Файл: 2. Как можно назвать рассказы мальчиков россказнями, преданиями, поверьями Как их называл сам Тургенев.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


доброта;

трудолюбие;

верность;

любовь к ближним;

смелость;

любознательность;

ответственность.

Описание мальчиков из «Бежина луга» показывает их богатый внутренний мир, автор пытается не только пробудить любовь к ним, но и задуматься над их дальнейшей судьбой.

В конце произведения погибает самый любимый персонаж писателя Павел, показывая, как коротка и непредсказуемая жизнь.

Вариант 2

В рассказе Ивана Тургенева, одного из лучших писателей-пейзажистов, мы знакомимся с «крестьянскими ребятишками», центральными героями, которых встречает «в ночном», то есть пасущими лошадей. И кроме того что в произведении мастерски описана природа, еще и немало внимания уделено изображению главных персонажей, их внешности и характерам, их интересам, речи.

Старший из них, Федя, возрастом около четырнадцати лет, красивый, белокурый мальчик. По его хорошей одежде можно понять, что он из обеспеченной семьи и выехал «не по нужде, а так, для забавы». Даже сапоги у него были не отцовские, а свои, значит у семьи денег в достатке. С остальными мальчиками он ведет себя несколько вальяжно, надменно.

Мальчик помладше, лет двенадцати, Павлуша, был неказистый: рябое лицо, широкие скулы, огромная голова, приземистое неуклюжее тело. Но его умный, прямой взгляд, звучный, сильный голос понравились автору-рассказчику, несмотря на скромность его одежды – замашная рубаха да порты.

Ильюша был ровесником Павла. Его лицо было подслеповато, болезненно, он щурился от огня, надвигал на глаза шапку. Его одежда была небогата, но опрятна. Новые лапти и онучи, веревка трижды стягивала стройный стан в черной свитке. Он работал с братом на бумажной фабрике, как узнает автор из разговора.

Четвертый мальчик, Костя, лет десяти, слабый, болезненный, с острым худым лицом. Его телосложение автор называет тщедушным, словно оценивая этим словом и внутренние качества героя. Особенно впечатлили рассказчика его черные глаза, блестевшие «жидким блеском». Одет довольно бедно.

Самого младшего мальчика, Ваню, автор сначала даже не заметил от того, что он так мал. Ему около семи лет, он незаметный, тихий ребенок, в течение рассказа не вылезает из-под рогожи.

Внешность мальчиков соотносится с чертами их характера, о которых автор впоследствии узнает из их разговора. Федя, хорошо одетый мальчик из зажиточной семьи, держит себя несколько высокомерно. Павлуша – умный и решительный человек, что тоже можно заметить по его взгляду, манере держать себя. Тревожность Ильюши, переданная в его облике, объясняется его искренностью, добротой, вниманием к другим людям. Маленького щуплого Костю с большими глазами автор называет трусишкой. Сразу же вспоминается пословица: «У страха – глаза велики».


КГУ»Башмачинская ОСШ

(наименование организации образования)

Поурочный план или краткосрочный план для педагога организаций среднего образования

Тема:И.С. Тургенев «Бежин луг»

Раздел: Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях

ФИО педагога Темикова Р.В.

Дата:

Класс: Количество присутствующих: Количество отсутствующих:

Тема урока И.С. Тургенев «Бежин луг»
Цели обучения в

соответствии

с учебной программой
6.1.6.1 давать развернутый ответна вопрос

6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;
Цели урока - подробно отвечать на поставленный вопрос;

-составлять цитатную характеристику героя по плану.
      Ход урока

Этап

урока

/

Врем

Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы
я
Начал

о

урока

3 мин
4 мин

1. Психологический настрой

Ребята, взгляните на доску и произнесите слово

здравствуйте.

Давайте произнесем друг другу хорошие пожелания на

каждую букву слова

з – задора

д – добра

р – радости

а – аккуратности

в – вежливости

с – старания

т – терпения

в – восхищения

у – успеха

й – интереса

т – творчества

е – единства

Отлично! Я думаю, наши пожелания помогут нам при

работе на сегодняшнем уроке.
2. Сообщение целей урока

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с

творчеством И.С. Тургенева, а именно прочитали

рассказ «Бежин луг». Сегодня мы продолжим работу
Произносят слова

приветствия и

пожелания
Учащиеся составляют

что-то в виде «списка

покупок»,в котором

записано всё то, что
Слайд со

словами

пожелания
Серед

ина

урока
10

мин

по этому рассказу. Давайте попробуем предположить,

чем именно сегодня на уроке мы с вами займемся

Метод «Список покупок»

-Сегодня на уроке, мы дадим развернутые ответы на

вопросы по рассказу «Бежин луг» и составим

цитатную характеристику персонажей.
Понимание и ответы на вопросы

4. Г

Объединение в 3 группы по жребию.

Задание 1. Сейчас в группах вам необходимо обсудить

вопросы, которые вы выбрали, и дать на них

развернутые ответы.

1.Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин

луг»?

2.О чем рассказывает нам автор в своем произведении?

3.Кем был рассказчик и почему он заблудился?

4.Кто из мальчиков больше всего запомнился
хотят сделать на



уроке и изучить.

Затем высказываются

несколько учеников.
Один ученик от

группы подходит к

учителю и выбирает

две капсулы, в

которых находятся

вопросы по рассказу

«Бежин луг».
После обсуждения

один ученик

выступает от группы
Обратная

связь на

понимание

целей урока
ФО

Устные

комментарии

учителя
Капсулы с

вопросами
5 мин

рассказчику и почему?

5.Почему ребята рассказывают друг другу страшные

истории?

6. Как вы понимаете слова "былички", "поверье"?
Анализ и интерпретация

5. К

-Перед выполнением следующего задания, давайте

повторим:

- Что такое характеристика персонажа?( Под термином

«характеристика» в русском языке понимают описание

характерных черт, данных человека, персонажа какого-либо

произведения. )

-Что такое цитатная характеристика?( Цитатная

характеристика представляет собой совокупность

отличительных свойств и качеств литературного персонажа,

составленных при помощи цитат из произведения. Цитатная

характеристика включает в себя описание внешности, черт

характера, происхождения, образования, особенностей

поведения, отношения к жизни. Цитаты могут быть от лица

автора, других персонажей или же самого героя).
Ответы детей
Устные

комментарии

учителя
https://obrazova

ka.ru/question/h

arakteristika-

chto-takoe-

opredelenie-

90726

https://obrazova

ka.ru/question/c

hto-takoe-

citatnaya-

harakteristika-

93821

https://obrazova

ka.ru/question/s

ostavit-

citatnuyu-

harakteristiku-
13

мин

-Какие правила составления цитатной характеристики

вы помните?(внимательно прочитать текст, нужно выбрать из

произведения только те отрывки, которые наиболее точно

описывают персонажа)
6. И

Задание 2.

-По плану, который вы видите на слайде, письменно

составьте цитатную характеристику персонажа ,

который вам больше всего понравился

План

1. Имя

2. Возраст

3. Внешность

4. Семья, положение

5. О чем рассказывает историю

Дифференциация «Ритм работы»

Дополнительные пункты для учащихся, справившихся

с заданием быстрее остальных

1. Отношение автора к герою
Составляют цитатную

характеристику

персонажа

письменно, в тетради
Взаимооценив

ание в паре по

дескрипторам

:

-дает

характеристик

у героя;

-опирается на

план;

- использует

подходящие

цитаты.
chto-znachit-

90212
Текст

произведения

«Бежин луг» (


учебник для 6

классая/ Л.С.

Рыгалова, Д.А.

Берденова, С.Ж.

Еримбетова.

Алматы:Атамур

а,2018.)
Слайд с

описанием

пунктов плана
3 мин
2 мин
2. Ваше собственное отношение к герою
5. Рефлексия
Раздает анкету учащимся, и предлагает оценить работу

на уроке, выбрать подходящие варианты ответа
6.

Домашнее

задание:

Нарисовать

иллюстрацию, описывающую любимый момент из

произведения.
Заполняют анкету ,

выбирая подходящий

ответ к работе на урок https://pedsovet.s

u/metodika/reflek

siya/5665_refleks

iya_kak_etap_uro

ka_fgos

И.С. Тургенев «Бежин луг»

Цель: проверить знания учащимися текстарассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»; развивать умение находить тропы и определять их роль в тексте, навыки самостоятельной работы с текстом; пробудить интерес к изучению художественной литературы.

1.В какое время года происходят события, которое описано в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

а) лето в) зима

б) осень г) весна

2. Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?

а) четверых в) пятерых

б) шестерых г) семерых

3. Самым старшим мальчиком был?

а) Илюша в) Павлуша

б) Федя г) Костя

4. Какой истории не было в рассказах мальчиков?

а) о Бабе-яге в) о водяном

б) о лешем г) о русалке

5. Что готовили мальчики на костре?

а) уху в) кашу

б) картошку г) жарили рыбу

6. Как звали сестру Вани?

а) Маруся в) Анюта

б) Дуняша г) Варвара

7. Кого на орловщине называют казюли?

а) домового в) червяков

б) маленького ребёнка г) змей

8. Кто из мальчиков рассказывал историю про Ермилу?

а) Илюша в) Павлуша

б) Федя г) Костя

9. Определите жанр рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

а) быль в) очерк

б) сказка г) повесть

Задания с кратким ответом

1.Узнайте героя рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой».


б) «На вид ему было не более двенадцати лет», «волосы всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой … тело приземистое, неуклюжее».


в) «Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить … маленького роста, сложения тщедушного».

г) «На вид мальчику было лет двенадцать», «лицо … довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы».



д) «Этому мальчику было всего семь лет. Он лежал на земле, смирнёхонько … изредка выставляя свою русую кудрявую голову».

3. Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

2. Как называются истории, которые рассказывали мальчики?

4. Кто из мальчиков рассказал больше всего историй?

5. Что такое «предвиденье небесное»?

6. Каким художественным приёмом пользуется Тургенев при описании облаков.

«Облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке»; «они так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопределённые, как дым».

7. Как называется сборник рассказов И. С. Тургенева, в который входит рассказ «Бежин луг»?

Задания для работы с текстом

  • Кто из мальчиков, по мнению автора, был из богатой семьи? Пользуясь текстом, выпишите, какие особенности подметил рассказчик.



  • Кто из мальчиков вызвал наибольший интерес и симпатию у рассказчика? Пользуясь текстом, объясните, почему?

  • В речи мальчиков есть диалектные слова, т. е. те, которые употребляются только в данной местности, замените их общеупотребительными:

откелева, на-поди, напередки, бочар, казюли.

  • В своей речи мальчики употребляют просторечные слова, которые характерны для необразованного человека, прочтите их и замените общеупотребительными.

Хоша –

Перетрусился –

Эфто –

Шти –

Куды –

Запужала –

Зачнётся –

  • Найдите в тексте рассказа «Бежин луг» картины природы, выпишите художественные приёмы, с помощью которых Тургенев рисует пейзаж.

Эпитеты –

Метафоры –

Сравнения –

Олицетворения –

Примечание.Данное задание ученики могут выполнять по вариантам: 1 вариант выписывает тропы в описании солнца; 2 вариант – неба и облаков; 3 вариант – равнины и лощины; 4 вариант – вера и ночи; 5 вариант – восход солнца и наступление нового дня.

  • Спиши отрывок из рассказа «Бежин луг», вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова. Сверь свой вариант ответа с текстом рассказа «Бежин луг».

Утро ………………………….. Еще нигде ……………………………………. заря, но уже ………………………. на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо ………………………… , …………………………………. , ………………………………. ; звезды то мигали слабым светом, то …………………….. ; ………………………………… земля, ……………………………… листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже ………………………….. и …………………………….. над землею.