Файл: Лабораторная работа 11. Рациональная организация режима дня младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопросы для самоконтроля

1. Каковы физиологические основы режима дня?

Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, огромный экспериментальный материал, полученный физиологами при изучении высшей нервной деятельности, показали, что режим дня - система условно-рефлекторных реакций, действующая по типу динамического стереотипа.Если ребенка кормить, укладывать спать, организовывать бодрствование в одно и то же время, то у него формируется система условных рефлексов на время приема пищи, сна, активной деятельности. Эта система условных рефлексов, которую И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом, и составляет физиологическую основу режима.

2. Каковы принципы составления режима дня?

Принципы режима дня такковы:

- строгое выполнение режима,

- постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

- деятельность должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры,

- отдых должен обеспечивать полное функциональное восстановление клеток коры.

Несоблюдение этих принципов ведет к утомлению и переутомлению.

3. Назовите основные режимные моменты и их значение для организма детей.

- Сон - это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем, в первую очередь клеток коры больших полушарий головного мозга. Систематическое недосыпание может привести к нарушению высшей нервной деятельности и снижению умственной работоспособности детей.

- Активный отдых на свежем воздухе. Во время прогулок и особенно при двигательной активности повышается оксигенация крови (насыщение кислородом), улучшаются окислительные процессы в тканях, тонизирующее влияние оказывается на кору больших полушарий головного мозга.

- Отдых по собственному выбору способствует формированию у детей положительных эмоций, выявляет и развивает индивидуальные склонности и способности детей, облегчает процесс их социальной адаптации.

- Учебные занятия. Общим направлением является совершенствование регулирующей функции коры больших полушарий, развитие абстрактного мышления.

- Приемы пищи и личная гигиена. Они воспитывают гигиенические и культурные навыки.

4. Что такое утомление и переутомление с физиологической точки зрения?


Утомление – временное снижение физиологических возможностей организма, наступающее после интенсивной работы. Утомление сопровождается субъективным ощущением усталости и усиливающимся желанием прекратить работу, отдохнуть. Биологическое значение утомления, развивается в процессе учебной и трудовой деятельности, двояко: это охранительная, защитная реакция организма от чрезмерного истощения и, в то же время, стимулятор последующего роста и работоспособности.

На состоянии организма вредно сказывается только сильное, чрезмерное утомление, повторяющееся изо дня в день. Оно накапливается и приводит к переутомлению. Для переутомления характерны стойкие, неисчезающие нарушения нормального состояния организма. У детей развивается раздражительность, чувство слабости, развивается бледность, расслабленность позы, вялость, апатичность, угрюмость. Вследствие переутомления падает сопротивляемость к инфекциям, возникает бессонница, головные боли. Переутомление служит причиной неврозов и психических расстройств.

5. Каков механизм умственного утомления?

Механизм утомления – снижение работоспособности вследствие развивающегося в нервных центрах охранительного торможения. Оно ослабляет или полностью выключает возбуждение в нервных клетках. Во время торможения активно идут восстановительные процессы. В нервных клетках восстанавливаются запасы энергии, биологически активных веществ и т.д. Кроме того, глубокие изменения происходят в корково-подкорковых взаимоотношениях. Они характеризуются значительным торможением активирующей функции ретикулярной формации.

Утомление при умственной работе происходит в две фазы: фазу двигательного беспокойства и фазу иррадиированного (распространяющегося) торможения с явлениями вялости и сонливости. У физически ослабленных или имеющих слабый тип высшей нервной деятельности детей и подростков первой фазы может и не быть.