Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования
«Академия труда и социальных отношений»
Кафедра философии и социологии.
Реферат на тему:
«Смысл и предназначение философии»
Выполнил() студент()
Москва 2020
Содержание:
Введение 3
-
Значение философии 5
-
Что такое философия? 5 -
Функции и структура 10 -
Применение философии в различных сферах 13
-
Предмет философии, ее предназначение 15
-
Предмет философии 15 -
Предназначение философии 20
-
Заключение 22 -
Список литературных источников 23
Введение
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В
VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед. Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.
-
Значение философии
1. Что такое философия?
Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.
Термин придумал знаменитый древнегреческий математик Пифагор (570-490 гг. до н.э.). Математика была не единственным его увлечением, параллельно он основал философскую школу пифагорейцев. Пифагор считал мудрость привилегией божественных сил, человек, любящий мудрость, может к ней только стремиться.
Из-за разногласий в понимании предмета философии однозначного, принятого всеми мыслителями определения этого понятия не существует, но все же какие-то общие тенденции прослеживаются. Общее определение:
Философия-это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе , обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях.
За более чем две с половиной тысячи лет своей истории философия сформировалась в отдельную науку, изучающую наиболее общие принципы бытия, познания и места человека в мире.
Но такой подход вызывает бурю споров и возражений. Определение философии как науки кажется слишком узким для такого глобального понятия.
Дело в том, что на начальном этапе философия была наукой обо всем, постепенно научные направления начали отделяться от нее, формируя самостоятельные дисциплины.
Философия гораздо шире всех других наук (что это?), т.к. предмет ее исследования гораздо шире предмета исследования любой другой области знания, при этом она не вбирает в себя все существующие научные дисциплины. Существует отдельное направление – философия науки, где само явление науки становится предметом философского познания.
Философия – это мировоззрение, форма общественного сознания, попытки человечества ответить на вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Она занимается изучением глобальных законов мироздания и общества, в сферу ее интересов входит познание как процесс получения знаний о мире и человеке.
Первые философы и их учения, возникшие на Земле:
Таблица 1 – Данные о философах.1
Век до н.э. | Регион | Имя философа | Философское/Религиозное учение | Суть | |
VII-VI | Персия | Зороастр | Зороастризм | Противопоставление добра и зла | |
II | | Патанджали | Йога | «Обуздание волнений разума» | |
| Индия | Капила | Санкхья | Противопоставление духа и материи | |
| | Бадараяна (Вьяса) | Веданта | Внутреннее единство всего сущего | |
VII-VI | | Гаутама Будда | Буддизм | Поиск истины, цель которой – выход из круга сансары в Нирвану | |
VI-V | Китай | Лао-цзы | Даосизм | Непротивление течению вещей, внутреннее самосовершенствование | |
| | Конфуций | Конфуцианство | Гуманность и чувство долга | |
V | | Сократ | Вывел на новый уровень диалектику Гераклита | Постижение истины через спор или беседу, смысл жизни в поиске истины | |
V-IV | Греция | Платон | Идеализм | Идея первична, истинное бытие – мир идей, мир вещей – отражение идей | |
| | Демокрит | Материализм | Ничто не возникает из ничего и не разрушается в ничто | |
IV | | Аристотель | Создал логику | Идеи неотделимы от вещей, путь к истине лежит через логику | |
VIII-VI | Палестина | Ветхозаветные пророки-писатели: Илия, Исайя, Иеремия и др. | Иудаизм | Утверждение единобожия, резкая критика социальной несправедливости | |
I век нашей эры | | Иисус Христос | Христианство | Бог есть любовь, человеческая душа бессмертна. |
Предмет изучения философии определялся интересами эпохи, поэтому различался в разные времена. До сих пор споры о нем не утихают. Это еще одно существенное отличие философии от любой другой науки — до сих пор непонятно толком, что же она изучает.
-
В древнегреческий период натурфилософов интересовал вопрос о природе возникновения мира, о единичном и целостном в этом мире и их взаимосвязи. -
Эпоха упадка античности ставит в центр философских интересов этические проблемы: в чем счастье и смысл жизни человека. -
Предмет философии Средних веков – конечно же, Бог. Отсюда и второе ее название того времени – «служанка богословия». Все проблемы рассматривались через призму религии. -
Эпоха Возрождения (что это такое?) переосмысливает натурфилософские идеи античности, ставит во главу угла проблему свободы человека, познание природы мироустройства. Так философия до эпохи Просвещения становится «госпожой наук», пока наука окончательно не обособилась. -
Развитие наук, в сущности, отобрало хлеб у философии. Природа перестала быть ее предметом. Но в течение Нового времени формируется новый вектор философского интереса – это гносеология, или непосредственно процесс познания. Вопросы гносеологии затрагивают все научные дисциплины, но ни одна из них не занимается изучением этого предмета. -
Исходя из вопроса гносеологии о субъекте познания, на передний план выходит человек, ведь именно он выстраивает картину мира, опираясь на свои представления, опыт, культуру. Начиная с Канта и вплоть до сегодняшних дней, человек уверенно занимает центральное место в качестве предмета философии. -
В Новейшее время разные философские направления по-разному трактовали свой предмет изучения. Например, постмодернизм считает своим предметом культуру (что это?), а экзистенциализм — само человеческое существование с его проблемами и трудностями.
2.Функции и структура философии
Функции философии:
Четкой структуры у философии нет. Первым, кто как-то пытался ее упорядочить, был Аристотель. Он выделил метафизику (что это?), логику, этику и ряд других направлений, которые считал частью философии.
Стоики на базе аристотелевского разделения сформировали 3 основные области: логику (что это?), физику, этику. Такое положение вещей сохранялось вплоть до Нового времени.
Бум философских школ и направлений обозначил новые направления: эстетику, аксиологию, гносеологию, онтологию. В Новейшее время появились герменевтика, философская антропология и проч.
По-разному оцениваются и функции философии – направления в сферах деятельности человека, где она применяется. Перечислим основные:
-
Мировоззренческая. Формирует представления о мире и месте в нем человека. -
Гносеологическая. Вырабатывает механизмы познания истины. -
Аксиологическая. Заключается в оценке вещей с точки зрения различных ценностей. -
Методологическая. Вырабатывает методы познания действительности. -
Мыслительно-теоретическая. Учит мыслить концептуально и создавать теории, т.е. обобщать. -
Критическая. Все подвергает сомнению. -
Прогностическая. Прогнозирует тенденции развития, опираясь на имеющиеся знания.
Структура философии:
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.
Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.
Схема 1- Структура философского знания2
-
Онтология или теория бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном многими вещами, которые появляются, воссоздаются. Отсюда вопрос: есть ли какая-то единая основа, фундамент, позволяющий им взаимодействовать и соединяться? Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности. -
Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания. -
Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни». -
Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. -
Социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме. -
Логика - учение о формах человеческого мышления. -
Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика. -
Этика – учение о морали. -
Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего.