Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Управление персоналом – это целенаправленная деятельность руководства определенной организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая формирование концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом [2].

Данная деятельность состоит в создании системы управления персоналом, планировании кадровой работы, реализации маркетинга персонала, выявлении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология управления персоналом организации включает множество функций, начиная от приема на работу до увольнения того или иного сотрудника.

Технология предполагает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом [4]. Руководство и сотрудники подразделений системы управления персоналом решают вопросы оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.

Управление персоналом находится в тесной зависимости от управления организацией. Управление персоналом – это управление ресурсами в стратегическом планировании и стратегическом управлении организацией [6].

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что кадровая стратегия современной организации обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и использования кадров, что напрямую влияет на реализацию стратегического управления организацией.

Цель курсовой работы – проанализировать роль кадровой стратегии в системе стратегического управления организацией.

Для реализации цели нужно выполнить ряд задач, а именно:

- изучить теоретические аспекты реализации кадровой стратегии в организации;

- разработать кадровую стратегию организации;

- предложить пути совершенствования кадровой стратегии организации.

Предметом исследования данной курсовой работы является кадровая стратегия.

Объектом исследования данной курсовой работы является организация, реализующая кадровую стратегию.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

  1. Теоретические аспекты реализации кадровой стратегии в организации

    1. Сущность стратегического управления в организации


Понятие «стратегическое управление» стало активно использоваться в конце 60-х гг. прошлого века для обозначения разницы между текущим управлением на уровне производства и управлением, реализуемым на высшем уровне [8]. Необходимость установления данного различия определена, прежде всего, изменениями в условиях ведения бизнеса. Ключевой идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, стала идея необходимости смещения акцента высшего руководства на окружении для того, чтобы адекватно и оперативно реагировать на осуществляющиеся в нем изменения.

В настоящее время нередко термины «стратегическое управление» и «стратегический менеджмент» используются в роли синонимов, хотя они не полностью идентичны. Это связано с их структурной основой – терминами «управление» и «менеджмент». Есть немало трактовок понятия «управление». В общем виде, управление – это деятельность, ориентированная на реализацию установленных целей [10]. Термин «управление» шире, чем «менеджмент», и используется в разноообразных сферах деятельности человека, в живых и неживых системах: управление государством, автомобилем, компанией, управление в технических системах и пр. Английское слово «management» («управление») менее универсально по сравнению с русским и относится лишь к административному управлению. Данное понятие нужно понимать в русском языке не как управление в широком смысле, а как руководство, администрирование, организацию какого-либо бизнеса [12]. Менеджмент относится, главным образом, к организациям коммерческого и предпринимательского типа, хотя сейчас данный термин применяется уже и в расширенном значении: по отношению к некоммерческим организациям, к государственному управлению экономикой региона, если применительно к ней используются корпоративные методы управления.

Таким образом, стратегическое управление – это управление организацией, опирающееся на человеческий потенциал, являющийся ее основой. Стратегическое управление устремляет производственную деятельность на запросы потребителей, оперативно реагирует и осуществляет изменения в организации, отвечающие вызову ближнего и дальнего окружения и дающие возможность добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации занимать стабильную позицию на рынке, реализуя установленные цели.

    1. Специфика стратегического управления


Возможности стратегического управления имеют определенные границы. Есть некоторые ограничения на использование стратегического управления, указывающие на то, что и данный тип управления не является универсальным для любых ситуаций и задач.

Во-первых, стратегическое управление уже ввиду собственной сущности не способно предоставить точной и подробной картины будущего [14]. Формируемое в стратегическом управлении описание планируемого будущего той или иной организации – это не всестороннее описание ее внутреннего состояния и положения во внешней среде, а, прежде всего, комплекс качественных пожеланий к тому, в каком состоянии организация должна быть в будущем, какую иметь организационную культуру и пр.

Во-вторых, стратегическое управление включает не только комплекс рутинных правил, действий и операций. Тут отсутствует какая-либо теория, предписывающая алгоритм определенных действий [16]. Стратегическое управление – это некая философия и идеология бизнеса и менеджмента, понимающаяся каждым по-своему [18]. Само собой разумеется, что есть определенные правила, рекомендации и схемы анализа проблем и определения стратегии, а также реализации стратегического планирования и самой стратегии в целом. Но на практике стратегическое управление это:

- сочетание интуиции и искусства руководства приводить организацию к реализации стратегических целей;

- высокий профессионализм персонала, выдерживающих связь организации со средой, а также реализующих обновление организации и ее товара, планов и ресурсов;

- интенсивное участие каждого сотрудника в процессе реализации установленных целей организации.

В-третьих, нужные значительные усилия и существенные временные и ресурсные показатели для того, чтобы в организации начал реализовываться процесс стратегического управления [20]. Необходима интеграция и реализация стратегического планирования, которое значительно отличается от формирования долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любой ситуации. Также нужно создать службы, реализующие мониторинг окружения и интеграцию организации во внешнюю среду. Службы маркетинга, связи с общественностью и пр. крайне важные в данном процессе, и на их эффективную деятельность отведено существенное количество затрат.

В-четвертых, существенно усиливаются отрицательные последствия ошибок стратегического предвидения [22]. В ситуации, когда в ограниченные сроки производятся абсолютно новые продукты, существенно меняются направления инвестиций, когда неожиданно появляются новые возможности для бизнеса и пропадают возможности, имеющие место немало лет, цена расплаты за ошибки стратегического выбора становится нередко критической для организации.


В-пятых, при реализации стратегического управления нередко главный упор делается на стратегическое планирование [24]. Но этого мало, поскольку стратегический план не гарантирует его беспрекословное исполнение. В действительности ключевым компонентом стратегического управления является реализация стратегического плана. А это подразумевает, прежде всего, создание организационной культуры, дающей возможность осуществить стратегию, создать систему мотивирования и организации труда, а также некую гибкость в организации и др. В данном случае при стратегическом управлении процесс реализации оказывает интенсивное обратное воздействие на планирование, что только укрепляет значимость фазы реализации [26].

    1. Содержание и структура стратегического управления

Стратегическое управление является динамическим комплексом пяти взаимозависимых управленческих процессов, которые логически вытекают друг из друга [28]. Но есть устойчивая обратная связь, и, следовательно, обратное воздействие каждого процесса на остальные. В этом и есть ключевая специфика структуры стратегического управления.

Графически структура стратегического управления показана на рис. 1.

АНАЛИЗ СРЕДЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

МИССИИ и ЦЕЛЕЙ

ВЫБОР СТРАТЕГИИ

ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

Рис. 1. Структура стратегического управления

Ниже осуществим более подробно анализ среды.

Анализ среды чаще всего представляет собой исходный процесс стратегического управления, поскольку он обеспечивает как базу для выражения миссии и целей организации, так и для определения стратегии поведения организации в условиях рынка [30].

Одной из основных ролей всяческого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Любая организация участвует в трех процессах:

- получает ресурсы из внешней среды (вход);

- превращает ресурсы в продукт (преобразование);

- передает продукт во внешнюю среду (выход) [32].


Управление реализует присутствие баланса входа и выхода. Если в организации баланс нарушается, то она начинает постепенно разрушаться. В настоящее время рынок существенно усилил важность процесса выхода в поддержании такого баланса. Это выражается в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ среды подразумевает изучение трех ее компонентов: макроокружения, непосредственного окружения, а также внутренней среды организации.

Анализ внешней среды ориентирован, прежде всего, на выяснение того, на что способна рассчитывать организация, если качественно осуществляет свою деятельность, а также на то, какие проблемы могут возникнуть, если организация не сможет оперативно устранить негативные выпады со стороны окружения.

Анализ макроокружения включает исследование воздействий экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социального и культурного компонентов общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.д. [1]

Непосредственное окружение анализируется по таким составляющим, как: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды выявляет те возможности, тот потенциал, на который способна рассчитывать организация в конкурентной борьбе в ходе реализации установленных целей. Анализ внутренней среды дает возможность также лучше осознать цели организации, более верно определить миссию, т.е. установить смысл и векторы деятельность организации [3]. Необходимо не забывать, что организация не только выпускает продукцию для окружения, но и дает возможность существования своему штату сотрудников, давая им работу, возможность участия в прибылях, социальные гарантии и пр.

Внутренняя среда анализируется по таким направления, как:

- кадры организации, их потенциал, квалификация и пр.;

- организация управления;

- производство;

- финансы;

- маркетинг;

- организационная культура [5].

Итак, одной из основных задач управления является поддержание баланса входа и выхода организации. Еще одной важнейшей задачей является достижение баланса интересов различных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в работе организации и воздействующих на характер, содержание и вектор ее деятельности. Баланс интересов определяет то, куда будет идти организация, ее целевую ориентацию в виде миссии и целей.

Определение миссии и целей организации, являясь одним из процессов стратегического управления, включает три подпроцесса, каждый из которых требует немалой и ответственной работы [7]. Первый подпроцесс заключается в формировании миссии организации, в краткой форме отражающей смысл ее существования и предназначения. Миссия наделяет организацию оригинальностью, наполняет работу сотрудников особым смыслом. Затем идет подпроцесс определения долгосрочных целей. Третья стадия – выбор краткосрочных целей. Формирование миссии и определение целей организации ведет к четкому пониманию смысла, сути и целей ее работы.