Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1 Система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц
1.2 Роль налогообложения физических лиц в экономике России
1.3 Зарубежный опыт администрирования налога с доходов физических лиц
Глава 2. Практика налогообложения физических лиц
2.1 Роль налогов с физических лиц в бюджете РФ
2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц
Налоговая база определяется в рублях. Если доход налогоплательщика выражен (номинирован) в иностранной валюте, он подлежит пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения дохода.
Сумма НДФЛ рассчитывается как произведение налоговой базы и ставки налога.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки:
1) 9% ставка НДФЛ, по ней облагаются:
Доходы иностранных граждан, являющихся нерезидентами: специалистов высокой квалификации, людей, трудящихся по патенту, граждан ЕАЭС.
Проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до первого января 2007 года
2) 15% ставка НДФЛ, по ней облагаются:
Доходы, которые получили учредители доверительного управления ипотечным покрытием. Получать такие доходы требуется на основе ипотечных сертификатов участия, которые выданы управляющим ипотечным покрытием до первого января 2007 года.
Дивиденды, полученные от русских компаний гражданами, не являющимися налоговыми резидентами России
3) 15% ставка НДФЛ 2017, по ней облагаются:
Все доходы нерезидентов. Исключением считаются дивиденды и доходы иностранцев: специалистов высокой квалификации; иностранных граждан, трудящихся у физических лиц на базе патента либо из ЕАЭС.
4) 30% ставка НДФЛ 2017, по ней облагаются:
Вознаграждения и выигрыши в организуемых играх, конкурсах и прочих рекламных мероприятиях. Уплата налога осуществляется со стоимости подобных вознаграждений и выигрышей, которая превышает четыре тысячи рублей в год.
5) 35% ставка НДФЛ 2017, по ней облагаются:
Проценты по банковским вкладам в части их превышения над величиной процентов, которая рассчитывается так:
а) рублевые вклады – ориентируясь на ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на 5%;
б) инвалютные вклады 9% годовых.
От уплаты НДФЛ освобождаются:
- пособия работникам с детьми – по родам и беременности, уходу за ребенком и т.д.;
- оплата образования работникам;
- возмещение ипотечных процентов;
- оплата экзамена на соответствие сотрудника профессиональному стандарту.
Налог НДФЛ взимается с:
- заработной платы, а также надбавок (к примеру, в случае сверхурочной трудовой деятельности);
- вознаграждений по гражданско-правовым договорам (за исключением авторских);
- пособий по нетрудоспособности;
- вознаграждений членам совета директоров;
- компенсации за неиспользованный отпуск;
- отпускных;
- дивидендов.
Облагаются НДФЛ поверх лимита:
- подарки, чья стоимость превышает четыре тысячи рублей в год;
- материальная помощь, превышающая четыре тысячи рублей в год;
- материальная помощь в случае рождения ребенка, превышающая пятьдесят тысяч рублей;
- выходные пособия, которые выше трехкратной средней заработной платы;
- суточные, превышающие семьсот рублей в день для командировок по РФ и 2500 рублей для командировок за границу.
Источником сведений о начисленных доходах являются расчетные ведомости. Хранится регистр не менее пяти лет.
Регистры налогового учета в дальнейшем служат основанием для составления налоговой отчетности. По НДФЛ они служат для подготовки формы 6 НДФЛ, которая составляется и сдается по окончании квартала, 6 ти, 9 ти месяцев и года, а также для формирования справок по форме 2 НДФЛ, которые представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 2017 года введены изменения по ряду налогов, в т.ч. и по НДФЛ. Так, срок сдачи 2 НДФЛ теперь будет зависеть от того, какие именно справки представляются: с признаком 1 или 2. Срок сдачи 2 НДФЛ с признаком 1 не позднее 1 апреля. Если, например, в течение года выплатили кому то доход, но налог удержать до конца года не смогли, то подается справка 2 НДФЛ с признаком 2. Срок сдачи такой справки не позднее 1 марта.
Предприниматели физические лица, плательщики НДФЛ, организуют учет своих доходов самостоятельно в книге учета доходов и расходов.
Основными отчетными формами по НДФЛ являются:
В настоящее время к таким формам относятся следующие документы:
1. Справка по форме 2 НДФЛ. Справка заполняется работодателем по унифицированной форме, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 №ММВ 7 3 / 61. В данной форме налоговой отчетности приводятся основные реквизиты работодателя, паспортные данные физического лица, ежемесячные суммы начисленных доходов по видам выплат, облагаемых по ставке 13 %, кроме дивидендов. Кроме того, отражается по кодам информация о необлагаемых доходах, о предоставленных стандартных, социальных и имущественных вычетах. В заключительной части показывается общая сумма доходов, исчисленного н удержанного НДФЛ. Справки предоставляются ежегодно не позднее 1 апреля следующего года по заявлению физического лица ему справка предоставляется в трехдневный срок.
2. Налоговая декларация по форме 3 НДФЛ специальный документ, представляемый налогоплательщиками физическими лицами о полученных доходах, использованных налоговых льготах и рассчитанных величинах НДФЛ. Действующая форма утверждена приказом ФНС России от 24.12.2014 г. № ММВ 7 11 / 671@. Документ является объемным, в нем физические лица отражают сведения обо всех доходах, полученных в денежной, натуральной формах или в виде материальной выгоды, облагаемых по разным налоговым ставкам (13 %, 30 %, 35 %, 15 % ). Кроме того, подробно расписываются виды и основания налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные и профессиональные. Стандартные предоставляются работодателем по основному месту работы на основании заявления, имущественные по уведомлению налогового органы. Остальные налоговой инспекцией по месту налогового учета налогоплательщика.
3. Налоговая декларация по форме 4 НДФЛ. Форма отчетности, порядок заполнения и формат сдачи утверждены Приказом ФНС России от 27.12.2010 № ММ В 7 3 / 768@.
Данная форма представляет собой декларирование объемов предполагаемых доходов вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или предпринимателем, полагающим, что его налогооблагаемые НДФЛ доходы по сравнению с предыдущим годом изменятся в сторону увеличения или уменьшения более, чем на 50 %.
Декларация по форме 4 НДФЛ служит основанием для должностных лиц налоговых органов для начисления авансовых платежей по НДФЛ предпринимателям, применяющим общий режим налогообложения, предполагающий исчисление и уплату НДФЛ.
4. Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6 НДФЛ. Данная ежеквартальная форма отчетности введена в действие приказом ФНС России от 14.10.15 № ММВ -7-11/ 450@ с 2016г. Отчет должны сдавать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся источниками выплат для физических лиц, не важно собственных работников или привлеченных. Расчет содержит общие сведения обо всех начисленных в пользу граждан суммах доходов по разным ставкам, величине налоговых вычетов, размерах удержанных и перечисленных сумм НДФЛ.
2.3 Проблемы налогообложения и направления их устранения
В сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что отчисления данного налога увеличились, его доля в доходах консолидированного бюджета составляет около 10 процентов, что значительно меньше аналогичного показателя в развитых странах.
Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:
- низким уровнем доходов подавляющего большинства населения России;
- постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджето-финансируемых из бюджета.
- получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога.
В настоящее время к основным проблемам налогообложения доходов физических лиц относятся:
1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он, прежде всего, связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать, либо минимизировать. Данная проблема наиболее осложнена, так как на этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.
2. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет – сумма, на которую снижается облагаемый доход. Проблема использования налоговых вычетов заключается в том, что не выполняется их основное назначение – снижение суммы подлежащего уплате налога за счет применения налогового вычета. В настоящее время стандартные налоговые вычеты, предоставляемые у работодателя, незначительны и в большинстве своем не способны значительным образом снизить налоговую нагрузку. Для сравнения в зарубежных странах сумма налоговых вычетов для наименее обеспеченных слоев населения практически равна сумме облагаемого дохода, в результате чего сумма подлежащего уплате подоходного налога для такого налогоплательщика сводится к нулю, что в немалой степени обеспечивает выравнивание доходов наиболее и наименее обеспеченных слоев населения.
3. Система контроля налоговых органов за высокими доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ую собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.
4. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц
На наш взгляд, к основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующие:
- введение прогрессивной ставки налога, что позволит обеспечить не только дополнительные поступления подоходного налога в бюджет, но и будет способствовать выравниванию в доходах наиболее и наименее обеспеченных слоев населения;
- введение необлагаемого подоходным налогом минимума (например, не обложение доходов в размере до 10 000 р. ежемесячно);
- увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Стоит признать, что несмотря на рост цен и инфляцию, суммы налоговых вычетов никак не индексируются, что не позволяет им влиять в полной мере на выравнивание доходов «богатых» и «бедных».
- ужесточение налогового контроля в отношении налога на доходы физических лиц, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень;
- применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах);
- совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля;
- применение всевозможных льгот.
В настоящее время все чаще обсуждается переход на прогрессивную шкалу налогообложения. Однако мгновенное увеличение налоговых ставок может привести к отрицательным последствиям, поскольку общество не готовок кардинальным изменениям, особенно если под угрозу ставиться существующая стабильность. Это преобразование целесообразно начать с установления необлагаемого минимума, который будет равен прожиточному минимуму. При этом важно учесть размер прогрессивных ставок, для избегания нарушений основного принципа налогообложения, в части учета платежеспособности налогоплательщиков. Также, потребуется преобразование системы вычетов по налогам, управление которыми даст способность для реализации социальной функции налога на доходы физических лиц.
Реформирование налоговой системы – это одно из концептуальных направлений деятельности правительства в 2018 году. Предполагается, что после ужесточения законодательства удастся существенно повысить отчисления в бюджет и сократить «теневой» сегмент, выявив компании и предприятия, которые не платят налоги. Но к изменениям стоит готовиться и населению, учитывая, что для них тоже были введены новые правила, сроки и порядок внесения целого ряда обязательных платежей.
Транспортный налог. Гражданам не стоит рассчитывать на отмену транспортного сбора, так как ежегодно он приносит в бюджет около 146 млрд руб. В 2018 году его оплата будет обязательной для владельцев автотранспорта, в то время как следить за регулярностью взносов по-прежнему будут региональные власти. Положительный момент – это сохранение ставки на том же уровне, что и годом ранее. Но в порядок внесения транспортного налога были внесены определенные изменения: физическим лицам увеличен срок, в течение которого можно оплатить такой платеж без штрафных санкций (теперь это можно будет сделать до 1 декабря), и у них будет достаточно времени, чтобы накопить необходимую сумму средств.
Коэффициент сбора для каждого отдельного населенного пункта, как и раньше, будет индивидуальным (в зависимости от региона). Неизменным останется и порядок расчета фиксированной ставки налогового сбора.
Налог на имущество. Реформой предусматривается изменение порядка налогообложения недвижимости физлиц. Это приведет к увеличению суммы отчислений, так как вместо инвентаризационной оценки помещения при расчете обязательных платежей будет учитываться кадастровая оценка, что приблизит объект недвижимости к его рыночной стоимости. Как следствие, вместо 500 рублей, которые ранее в казну платил покупатель 2-х комнатной квартиры в Москве, за такую же жилплощадь придется заплатить не менее 5 тыс. руб. в год и более. В перспективе это может привести к существенному увеличению суммы платежей, но появится немало желающих обойти эту законодательную норму, чтобы не платить в казну.