Файл: Роль управления в развитии экономики, предпринимательства и общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 480
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
74. Дефицит государственного бюджета и его причины. Способы покрытия дефицита гос.бюджета.
Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Причинами возникновения бюджетного дефицита являются: – спад общественного производства; – завышенные расходы на реализации принятых социальных программ; – возросшие затраты на оборону; – рост «теневого» сектора экономики; – рост предельных издержек общественного производства; – массовый выпуск «пустых» денег и другие.
В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита: кредитно-денежная эмиссия (монетизация) долговое финансирование (внутреннее и внешнее) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.
75. Бюджетный дефицит и государственный долг.
Бюджетный дефицит — это превышение государственных расходов над налоговыми поступлениями в конкретном году; государственный долг — это общая сумма бюджетных дефицитов и избытков, накопленная с течением времени.
76. Налог как экономическая категория. Виды налогов, функции налогов
Налог - совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством (в лице соответствующих государственных структур), местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, биоэквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование.
Функции налогов: - фискальная – призвана обеспечивать поступление доходов в бюджет государства и местных органов, с точки зрения этой функции более важным является величина взимаемого налога; - регулирующая – проявляется через систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в процесс экономического развития общества.
Виды налогов. Все налоги подразделяются на несколько видов: Прямые и косвенные налоги. Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.
77. Принципы построения налоговой системы. Кривая Лаффера
Принципы и методы налогообложения В основу построении я налоговой системы РФ заложены следующие фундаментальные принципы налогообложения: 1. принцип всеобщности и равенства налогообложения; 2. принцип недискриминации налогоплательщиков; 3. принцип экономического приоритета; 4.принцип презумпции правоты собственника; 5.принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения.
Кривая Лаффера (англ. Laffer curve) — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.
78. Фискальная политика государства. Встроенные стабилизаторы.
Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика — корзина; касса, казна, финансы) — правительственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью изменения величины расходов или доходов государственного бюджета. Один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний экономических циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
Вид бюджетной политики, при котором налоговые доходы и расходы бюджета автоматически меняются в зависимости от фазы экономического цикла так, чтобы сгладить колебания экономики. Бюджетная политика не является оперативным инструментом государственного регулирования экономики, так как законы о налогах и бюджете требуют длительного обсуждения и вступают в действие, как правило, не сразу. Поэтому становится привлекательной возможность использования автоматических стабилизаторов, которые включаются и выключаются без участия государства.
79. Необходимость и основные задачи социальной политики. Распределение и перераспределение доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.
Основной (идеальной) целью социальной политики является разрешение противоречия между текущими и перспективными интересами общества и, как правило, несовпадающими потребностями социальных групп. При этом закон возвышения потребностей, процесс их непрерывного развития, увеличения типов и видов с неизбежностью ставит вопрос об адекватной социальной политике в число утопических.
Распределение доходов в условиях рынка строится на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на них и их предложения и от предельной производительности каждого фактора. Собственники рабочей силы, участвующие в производственном процессе, получают доход в зависимости от того, какую работу и как они выполняют, то есть основным критерием распределения в данном случае является труд.
Кривая Лоренца — графическое изображение функции распределения, предложенная американским экономистом Максом Отто Лоренцем в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения. Кривая Лоренца представляет функцию распределения, в которой аккумулируются доли численности и доходов населения. В прямоугольной системе координат кривая Лоренца является выпуклой вниз и проходит под диагональю единичного квадрата, расположенного в I координатной четверти.
Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по какому-либо изучаемому признаку. Используется для оценки экономического неравенства. Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.
80. Деньги, функции денег.
Деньги — всеобщий эквивалент, выступающий измерителем стоимости товаров или услуг, легко на них обменивающийся (имеющий максимальную ликвидность). По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счетам. Выделяют основные функции денег: средство обмена, расчётная единица, средство сбережения. Ряд авторов выделяют также функцию стандарта стоимости (стандарт отсроченного платежа).
Однако сейчас все же принято выделять пять основных функций денег: средство платежа; мера стоимости; средство обращения; средство накопления стоимости; мировые деньги.
81. Кредит: сущность, функции и формы кредита.
Эти отношения представляют собой передачу материальных ценностей в денежной или иной форме, основываясь на следующих свойствах займа: возвратности срочности платности.
Функции кредита. Сущность кредита проявляется в его функциях: распределительной; эмиссионной; контрольной. Распределительная функция отвечает за перераспределение денежных ресурсов. То есть кредитные отношения помогают направлять свободные денежные активы тем, кто в них в настоящее время больше нуждается. Эмиссионная функция заключается в увеличении денежных средств, находящихся в обороте, а также в замещении наличных денег.
В зависимости от вещественной формы ссуженной стоимости выделяют: товарную форму кредита; денежную форму кредита; смешанную форму кредита. Товарная форма кредита предполагает передачу во временное пользование конкретной вещи, определённой родовыми признаками. Данная форма исторически существовала до появления денежных отношений.
82. Основные концепции денежно-кредитной политики.
Выбор правильной концепции денежно - кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но с другой стороны, государству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии. Поэтому денежно - кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Российской Федерации.
В соответствии с основными и промежуточными целями денежно-кредитной политики центральный банк в целях стабилизации экономики должен проводить антициклическую политику. Проциклическая денежно-кредитная политика усиливает тенденции в экономике (например, способствует повышению цены в условиях тенденции к их росту и снижению - в условиях тенденции к их снижению). Такая политика будет ошибочной и не отражает активной роли денежно - кредитной политики в экономике.
Антициклическая денежно - кредитная политика должна сглаживать отрицательные проявления в ходе той или иной фазы экономического цикла (уменьшать денежную массу при росте цен и увеличивать ее при падении). Так, в формировании главной цели денежно - кредитной политики Банк России исходит из того, что достижение низкого уровня инфляции является наилучшим вкладом денежно - кредитной политики в развитие экономики, т.е. проводит достаточно активную антициклическую политику.
Относительная непредсказуемость денежно - кредитной политики связана с проблемами временных лагов. Существует определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в области денежно - кредитной политики и осознания этой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации. Например, целью денежно - кредитной политики является стабилизация уровня цен. При росте цен на протяжении длительного периода у центрального банка может не быть достаточной информации. Затем происходит осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начало их осуществления. На все это необходимо время, а ситуация в экономике может поменяться. Далее возникают временные лаги между началом применения той или иной антициклической меры и ее воздействием на экономические показатели, которое усложняется непредсказуемостью в поведении экономических субъектов. Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной денежно - кредитной политики. Так, на динамику потребительских цен в России большое влияние оказывают структурные и административные факторы (например, административное повышение цен на платные услуги, устанавливаемые правительством). Банк России с помощью мероприятий денежно - кредитной политики может «сгладить» «шок» в экономике, но, естественно, с определенным, достаточно длительным лагом. Проблемы денежно - кредитной политики тесно переплетаются с проблемами инфляции. Таргетирование инфляции может стать основной целью денежно - кредитной политики. Средством достижения этой цели может быть прямое регулирование денежной массы со стороны центрального банка, а именно проведение жесткой рестрикционной денежно - кредитной политики. Но применение центральным банком жестких монетарных мер может вызвать замедление темпов роста экономики, более или менее продолжительную рецессию. Кроме того, необходимо знать причины инфляции. Если она вызывается в основном немонетарными факторами (резкое подорожание услуг жилищно-коммунального хозяйства, активная социальная политика государства, вызвавшая опережающий спрос населения на товары и услуги, избыточный рост денежного предложения в результате рекордных мировых цен на нефть, политика естественных монополий и т.п.), то, по сути, центральный банк может только «сгладить» некоторые отрицательные последствия роста цен, но не устранить причины инфляции. Повышение цен на энергоносители, попытки государства переложить рост затрат в сфере жилищно-коммунального хозяйства на другие отрасли экономики и население приводят к необходимости увеличения денежной массы в обращении для удовлетворения минимальных потребностей населения в денежных средствах и предотвращения кризиса неплатежей у предприятий.