Файл: Принятие управленческого решения как организационный процесс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная управленческая среда предполагает, что системы управления должны развиваться комплексно с использованием новых технологий.

Эффективное управление любыми системами (объектами) применительно к различным сферам человеческой деятельности сегодня невозможно без предвидения его субъектом как самих препятствий на пути к цели, так и последствий ее достижения.

Ведение бизнеса также невозможно представить без наличия компетенций высокого уровня у руководителя.

Одним из наиболее важных таких навыков является навык принятия управленческих решений.

От правильного понимания руководителями сущности и необходимости управленческих решений зависит успех функционирования организации.

Таким образом, тема выбранной курсовой работы продиктована необходимостью разобраться в сущности процесса принятия управленческих решений, степень ответственности руководителя за принятые решения, технология разработки управленческих решений, их методология, а также методы разработки управленческих решений.

В процессе работы важно раскрыть классификацию управленческих решений, этапы принятия решений.

1. Теоретические основы принятия управленческих решений.

Управленческое решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления. Ответственность за принятие важных управленческих решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.

Решение - это выбор альтернативы. Ежедневно мы принимаем сотни решений, даже не задумываясь, каким образом это делаем. Дело в том, что цена таких решений, как правило, невысока, да и цену эту определяет сам субъект, их принявший. Конечно, существует ряд проблем, касающихся отношений между людьми, здоровья, семейного бюджета, неудачное решение которых может повлечь далеко идущие последствия, но это скорее исключение, чем правило. [1]

Однако в управлении принятие решения - более систематизированный процесс, чем в частной жизни.


Объект управленческого решения - система или операция.

Субъектом управленческого решения могут быть как управляющая подсистема организационно-производственной системы, так и лицо, принимающее решение.

Для практического осуществления целенаправленного воздействия на объект управления принятое решение конкретизируется в виде соответствующей программы действий. Программа включает перечень мероприятий, методы их осуществления, сроки и границы действий, круг исполнителей и необходимые средства, а также необходимые результаты и критерии их оценки.

Программа определяет место каждой производственной единицы в процессе достижения поставленных целей. При этом действия и ресурсы структурных подразделений согласованы и увязаны в пространстве и времени. Вместе с тем решение, как правило, носит директивный характер и становится как бы сигналом, импульсом, побуждающим производственные коллективы к действию.

Объектом управленческих решений являются такие виды деятельности организаций, как:

-  техническое развитие организации;

-  организация основного и вспомогательного производства;

-  управленческая деятельность;

-  маркетинговая деятельность;

-  экономическое и финансовое развитие;

-  организация заработной платы  и премирования;

-  социальное развитие;

-  бухгалтерская деятельность;

-  кадровое  обеспечение  и др. виды деятельности. [1]

1.1 История возникновения науки об управленческих решениях

Принятие эффективных решений началось одновременно с началом коллективной деятельности, то есть с момента возникновения организаций. Одновременно с возникновением и развитием управления возникала и развивалась теория принятия решений.

Наука об управлении начала развиваться в период с 1885 - 1920 гг. Ее развитие связано с именами таких ученых, как Тейлор, Гилберт, Гант.

Школа Тейлора впервые доказала, что наука об управлении - это самостоятельная наука, а организация выиграет, если планированием и управлением будут заниматься профессионалы. [2]

Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.) Основоположником является А Файоль Ее приверженцы стремились создать универсальные принципы управления, они разработали систему управления, структуру организации и управления работниками


Школа человеческих отношений (1930- 1950 гг) – неоклассическая. Для нее характерно осознание человеческого фактора как основного элемента эффективной организации.

Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время). Представители школы - Лпджсрис, Лайксрт, Мак-Грегор - делают упор на различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, содержания и качества трудовой жизни. Эта школа основана на количественных методах и особое внимание уделяет моделированию процессов управления

Теория принятия управленческих решений (ТПР) начала интенсивно развиваться в 40-е годы XX в. В 50 - 60-е годы система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специальных научных дисциплин, исследование операций управления техническими системами, системный анализ и т.д. В каждую из них обязательно входила ТПР. [2]

Встречаются два определения принятия решений: 1) расширенное - принятие решений отождествляется со всем процессом управления; 2) узкое - понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.

В ТПР имеет смысл включать также и исполнение решений, контроль и анализ результатов действий, последовавших за принятым решением. Неотъемлемой частью теории принятия управленческих решений является генерирование альтернативных вариантов решений. Таким образом, сложившиеся к концу XX в. все направления данной науки в значительной степени взаимосвязаны и их конкретное название определяет тот аспект управленческого процесса, на который сделай основной акцент

Постепенно в рамках ТПР развивались методы получения и анализа не только количественной, но и качественной информации, что расширило границы общей теории управления. Поэтому предметом ТПР наряду с количественными методами стали и качественные методы (экспертного оценивания, многокритериального анализа, содержательного анализа ситуации и т.д)

Создание современной компьютерной системы поддержки принятия решений, экспертного оценивания, автоматизированной системы оценивания, предназначенные для использования в процессе принятия решений, связано с резким увеличением объема информации, которую следует учитывать при разработке управленческих решений экспертами.

Помимо различных школ в науке управления выделяют четыре основных подхода - количественный, процессный, системный, ситуационный.[3]

Количественный подход (с 50-х годов XX в. по настоящее время). Сущность этого подхода заключается в переходе от качественных к количественным оценкам при помощи математических, статистических методов, экспертных оценок. Особое внимание уделяется моделированию процесса управления. Он положил начало новым научным направлениям, связанным с выработкой и принятием управленческих решений.


Процессный подход. Управление рассматривается как серия взаимосвязанных непрерывных действий, направленных на достижение поставленных целей с помощью других. Действия, составляющие процесс управления, называются управленческими функциями. Каждая управленческая функция в свою очередь представляет собой процесс, поскольку также является серией взаимосвязанных непрерывных действий.

Осуществляемые субъектом управления управленческие операции направлены на принятие решения проблемы. После того как решение принято, все последующие этапы управленческого цикла подчиняются реализации решения.

При этом подходе управленческие решения рассматриваются как связующий процесс, объединяющий все функции управления.

Предполагается, что правильное решение позволяет решить проблему, т.е перевести систему в новое состояние, при котором нет проблемной ситуации и которое соответствует целевым показателям/

В процессном подходе выделяют четыре этапа управленческих решений (УР) подготовка УР, принятие УР, реализация УР, контроль и анализ реализации УР. [4]

Системный подход. При системном подходе организация, состоящая более чем из одного участника, рассматривается как система. Под системой понимается некая целостность, состоящая нз взаимосвязанных частей, которые вносят свой вклад в характеристики целого для достижения общей цели. Считается, что организация имеет такие составляющие части, как структура, задачи, технологии, люди, цели. Очень важно для понимания системы как единого целого, что все части системы взаимосвязаны и изменение одной из них может повлечь изменения (и более серьезные) в других ее частях Важным фактором является воздействие на организацию как на систему окружающей среды, и наоборот, воздействие организации на окружающую среду. [3]

Основное достоинство системного подхода состоит в том, что он объединил в процессе управления отдельные составляющие системы (подсистемы) в целое, каким является организация.

Он позволил осознать, что управлять надо не только отдельной подсистемой организации, но и всей организацией в целом, принимая во внимание сложные взаимосвязи, существующие внутри системы, и ее взаимоотношения с окружающей средой.

Ситуационный подход (с 60-х годов XX в по настоящее время). Согласно данному подходу в основе управления лежит ситуация, которой надо управлять Процесс управления рассматривается как последовательность УР в конкретных ситуациях. Ситуации, в которых надо принимать управленческие решения, достаточно разнообразны, и руководитель должен найти и принять эффективное решение в каждой из ситуаций, с которой приходится ему и организации, которой он руководит, сталкиваться Одной из основных особенностей ситуационного подхода является то, что ои сочетает в себе возможности системного подхода и количественного подхода.[5]


Эффективность и качество управленческого решения определяется прежде всего обоснованностью методов решения проблем, т с подходов, принципов

Количество подходов и принципов, применяемых к менеджменту, зависит от объема понятия «менеджмент». При трактовке менеджмента в широком смысле применяются комплексный, функциональный, динамический, интеграционный подходы, которые применяются в настоящее время при управлении качеством и экономичностью продукции

Теория и практика экономического управления объектами позволяют установить возможность применения системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного (математического), административного, поведенческого, ситуационного, научного подходов. Каждый из них отражает или характеризует конкретный аспект менеджмента. [5]

Комплексный подход. При применении комплексного подхода учитываются технические, экономические, экологические, логические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике эти требования соблюдаются редко. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур полезно учитывать социальные и психологические аспекты.

Интеграционный подход. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на использование и усиление взаимосвязей: [6]

  1. между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

2) между стадиями жизненного цикла объекта управления,

3) между уровнями управления по вертикали,

4) между субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход. При решении любых задач данный подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга’ повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей; экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества, экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента

Функциональный подход. Особенность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для се удовлетворения Динамический подход. Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно- следственных связях и соподчинен- ности, проводится ретроспективный анализ за 5 - 10 и более прошлых лет и перспективный анализ(прогноз). [9]