарищам: решил не отставать от других и тоже поведал краткий рассказ про русалку.

Положение: живёт в бедной семье.

Ваня

Возраст — семь лет.

Внешность: русые, кудрявые волосы.

Характер: произносит всего несколько слов, из которых понятно, что он добрый ребёнок. Мальчику присущи романтические наклонности. С любовью и нежностью относится к сестрёнке.

Отношение к товарищам: неактивно участвует в беседе. Лежит под рогожей и любуется звёздным небом.

Положение: относится к малообеспеченной семье.



Презентация по произведению И.С.Тургенева «Бежин луг». Характеристика героев.





План характеристики

1. Внешние черты, портрет (лицо, фигура, костюм).
2. Психологический анализ (чувства, мысли, побуждения – внутренний мир персонажа).3. Характер (поступки, отношение к другим людям).4. Речевая характеристика героя.5. Прямая авторская характеристика героя.6. Характеристика героя другими действующими лицами.7. Изображение социальной среды, в которой живет и действует персонаж.



Портретная характеристика

У Павлуши – волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.

Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да и

Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо оживленной быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.

Без хворостинки в руке, ночью, он немало не колеблясь, поскакал один на волка…

«Что за славный мальчик!»



Портретная характеристика

Федя – это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

Одежда на нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку…



Портретная характеристика

Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза.




Портретная характеристика

Лицо Илюши было незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку.


Портретная характеристика

Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различать; но странное впечатление производило его больше, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов.



Картина пробуждения утра

в олицетворениях

«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; « и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»



в метафорах

«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; « полились кругом меня … сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»



Картина летнего дня

эпитеты в сочетании с метафорой

«Был прекрасный июльский день… небо ясно: утренняя заря … разливается
КРОТКИМ румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, но светлое и приветливо лучезарное — мирно всплывает … свежо просияет…хлынули играющие лучи и весело и величаво … поднимается могучее светило».




Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

сравнение

метафора

олицетворение

эпитет



Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

олицетворе-ние

эпитет

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»;
«вздымался угрюмый мрак»; «в застывающем воздухе»; «странное чувство», «угрюмый мрак»
«На дне ее (лощины)
торчало стоймя несколько белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания»



Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

сравнение

метафора

«Ночь приближалась и
росла, как грозовая туча»;«кусты словно вставали вдруг из земли передсамыми моими ногами»
«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»;
«с каждым мгновениемнадвигаясь, громаднымиклубами вздымалсяугрюмый мрак»;«сердце у меня сжалось»



Картины ночи

Зрительные образы

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного пути..»



Картины ночи

запахи

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи»



Картины ночи

тишина

«Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… одни огоньки тихонько потрескивали»



Картины ночи

звуки

«Вдруг где-то в отдалении, раздался протяжный звенящий, почти стенящий звук…»; «казалось., кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»




пейзаж

Темно-серое небо; облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах красным огнем горят лучины; заря разгорается, золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары; водянисто-зеленые луга; влажный блеск, разлитый в воздухе; зеленой чертой ложится след ног по росистой, побелевшей траве …



ощущения

Влажный ветер набегает легкой волной; вам холодно немножко, вам дремлется; сердце в вас встрепенется, как птица; свежо, весело, любо; как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны; вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом, гречихи и «кашки» …



звуки

Слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит; громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за нами …



Подумай и ответь!

С чего начинается рассказ Тургенева?
Чем завершается рассказ?
Для чего, с какой целью Тургенев ввел в рассказ пейзаж?
Не являются ли картины природы в рассказе лишними?
С помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко изобразить природу?
Чем определяется отбор автором тех или иных средств языка?
Какие тургеневские описания природы показались вам наиболее меткими и неожиданными?
Когда, на ваш взгляд, И.С.Тургеневу природа кажется всего прекрасней?

Отношение Тургенева к главным героям

С детства родители приучают их к труду, чтобы подготовить к тяжёлой и сложной взрослой жизни. И даже Фёдору и Илюше приходится работать, хотя они относятся к небедным крестьянским семьям. Характеристика мальчиков из рассказа «Бежин луг», даёт представление о нелёгкой крестьянской доле. Тургенев показывает, что уже в детстве закладываются личные качества человека, с которыми они потом пойдут по жизни: