ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Âåáèíàð ¹1. «Ñóäüáà В конспекте представлено краткое содержание (+ анализ отдельных частей, благодаря которому можно быстро вспомнить основные и важные эпизоды, описанные в произведении. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ рассказа Судьба человека (автор МА. Шолохов)
1. Знакомство с Андреем Соколовым
События: рассказчик встречает Андрея Соколова с мальчиком Соколов начинает рассказывать свою историю. Жизнь до войны
События: Андрей работает на Кубани, его близкие в Воронежской губернии умирают от голода через год он возвращается с Кубани и едет в Воронеж, где женится на Ирине у них появляются дети через 10 лет семья ставит «хатёнку» рядом с авиазаводом начинается война.
Детали: Андрей любил выпить с товарищами, нос появлением детей перестал злоупотреблять алкоголем. Ирина была понимающей женщиной, она не ругала Андрея даже тогда, когда он перебарщивал с алкоголем или был груб, заботилась он м, была ласковой, умной «женой-подругой».
3. Война и плен
События: Соколов отправляется на фронт, его провожает вся семья, Ирина сильно горюет на фронте Андрей работает шофёром; когда герой пытается довести боеприпасы до батареи, рядом сего машиной взрывается снаряд, Соколов теряет сознание, вскоре приходит в себя и оказывается уже в тылу у врага Андрей Соколов попадает в плен вместе с другими пленными он ночует в церкви там расстреливают верующего, который не хотел справлять нужду в храме и пытался выйти, и ещё несколько человек Андрей слышит, как его сосед (Крыжнев) грозится сдать взводного-коммуниста; вместе с взводным они душат предателя далее всех отправляют на запад когда они копают могилы другим пленным, Андрей решается на побег, но его находят с помощью собак через 4 дня за это Соколов пребывает месяц в карцере, затем его направляют в Германию
Детали Когда при прощании Ирина сказала, что они больше не увидятся с Андреем, он оттолкнул её (этот момент он вспомнит не раз с сожалением Проскочишь, Соколов А тут испрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду Какой разговор — отвечаю ему. — Я должен проскочить, и баста!”»
Андрей Соколов справедливый, смелый, решительный Первый разв жизни убили то своего Да какой же он свой Он же худее чужого, предатель. Соколов и Мюллер
События: Андрей Соколов работает в лагере недалеко от Дрездена однажды в блоке он говорит другим пленным фразу, о которой некто доносит начальству тогда Андрея вызывает комендант лагеря Мюллер с целью расстрела, но Соколов спокоен, ведёт себя достойно. Комендант наливает ему стакан и даёт закуску, предлагает выпить за победу немецкого оружия, но Андрей отказывается, однако выпивает за свою погибель и избавление от мук, говорит Мюллеру, что после первой не закусывает. После второго стакана Андрей вновь отказывается закусывать. С насмешкой Мюллер наливает третий, нов этот раз Соколов закусывает маленьким кусочком хлеба тогда комендант милует Андрея Соколова и даёт ему буханку хлеба с куском сала Андрей позже делит еду между всеми пленными поровну, по чуть-чуть, но поровну Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит. Андрей Соколов стрессоустойчивый, сильный характером, гордый (не стал пить за победу немцев, закусывать салом => произвёл впечатление на врага. Он не стал втайне есть один, а поделился с товарищами => добрый, человечный.
Мюллер: жестокий, надменный. Легендарный побег
События: в 1944 году Андрей Соколов стал шофёром немецкого офицера, который руководил постройкой укреплений когда они едут за город, немец засыпает, а Андрей бьёт его гирькой по виску и направляет машину в сторону фронта, чтобы вернуться к своим. Будучи обстрелянным с двух сторон, он попадает в лес на другой стороне там он всё рассказывает советским солдатам, затем полковник отправляет Андрея в госпиталь, где он пишет письмо домой через две недели приходит ответ от его соседа домик с Иринкой и двумя дочерьми был разрушен при бомбёжке авиазавода, сына дома не было узнав о гибели родных, сын отправился добровольцем на фронт
6. Последняя потеря
События: через три месяца Андрей получает письмо от сына Анатолия, теперь тот стал капитаном, командиром батареи, отец гордится сыном и ждёт встречи с ним они подходят к Берлину с разных сторон. Казалось бы, скоро сын и отец встретятся, но немецкий снайпер убил Анатолия 9 мая 1945 года и тем самым забрал последнюю надежду Андрея Соколова.
* Мой сын лежит в нем и немой. Мой – это всегда улыбчивый, узкоплечий мальчишка, с острым кадыком на худой шее, а тут лежит молодой, плечистый, красивый мужчина, глаза полуприкрыты, будто смотрит он куда-то мимо меня, в неизвестную мне далекую даль. Только в уголках губ так навеки и осталась смешинка прежнего сынишки, Тольки, какого я когда-то знал. Жизнь после войны. Ваня
События: после войны Соколов отправился в Урюпинск, где устроился шофёром в автороте несколько раз проезжая мимо чайной, он видел мальчика в рванье, его звали Ваней. И один раз Андрей решил взять его с собой на элеватор, тогда они узнало том, что Иван – сирота (мать погибла от взрыва бомбы, а отец был убит на фронте. Решив, что они должны быть вместе, Соколов сказал мальчику, что он его отец они начали жить вместе, но вскоре Андрей лишился своей шофёрской книжки в надежде получить новую они отправляются в другую область там Соколов и Ваня встречают рассказчика на этом моменте им приходится прощаться, и рассказчик смотрит им вслед с грустью, но поворачивается Ваня, машет розовой ручкой. А чтобы ребёнок не увидел слёз рассказчика, он поспешно отворачивается Они спросил, как выдохнул Кто Я ему и говорю также тихо Я – твой отец. Боже мой, что тут произошло Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, асам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: Папка родненький Я знал Я знал, что ты меня найдешь Все равно найдешь Я так долго ждал, когда ты меня найдешь Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая искупая мужская слеза…»
АНАЛИЗ отдельных частей рассказа Судьба человека по разделами подразделам тем итогового сочинения
¹1. «Äóõîâíî-íðàâñòâåííûå îðèåíòèðû â æèçíè ÷åëîâåêà».
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
Авторское отношение к Андрею Соколову, главному герою рассказа, отражено уже в названии произведения Судьба ЧЕЛОВЕКА. Несмотря на все лишения и испытания дважды потерял семью в период гражданской войны отец с матерью и сестренкой дома померли от голода в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома, а сына Анатолия, отправившегося на фронт добровольцем, девятого мая, утром, в День Победы, убил <…> немецкий снайпер, он остается ЧЕЛОВЕКОМ, сохраняет в себе честь и достоинство (эпизод с комендантом Мюллером). Важными чертами характера Соколова также являются смелость, самоотверженность и храбрость (Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду эпизод побега. Важно отметить, что его героизм скромен и естественен Андрей не ожидает никакой награды или похвалы зато, что делает. Герой также справедлив и честен он борется за торжество истины, не переносит предательство и мелочность эпизод в церкви).
Герой умеет сострадать и проявлять милосердие (находясь в плену, Соколов сильно похудел, однако он делит полученные хлеб и сало с другими людьми поровну, понимая, что им тяжело также, как и ему).
Соколов иногда не думает о себе, ставя в приоритет чувства других людей (Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей. Отношение человека к другому человеку (окружению, нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
Особое внимание нужно уделить нравственному выбору, который герой совершает. Соколов выбирает активные действия (не остаётся в стороне, принимая зачастую верные решения.
1. В церкви герой стремится защитить взводного-коммуниста, чья жизнь находится в опасности из-за низкого намерения Крыжнева выдать его немцам (Соколов убивает предателя, выступает против такой несправедливости. Выпивает перед Мюллером не за победу немецкого оружия, аза свою погибель, сохраняя честь и достоинство
3. Делится хлебом и салом с другими пленными. Не сдаётся, ищет способы, как выбраться из плена (благодаря упорству, настойчивости и находчивости герою это удаётся).
5. Говорит мальчику-сироте Ване, что является его отцом => проявляет сострадание, хочет, чтобы у ребёнка была счастливая жизнь. Соколов никогда не остаётся безразличным к другим людям и их бедам. Однако жизненный путь даже таких людей (героических, заслуживающих счастья, как Соколов, бывает очень печальными трагичным. Сам герой ничего плохого не делает, нона его долю выпадают тяжелейшие испытания. Перед Андреем не стоит вопрос, что выбрать добро или зло. Он в любых ситуациях нравственного выбора поступает по совести, сохраняя человеческое лицо.
Под данную тему также подходит эпизодический образ врача, который, невзирая на страхи риск, выполняет свою работу и стремится помочь пленным. В рассказе этому фрагменту не уделяется особого внимания, однако он раскрывает мужество и отвагу русского человека (Вот что значит настоящий доктор Они в плену ив потемках свое великое дело делал.
1.3. Познание человеком самого себя.
Соколов изображен простым, бесхитростным, необразованным, но чутким человеком из народа. В рассказе отсутствует глубокий психологизм, но видно, что действия героя мотивированы его нравственными ориентирами. Андрей для себя ясно осознаёт: жить надо почести, не предавая собственные принципы. Он добродушен, умеет войти в положение. Герой не разглагольствует много, он делом доказывает, что готов прийти на помощь в любой ситуации, постоять как за себя, таки за ближних. Свобода человека и ее ограничения.
Плен – физическое ограничение свободы, представленное в рассказе. Однако намного важнее то, как человек ведет себя, оказавшись пойманным, ведь именно его поведение показывает наличие или отсутствие свободы внутренней, душевной. Андрей попадает в плен не по своей воле, находясь без сознания. Тяжелые условия не смогли сломить
Соколова (Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались. Однако в произведении присутствует и пример человека, который, пытаясь приспособится к новым условиям жизни, готов поступиться собственными принципами и пойти на предательство. Крыжнев, забывая о чести, пытается спасти
Андрей Соколов справедливый, смелый, решительный Первый разв жизни убили то своего Да какой же он свой Он же худее чужого, предатель. Соколов и Мюллер
События: Андрей Соколов работает в лагере недалеко от Дрездена однажды в блоке он говорит другим пленным фразу, о которой некто доносит начальству тогда Андрея вызывает комендант лагеря Мюллер с целью расстрела, но Соколов спокоен, ведёт себя достойно. Комендант наливает ему стакан и даёт закуску, предлагает выпить за победу немецкого оружия, но Андрей отказывается, однако выпивает за свою погибель и избавление от мук, говорит Мюллеру, что после первой не закусывает. После второго стакана Андрей вновь отказывается закусывать. С насмешкой Мюллер наливает третий, нов этот раз Соколов закусывает маленьким кусочком хлеба тогда комендант милует Андрея Соколова и даёт ему буханку хлеба с куском сала Андрей позже делит еду между всеми пленными поровну, по чуть-чуть, но поровну Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит. Андрей Соколов стрессоустойчивый, сильный характером, гордый (не стал пить за победу немцев, закусывать салом => произвёл впечатление на врага. Он не стал втайне есть один, а поделился с товарищами => добрый, человечный.
Мюллер: жестокий, надменный. Легендарный побег
События: в 1944 году Андрей Соколов стал шофёром немецкого офицера, который руководил постройкой укреплений когда они едут за город, немец засыпает, а Андрей бьёт его гирькой по виску и направляет машину в сторону фронта, чтобы вернуться к своим. Будучи обстрелянным с двух сторон, он попадает в лес на другой стороне там он всё рассказывает советским солдатам, затем полковник отправляет Андрея в госпиталь, где он пишет письмо домой через две недели приходит ответ от его соседа домик с Иринкой и двумя дочерьми был разрушен при бомбёжке авиазавода, сына дома не было узнав о гибели родных, сын отправился добровольцем на фронт
6. Последняя потеря
События: через три месяца Андрей получает письмо от сына Анатолия, теперь тот стал капитаном, командиром батареи, отец гордится сыном и ждёт встречи с ним они подходят к Берлину с разных сторон. Казалось бы, скоро сын и отец встретятся, но немецкий снайпер убил Анатолия 9 мая 1945 года и тем самым забрал последнюю надежду Андрея Соколова.
* Мой сын лежит в нем и немой. Мой – это всегда улыбчивый, узкоплечий мальчишка, с острым кадыком на худой шее, а тут лежит молодой, плечистый, красивый мужчина, глаза полуприкрыты, будто смотрит он куда-то мимо меня, в неизвестную мне далекую даль. Только в уголках губ так навеки и осталась смешинка прежнего сынишки, Тольки, какого я когда-то знал. Жизнь после войны. Ваня
События: после войны Соколов отправился в Урюпинск, где устроился шофёром в автороте несколько раз проезжая мимо чайной, он видел мальчика в рванье, его звали Ваней. И один раз Андрей решил взять его с собой на элеватор, тогда они узнало том, что Иван – сирота (мать погибла от взрыва бомбы, а отец был убит на фронте. Решив, что они должны быть вместе, Соколов сказал мальчику, что он его отец они начали жить вместе, но вскоре Андрей лишился своей шофёрской книжки в надежде получить новую они отправляются в другую область там Соколов и Ваня встречают рассказчика на этом моменте им приходится прощаться, и рассказчик смотрит им вслед с грустью, но поворачивается Ваня, машет розовой ручкой. А чтобы ребёнок не увидел слёз рассказчика, он поспешно отворачивается Они спросил, как выдохнул Кто Я ему и говорю также тихо Я – твой отец. Боже мой, что тут произошло Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, асам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: Папка родненький Я знал Я знал, что ты меня найдешь Все равно найдешь Я так долго ждал, когда ты меня найдешь Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая искупая мужская слеза…»
АНАЛИЗ отдельных частей рассказа Судьба человека по разделами подразделам тем итогового сочинения
¹1. «Äóõîâíî-íðàâñòâåííûå îðèåíòèðû â æèçíè ÷åëîâåêà».
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
Авторское отношение к Андрею Соколову, главному герою рассказа, отражено уже в названии произведения Судьба ЧЕЛОВЕКА. Несмотря на все лишения и испытания дважды потерял семью в период гражданской войны отец с матерью и сестренкой дома померли от голода в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома, а сына Анатолия, отправившегося на фронт добровольцем, девятого мая, утром, в День Победы, убил <…> немецкий снайпер, он остается ЧЕЛОВЕКОМ, сохраняет в себе честь и достоинство (эпизод с комендантом Мюллером). Важными чертами характера Соколова также являются смелость, самоотверженность и храбрость (Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду эпизод побега. Важно отметить, что его героизм скромен и естественен Андрей не ожидает никакой награды или похвалы зато, что делает. Герой также справедлив и честен он борется за торжество истины, не переносит предательство и мелочность эпизод в церкви).
Герой умеет сострадать и проявлять милосердие (находясь в плену, Соколов сильно похудел, однако он делит полученные хлеб и сало с другими людьми поровну, понимая, что им тяжело также, как и ему).
Соколов иногда не думает о себе, ставя в приоритет чувства других людей (Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей. Отношение человека к другому человеку (окружению, нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
Особое внимание нужно уделить нравственному выбору, который герой совершает. Соколов выбирает активные действия (не остаётся в стороне, принимая зачастую верные решения.
1. В церкви герой стремится защитить взводного-коммуниста, чья жизнь находится в опасности из-за низкого намерения Крыжнева выдать его немцам (Соколов убивает предателя, выступает против такой несправедливости. Выпивает перед Мюллером не за победу немецкого оружия, аза свою погибель, сохраняя честь и достоинство
3. Делится хлебом и салом с другими пленными. Не сдаётся, ищет способы, как выбраться из плена (благодаря упорству, настойчивости и находчивости герою это удаётся).
5. Говорит мальчику-сироте Ване, что является его отцом => проявляет сострадание, хочет, чтобы у ребёнка была счастливая жизнь. Соколов никогда не остаётся безразличным к другим людям и их бедам. Однако жизненный путь даже таких людей (героических, заслуживающих счастья, как Соколов, бывает очень печальными трагичным. Сам герой ничего плохого не делает, нона его долю выпадают тяжелейшие испытания. Перед Андреем не стоит вопрос, что выбрать добро или зло. Он в любых ситуациях нравственного выбора поступает по совести, сохраняя человеческое лицо.
Под данную тему также подходит эпизодический образ врача, который, невзирая на страхи риск, выполняет свою работу и стремится помочь пленным. В рассказе этому фрагменту не уделяется особого внимания, однако он раскрывает мужество и отвагу русского человека (Вот что значит настоящий доктор Они в плену ив потемках свое великое дело делал.
1.3. Познание человеком самого себя.
Соколов изображен простым, бесхитростным, необразованным, но чутким человеком из народа. В рассказе отсутствует глубокий психологизм, но видно, что действия героя мотивированы его нравственными ориентирами. Андрей для себя ясно осознаёт: жить надо почести, не предавая собственные принципы. Он добродушен, умеет войти в положение. Герой не разглагольствует много, он делом доказывает, что готов прийти на помощь в любой ситуации, постоять как за себя, таки за ближних. Свобода человека и ее ограничения.
Плен – физическое ограничение свободы, представленное в рассказе. Однако намного важнее то, как человек ведет себя, оказавшись пойманным, ведь именно его поведение показывает наличие или отсутствие свободы внутренней, душевной. Андрей попадает в плен не по своей воле, находясь без сознания. Тяжелые условия не смогли сломить
Соколова (Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались. Однако в произведении присутствует и пример человека, который, пытаясь приспособится к новым условиям жизни, готов поступиться собственными принципами и пойти на предательство. Крыжнев, забывая о чести, пытается спасти
свою жизнь и заслужить похвалу от немецких надзирателей (Товарищи, – говорит, – остались за линией фронта, а я тебе не товарищи ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе. «Ñåìüÿ, îáùåñòâî, Îòå÷åñòâî â æèçíè ÷åëîâåêà».
2.1. Семья, род семейные ценности и традиции.
В рассказе тема семьи связана с судьбой Андрея Соколова. Вначале произведения, описывая свою жену Ирину повествователю, он с любовью и нежностью говорит о её чертах характера и замечает Хорошая попалась мне девка Смирная веселая, угодливая и умница, не мне чета. Даже при помощи средств грамматики автор показывает отношение героя к близким к их именам он часто добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы. Смерть дочерей и жены (снаряд попал в дом) – огромная потеря и настоящее горе для Соколова, и ожидание встречи с сыном Анатолием становится единственной радостной мыслью и последней надеждой, согревающей душу на фронте. Ноне было суждено увидеться и им (аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер, смерть сына стала еще одним серьезным испытанием для Андрея А мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно таки болит Соколов – семейный человек, который дорожит близкими людьми, но война забирает у него их всех, оставляя совсем одного (родителей и сестру он потерял еще в годы Гражданской войны. Однако доброе сердце Соколова находит отраду в сироте Ване. Несмотря на то что главный герой – названый отец, он воспринимает мальчика как родного. Он заботится о нем, переживает, Ваня же в нем души не чает. Каждому человеку необходимо, чтобы рядом был тот, кто его любит, а также любить самому. Семья – люди, которым не все равно, которые готовы прийти на помощь и поддержать. Андрей Соколов с Ваней стали настоящей семьей друг для друга. Человек и общество.
Проблема человека и общества раскрывается на примере эпизода в церкви. Некоторые люди выбирают подчиниться ситуации и играть по правилам даже тем, которые выдвинули их враги, а другие, несмотря ни на что, пытаются держаться вместе и противостоять невзгодам. Человек, являясь частью общества, всегда ищет себе соратников, однако важно правильно выбрать, основываясь в первую очередь на личностных качествах людей
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
Рассказ Судьба человека – одно из первых произведений, где была показана истинная цена победы в Великой Отечественной войне. В рассказе изображен настоящий русский характер, который не сломается, не сдастся, выдержит все лишения и трудности. Гуманизм в образе Андрея Соколова некоторые литературные критики (например, СИ. Кормилов) трактуют как коллективизм и альтруизм, то есть черты характера настоящего советского человека. Героические поступки и самоотверженность в эпизодах помощи на фронте (доставляет снаряды на батарею, добровольно идя на большой риск) показывают стремление героя с честью выполнить свой долг перед Родиной. Однако тема патриотизма далеко не ключевая в рассказе. Намного ярче звучат мотивы человечности и справедливости. Соколов сражается и за Отечество, и за товарищей, и за собственное счастье ýïèçîäû ìîæíî âûáðàòü äëÿ àðãóìåíòàöèè?
1. Эпизод в церкви В плену Андрею Соколову было очень тяжело, многие люди, находившиеся там вместе с ним, погибли. Людей плохо кормили, избивали, заставляли много работать. Однако ничто не смогло сломить
Соколова, герой все равно был готов бороться до последнего, отстаивая свои принципы и исполняя долг перед Родиной. Так, мы видим, что один из пленных солдат (Крыжнев) собирается сдать взводного-коммуниста. Такой поступок для Соколова является неприемлемым, поскольку противоречит его принципам. Впоследствии герой убивает Крыжнева и отмечает Первый разв жизни убили то своего Да какой же он свой Он же худее чужого, предатель. Этот поступок является неоднозначным. С одной стороны, убийство – преступление (человек не вправе решать, кому жить, а кому – нет. Однако Андрей Соколов находится на войне и, руководствуясь собственными представлениями о совести и чести, решает, что иного пути нет (либо предатель будет лишён жизни, либо пострадают невинные люди. Герой считает, что его гражданский долг – защитить окружающих и сохранить верность Родине.
2. Побег Через некоторое время Соколову, находившемуся в плену, дали должность шофёра. Герой возил немецкого инженера, безответственного человека, который любил выпить. Однажды офицер уснул, поскольку был пьян. Воспользовавшись этим, Соколов оглушил немецкого офицера, асам переоделся в одежду, которую носили немцы. Главному герою понадобилась невероятная сила духа, стойкость и смелость, поскольку он порывался через линию фронта, его могли убить как немцы, таки русские. Но, несмотря на все
2.1. Семья, род семейные ценности и традиции.
В рассказе тема семьи связана с судьбой Андрея Соколова. Вначале произведения, описывая свою жену Ирину повествователю, он с любовью и нежностью говорит о её чертах характера и замечает Хорошая попалась мне девка Смирная веселая, угодливая и умница, не мне чета. Даже при помощи средств грамматики автор показывает отношение героя к близким к их именам он часто добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы. Смерть дочерей и жены (снаряд попал в дом) – огромная потеря и настоящее горе для Соколова, и ожидание встречи с сыном Анатолием становится единственной радостной мыслью и последней надеждой, согревающей душу на фронте. Ноне было суждено увидеться и им (аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер, смерть сына стала еще одним серьезным испытанием для Андрея А мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно таки болит Соколов – семейный человек, который дорожит близкими людьми, но война забирает у него их всех, оставляя совсем одного (родителей и сестру он потерял еще в годы Гражданской войны. Однако доброе сердце Соколова находит отраду в сироте Ване. Несмотря на то что главный герой – названый отец, он воспринимает мальчика как родного. Он заботится о нем, переживает, Ваня же в нем души не чает. Каждому человеку необходимо, чтобы рядом был тот, кто его любит, а также любить самому. Семья – люди, которым не все равно, которые готовы прийти на помощь и поддержать. Андрей Соколов с Ваней стали настоящей семьей друг для друга. Человек и общество.
Проблема человека и общества раскрывается на примере эпизода в церкви. Некоторые люди выбирают подчиниться ситуации и играть по правилам даже тем, которые выдвинули их враги, а другие, несмотря ни на что, пытаются держаться вместе и противостоять невзгодам. Человек, являясь частью общества, всегда ищет себе соратников, однако важно правильно выбрать, основываясь в первую очередь на личностных качествах людей
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
Рассказ Судьба человека – одно из первых произведений, где была показана истинная цена победы в Великой Отечественной войне. В рассказе изображен настоящий русский характер, который не сломается, не сдастся, выдержит все лишения и трудности. Гуманизм в образе Андрея Соколова некоторые литературные критики (например, СИ. Кормилов) трактуют как коллективизм и альтруизм, то есть черты характера настоящего советского человека. Героические поступки и самоотверженность в эпизодах помощи на фронте (доставляет снаряды на батарею, добровольно идя на большой риск) показывают стремление героя с честью выполнить свой долг перед Родиной. Однако тема патриотизма далеко не ключевая в рассказе. Намного ярче звучат мотивы человечности и справедливости. Соколов сражается и за Отечество, и за товарищей, и за собственное счастье ýïèçîäû ìîæíî âûáðàòü äëÿ àðãóìåíòàöèè?
1. Эпизод в церкви В плену Андрею Соколову было очень тяжело, многие люди, находившиеся там вместе с ним, погибли. Людей плохо кормили, избивали, заставляли много работать. Однако ничто не смогло сломить
Соколова, герой все равно был готов бороться до последнего, отстаивая свои принципы и исполняя долг перед Родиной. Так, мы видим, что один из пленных солдат (Крыжнев) собирается сдать взводного-коммуниста. Такой поступок для Соколова является неприемлемым, поскольку противоречит его принципам. Впоследствии герой убивает Крыжнева и отмечает Первый разв жизни убили то своего Да какой же он свой Он же худее чужого, предатель. Этот поступок является неоднозначным. С одной стороны, убийство – преступление (человек не вправе решать, кому жить, а кому – нет. Однако Андрей Соколов находится на войне и, руководствуясь собственными представлениями о совести и чести, решает, что иного пути нет (либо предатель будет лишён жизни, либо пострадают невинные люди. Герой считает, что его гражданский долг – защитить окружающих и сохранить верность Родине.
2. Побег Через некоторое время Соколову, находившемуся в плену, дали должность шофёра. Герой возил немецкого инженера, безответственного человека, который любил выпить. Однажды офицер уснул, поскольку был пьян. Воспользовавшись этим, Соколов оглушил немецкого офицера, асам переоделся в одежду, которую носили немцы. Главному герою понадобилась невероятная сила духа, стойкость и смелость, поскольку он порывался через линию фронта, его могли убить как немцы, таки русские. Но, несмотря на все
сложности, Соколову удалось осуществить задуманное, кроме того, он доставил пленного живым, позаботился о том, чтобы этот человек не пострадал вовремя побега и русские могли его допросить.
3. Андрей Соколов и комендант Мюллер.
Кто-то доносит на главного героя начальству, Соколова вызывает комендант лагеря Мюллер с целью расстрела, но Андрей спокоен и ведёт себя достойно. Комендант наливает ему стакан и даёт закуску, предлагает выпить за победу немецкого оружия, но Андрей отказывается, однако выпивает за свою погибель и избавление от мук. Тем самым герой остаётся верным своим принципами стране, что характеризует его как настоящего гражданина.
ÂÎÇÌÎÆÍÛÅ ÒÅÌÛ ïî êàæäîìó èç óïîìÿíóòûõ ïîäðàçäåëîâ
1. Äóõîâíî-íðàâñòâåííûå îðèåíòèðû â æèçíè ÷åëîâåêà
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. Как Вы понимаете слово честь. Что такое справедливость и милосердие. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны. Какую роль в судьбе человека может сыграть самолюбие. Как Вы понимаете утверждение НА. Заболоцкого: Душа обязана трудиться. Можно ли жить без цели. Что значит идти путём самосовершенствования. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
9. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок. Как характеризует человека способность признавать свои ошибки. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости. Считаете ли Вы синонимами понятия отзывчивость и милосердие. Чем опасно равнодушие. Согласны ли Вы с мыслью, что отзывчивость – признак душевной силы человека. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу. Что помогает человеку стать смелым. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх. Чем смелость отличается от безрассудства
21. Как связаны трусость и слабость. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека. Как противостоять жестокости. Как связаны доброта и способность к состраданию. Почему гордость и гордыня – разные понятия. Отношение человека к другому человеку (окружению, нравственные идеалы и выбор между добром излом. Может ли дружба обернуться враждой. Зачем человеку друзья. Чем различаются настоящая дружба и приятельские отношения. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе. Что значит быть верным долгу. Что мешает взаимопониманию между любящими. Согласны ли Вы с утверждением героя романа М. Булгакова Мастери Маргарита Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом. Как Вы понимаете утверждение АН. Радищева: Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. Что мешает доверию между людьми. Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде. Почему так трудно отвечать добром назло. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром излом. Меняются ли со временем понятия о добре и зле. Всегда ли легко различить добро и зло. Верно ли, что добро всегда сильнее зла. Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает. Как связаны добро и благородство. Можно ли делить зло на малое и большое. Согласны ли Вы с МЮ. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу постыдным. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека. Важно ли понимание души другого человека (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова
1.3. Познание человеком самого себя. Нужно ли стремиться к познанию самого себя. Каким может быть путь к познанию самого себя. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь. Любовь как путь самопознания. Что значит идти по жизни своим путём»?
6. Выбор пути как жизненная проблема. Путешествие – способ познания себя и мира. Что помогает человеку не сбиться с жизненного пути. Почему говорят дорогу осилит идущий. В чём разница между самопознанием и самосовершенствованием. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль, которое открывает путь к самопознанию. Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор. Путь к самому себе взлёты и падения. Почему важно осмысление пройденного пути. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь. Каким путём человек идёт к самому себе. Возможен ли жизненный путь без ошибок. Какие цели важно ставить на жизненном пути. Что может исказить жизненный путь человека. Как характер человека влияет на его жизненный путь. Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути. Какие проблемы личности, поднятые в произведениях МЮ. Лермонтова, Вам интересны (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова. Свобода человека и ее ограничения. Что такое свобода (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова. Может ли свобода быть безграничной (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова. Чем опасна свобода без ограничений. Свобода и ответственность в жизни человека. В чём заключается свобода совести
6. Что для Вас значит понятие свобода. В чём проявляется взаимосвязь свободы и ответственности. Согласны ли Вы с утверждением А. Линкольна Те, кто лишает свободы других, не заслуживают её сами. Может ли счастье заключаться в свободе. Как Вы понимаете смысл высказывания А. Бакунина: Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. В чём заключается разница между свободой и вседозволенностью. Когда человек чувствует себя по-настоящему свободным. Что такое свобода выбора. Чем может быть ограничена свобода человека. Какие возможности открывает перед человеком свобода выбора
16. Что такое внутренняя свобода человека
17. Когда человек чувствует себя по-настоящему внутренне свободным. Всегда ли у человека есть свобода выбора. Совместимы ли понятия любовь и свобода
20. Свобода – это осознанная необходимость
21. Вправе ли один человек ограничивать свободу другого
22. Какой смысл вкладывают люди в понятие свобода. Почему невозможна абсолютная свобода. Как обрести внутреннюю свободу. Свобода и необходимость в жизни человека.
2. Ñåìüÿ, îáùåñòâî, Îòå÷åñòâî â æèçíè ÷åëîâåêà
2.1. Семья, род семейные ценности и традиции. Когда родители могут гордиться детьми. Что такое родительская ответственность ив чём она проявляется. Влияет ли историческая эпоха на отношения отцов и детей. Неизбежен ли конфликт между поколениями. Почему проблему отцов и детей называют вечной. Как избежать конфликта между отцами и детьми. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
8. Как Вы понимаете выражение достойный сын своего отца. Что важнее для детей советы родителей или их пример. Что такое мудрая родительская любовь. Какое влияние семья оказывает на формирование личности. За что дети могут уважать своих родителей. Какой должна быть родительская любовь. Какие взгляды и поступки родителей вызывают уважение детей
15. Чем полезен детям родительский опыт. Чему отцы могут поучиться у детей. Что мешает взаимопониманию отцов и детей. Прав ли Л.Н. Толстой, сказавший Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
19. Почему так важна связь человека с семьёй и домом. Близки ли Вам взгляды автора романа Война и мирна семью. Почему важно знать историю своей семьи. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта. Какие нравственные ценности укрепляют семью. Устарело ли сегодня понятие честь семьи. Какая общая цель способна объединить представителей разных поколений. Человек и общество. Возможно ли общество, в котором все счастливы. Какие проблемы общества, поднятые в произведениях МЮ. Лермонтова, кажутся Вам актуальными (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова. Личность и общество возможна ли гармония (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова. Какие средства для достижения целей осуждаются обществом. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе. Может ли один человек противостоять окружающему обществу. Можно ли быть независимым от общественного мнения. Может ли человек ставить себя выше общества. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом. Бывает ли общественное мнение ошибочным. Согласны ли Вы с пословицей Один в полене воин. Что значит быть авторитетным человеком в обществе. Какого человека можно назвать сложившейся личностью. Всегда ли общество ценит достойных людей. Может ли один человек изменить общество. Что такое репутация человека в обществе. Когда человек становится личностью. Хорош или плох жизненный принцип быть как все. Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё»?
22. Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского Созидается общество началами нравственными
23. В чём состоят обязанности человека перед обществом. Может ли общество подавить в человеке индивидуальность. К каким последствиям могут привести общественные конфликты. Родина, государство, гражданская позиция человека. Что значит быть гражданином. Что такое гражданский долг. В чём может проявляться любовь к своему отечеству. В чём может проявляться активная гражданская позиция. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству. На каких примерах можно воспитать достойных граждан. Что значит любить Родину (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине. Почему День Победы для многих людей – главный праздник в нашей стране. Согласны ли Вы с утверждением, что самыми счастливыми гражданами своей страны должны быть дети. Как связаны гражданский долги личное счастье. Согласны ли Вы с утверждением НА. Некрасова: Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. Как Вы понимаете призыв НА. Некрасова: Поэтом можешь тыне быть, но гражданином быть обязан. В чём проявляется патриотизм. Патриотизм как составляющая гражданской позиции личности. Почему важно сохранять верность Родине
17. Какое влияние Родина оказывает на человека. Согласны ли Вы с утверждением Н.Г. Чернышевского: Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ.
19. Что значит иметь гражданскую позицию. В чём заключается долг людей перед Родиной
21. Как Вы понимаете высказывание Ж.Ж. Руссо: Как только кто-либо говорит о делах государства Что мне до этого следует считать, что государство погибло. Согласны ли Вы с утверждением В. Белинского: Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Как проявляется связь человека с Отчизной. Что означает понятие общественные ценности. В чём заключается причина социальных пороков
3. Андрей Соколов и комендант Мюллер.
Кто-то доносит на главного героя начальству, Соколова вызывает комендант лагеря Мюллер с целью расстрела, но Андрей спокоен и ведёт себя достойно. Комендант наливает ему стакан и даёт закуску, предлагает выпить за победу немецкого оружия, но Андрей отказывается, однако выпивает за свою погибель и избавление от мук. Тем самым герой остаётся верным своим принципами стране, что характеризует его как настоящего гражданина.
ÂÎÇÌÎÆÍÛÅ ÒÅÌÛ ïî êàæäîìó èç óïîìÿíóòûõ ïîäðàçäåëîâ
1. Äóõîâíî-íðàâñòâåííûå îðèåíòèðû â æèçíè ÷åëîâåêà
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. Как Вы понимаете слово честь. Что такое справедливость и милосердие. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны. Какую роль в судьбе человека может сыграть самолюбие. Как Вы понимаете утверждение НА. Заболоцкого: Душа обязана трудиться. Можно ли жить без цели. Что значит идти путём самосовершенствования. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
9. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок. Как характеризует человека способность признавать свои ошибки. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости. Считаете ли Вы синонимами понятия отзывчивость и милосердие. Чем опасно равнодушие. Согласны ли Вы с мыслью, что отзывчивость – признак душевной силы человека. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу. Что помогает человеку стать смелым. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх. Чем смелость отличается от безрассудства
21. Как связаны трусость и слабость. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека. Как противостоять жестокости. Как связаны доброта и способность к состраданию. Почему гордость и гордыня – разные понятия. Отношение человека к другому человеку (окружению, нравственные идеалы и выбор между добром излом. Может ли дружба обернуться враждой. Зачем человеку друзья. Чем различаются настоящая дружба и приятельские отношения. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе. Что значит быть верным долгу. Что мешает взаимопониманию между любящими. Согласны ли Вы с утверждением героя романа М. Булгакова Мастери Маргарита Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом. Как Вы понимаете утверждение АН. Радищева: Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. Что мешает доверию между людьми. Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде. Почему так трудно отвечать добром назло. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром излом. Меняются ли со временем понятия о добре и зле. Всегда ли легко различить добро и зло. Верно ли, что добро всегда сильнее зла. Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает. Как связаны добро и благородство. Можно ли делить зло на малое и большое. Согласны ли Вы с МЮ. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу постыдным. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека. Важно ли понимание души другого человека (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова
1.3. Познание человеком самого себя. Нужно ли стремиться к познанию самого себя. Каким может быть путь к познанию самого себя. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь. Любовь как путь самопознания. Что значит идти по жизни своим путём»?
6. Выбор пути как жизненная проблема. Путешествие – способ познания себя и мира. Что помогает человеку не сбиться с жизненного пути. Почему говорят дорогу осилит идущий. В чём разница между самопознанием и самосовершенствованием. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль, которое открывает путь к самопознанию. Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор. Путь к самому себе взлёты и падения. Почему важно осмысление пройденного пути. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь. Каким путём человек идёт к самому себе. Возможен ли жизненный путь без ошибок. Какие цели важно ставить на жизненном пути. Что может исказить жизненный путь человека. Как характер человека влияет на его жизненный путь. Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути. Какие проблемы личности, поднятые в произведениях МЮ. Лермонтова, Вам интересны (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова. Свобода человека и ее ограничения. Что такое свобода (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова. Может ли свобода быть безграничной (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова. Чем опасна свобода без ограничений. Свобода и ответственность в жизни человека. В чём заключается свобода совести
6. Что для Вас значит понятие свобода. В чём проявляется взаимосвязь свободы и ответственности. Согласны ли Вы с утверждением А. Линкольна Те, кто лишает свободы других, не заслуживают её сами. Может ли счастье заключаться в свободе. Как Вы понимаете смысл высказывания А. Бакунина: Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. В чём заключается разница между свободой и вседозволенностью. Когда человек чувствует себя по-настоящему свободным. Что такое свобода выбора. Чем может быть ограничена свобода человека. Какие возможности открывает перед человеком свобода выбора
16. Что такое внутренняя свобода человека
17. Когда человек чувствует себя по-настоящему внутренне свободным. Всегда ли у человека есть свобода выбора. Совместимы ли понятия любовь и свобода
20. Свобода – это осознанная необходимость
21. Вправе ли один человек ограничивать свободу другого
22. Какой смысл вкладывают люди в понятие свобода. Почему невозможна абсолютная свобода. Как обрести внутреннюю свободу. Свобода и необходимость в жизни человека.
2. Ñåìüÿ, îáùåñòâî, Îòå÷åñòâî â æèçíè ÷åëîâåêà
2.1. Семья, род семейные ценности и традиции. Когда родители могут гордиться детьми. Что такое родительская ответственность ив чём она проявляется. Влияет ли историческая эпоха на отношения отцов и детей. Неизбежен ли конфликт между поколениями. Почему проблему отцов и детей называют вечной. Как избежать конфликта между отцами и детьми. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
8. Как Вы понимаете выражение достойный сын своего отца. Что важнее для детей советы родителей или их пример. Что такое мудрая родительская любовь. Какое влияние семья оказывает на формирование личности. За что дети могут уважать своих родителей. Какой должна быть родительская любовь. Какие взгляды и поступки родителей вызывают уважение детей
15. Чем полезен детям родительский опыт. Чему отцы могут поучиться у детей. Что мешает взаимопониманию отцов и детей. Прав ли Л.Н. Толстой, сказавший Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
19. Почему так важна связь человека с семьёй и домом. Близки ли Вам взгляды автора романа Война и мирна семью. Почему важно знать историю своей семьи. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта. Какие нравственные ценности укрепляют семью. Устарело ли сегодня понятие честь семьи. Какая общая цель способна объединить представителей разных поколений. Человек и общество. Возможно ли общество, в котором все счастливы. Какие проблемы общества, поднятые в произведениях МЮ. Лермонтова, кажутся Вам актуальными (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова. Личность и общество возможна ли гармония (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова. Какие средства для достижения целей осуждаются обществом. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе. Может ли один человек противостоять окружающему обществу. Можно ли быть независимым от общественного мнения. Может ли человек ставить себя выше общества. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом. Бывает ли общественное мнение ошибочным. Согласны ли Вы с пословицей Один в полене воин. Что значит быть авторитетным человеком в обществе. Какого человека можно назвать сложившейся личностью. Всегда ли общество ценит достойных людей. Может ли один человек изменить общество. Что такое репутация человека в обществе. Когда человек становится личностью. Хорош или плох жизненный принцип быть как все. Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё»?
22. Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского Созидается общество началами нравственными
23. В чём состоят обязанности человека перед обществом. Может ли общество подавить в человеке индивидуальность. К каким последствиям могут привести общественные конфликты. Родина, государство, гражданская позиция человека. Что значит быть гражданином. Что такое гражданский долг. В чём может проявляться любовь к своему отечеству. В чём может проявляться активная гражданская позиция. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству. На каких примерах можно воспитать достойных граждан. Что значит любить Родину (По одному или нескольким произведениям МЮ. Лермонтова. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине. Почему День Победы для многих людей – главный праздник в нашей стране. Согласны ли Вы с утверждением, что самыми счастливыми гражданами своей страны должны быть дети. Как связаны гражданский долги личное счастье. Согласны ли Вы с утверждением НА. Некрасова: Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. Как Вы понимаете призыв НА. Некрасова: Поэтом можешь тыне быть, но гражданином быть обязан. В чём проявляется патриотизм. Патриотизм как составляющая гражданской позиции личности. Почему важно сохранять верность Родине
17. Какое влияние Родина оказывает на человека. Согласны ли Вы с утверждением Н.Г. Чернышевского: Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ.
19. Что значит иметь гражданскую позицию. В чём заключается долг людей перед Родиной
21. Как Вы понимаете высказывание Ж.Ж. Руссо: Как только кто-либо говорит о делах государства Что мне до этого следует считать, что государство погибло. Согласны ли Вы с утверждением В. Белинского: Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Как проявляется связь человека с Отчизной. Что означает понятие общественные ценности. В чём заключается причина социальных пороков