Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- граждане не уплачивают налог на имущество физических лиц с расположенных на их участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях жилых строений жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений, и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

1.2 Роль налогообложения физических лиц в экономике России

В Российской Федерации традиционно основная налоговая нагрузка приходится на организации, но, тем не менее, доля налогов с физических лиц в доходах бюджетов бюджетной системы также весьма значительна. Так, по данным ФНС России в 2015 года из общей суммы, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации налогов в 13788,3 млрд. руб. только на налог на доходы физических лиц пришлось более 2806,5 млрд руб., что составляет 20,4% всех налоговых поступлений, больше только налог на доходы полезных ископаемых (НДПИ) и то незначительно – 23,4%.

Налоги на имущество физических лиц на данный момент не являются одной из основных статей доходов местных бюджетов, не смотря на то, что при создании налоговой системы в РФ это предполагалось таковым. На сегодняшний день доля этих налогов очень невелика. К примеру, в 2014 году доля налогов на имущество физических лиц в г. Москвы, составила всего 0,27%, а в г. Томске 0,87%.

Характерная низкая собираемость, а также потребность в повышении эффективности и потенциала имущественных налогов, взимаемых с физических лиц, явились причинами для реформирования этого налога. С 2015 года Федеральный закон РФ от 04.10.2014 №284-ФЗ внес изменения в налоговый кодекс РФ – была добавлена 32 глава «Налог на имущество физических лиц». Данное изменение регулирует стоимость, с которой будет взиматься налог – инвентаризационная стоимость заменена кадастровой.

Благодаря тому, что кадастровая стоимость более достоверно отражает реальную рыночную стоимость имущества, предполагается увеличение сумм налоговых платежей и как следствие увеличение роли этих налогов для местных бюджетов [20].

Транспортный налог, так же как и имущественные налоги не играет значительной роли при формировании доходов региональных бюджетов. Однако сумма налоговых поступлений от этого налога ежегодно увеличивается, скорее всего, это связно с ежегодным ростом количества автомобилей [27].


В 2015 году доля поступлений от физических лиц в общей сумме поступлений будет выше, чем 20,4% т. к. здесь не учтены такие налоги, как земельный налог, налог на имущество физических лиц и транспортный налог, уплачиваемый физическими лицами.

Это связано с тем, что физические лица, уплачивают указанные выше налоги в следующем налоговом периоде за предыдущий, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Данное уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

За последние 4 года доля поступлений от физических лиц в среднем составляла 22,2% и наблюдалось увеличение в 2013 году в сравнении с предыдущим. Предпосылкой уменьшения в доли поступлений от физических лиц 2014 году явился начавшейся в том же году экономический кризис.

Большую часть в поступлениях от физических лиц занимает налог на физических лиц. Взяв за основу 2014 год, можно увидеть, что доля НДФЛ, среди всех налогов уплачиваемых физическими лицами составляет 93,3% Этот налог является одним из наиболее стабильных и устойчивых источников дохода бюджета. На рост поступлений в бюджет налога на физических лиц оказывает два главных фактора: численность занятого населения и увеличение размера средней заработной платы.

Роль данного налога важна не только с точки зрения количества налоговых поступлений в бюджет, но имеет значение и то, что этот налог носит ярко выраженный социальный характер. Налог на доходы физических лиц имеет возможность влиять на реальный уровень доходов населения и как следствие на уровень их жизни. Данное воздействие осуществляется при помощи таких инструментов, регулирующих личный доход населения, как налоговые ставки, а также различные системы льгот. Основной целью налога на доходы физических лиц является аккумулирование финансовых средств в бюджет государства и их дальнейшее перераспределение между различными категориями граждан в пользу наиболее незащищенных слоев населения [23].

При помощи НДФЛ государство может корректировать существующий уровень дифференциации доходов населения. Данная корректировка осуществляется наиболее эффективно при дифференцированной системе налогообложения физических лиц, которая присутствует в большинстве зарубежных стран. В основе этой системы находится принцип взимания равного налога с равных доходов, при этом учитываются такие факторы как экономическое и социальное состояние налогоплательщика, его возраст и семейное положение, и другие. В результате получается, что более богатые слои населения несут большее налоговое бремя [41].


Что касается практики применения дифференцированной системы налогообложения в нашей стране, то данная система применялась с 1992 по 2001 года. Была установлена прогрессивная шакала подоходного налогообложения, которая варьировались от 12% до 35%. Но в 2001 году, после принятия современного налогового кодекса РФ была введена плоская шкала налогообложения и установлена ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13%. Данная ставка действует и в настоящее время [15].

Депутаты Госдумы не раз предлагали ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц, но Минфин данные предложения не поддержал. Не однократно в Госдуму поступали законопроекты на данную тему. К примеру, в 2007 году предлагалось не взимать налог до 60 тыс. рублей, а наивысшей ставкой являлось 30% и устанавливалась для месячного дохода более 3,6 млн. рублей. Поступали предложения в 2009 году, два предложения в 2010 году, одно в 2011 году. В 2015 поступило сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ. В первом предлагалось повышение ставки по НДФЛ до 16%, но при этом освобождение суммы прожиточного минимума от налогообложения. Второй законопроект предполагал облагать по ставке 50% доходы свыше 1 млн. рублей в месяц. Третий предусматривал введение прогрессивной шкалы НДФЛ для физических лиц, доход которых превышает 24 млн. рублей в месяц.

Максимальная ставка предлагалась в размере 50%, при превышении месячного дохода 200 млн. рублей. Но ни один из данных законопроектов принят не был [28].

На сегодняшний день в России присутствует прогрессивная шкала налогообложения в отношении транспортного налога. При стоимости автомобиля более 3 млн. рублей при расчете налога применяется повышающий коэффициент. Его значение варьируется в промежутке от 1,1 до 3.

Налогообложение физических лиц играет очень значимую роль в налоговой системе России.

Во-первых, оно удовлетворяет государство в его потребности в дополнительных доходах для государственной казны, то есть выполняет свою фискальную функцию.

Налоги, полученные от физических лиц играют очень важную роль в формировании региональных и местных бюджетах.

Во-вторых, налогообложение физических лиц является одним из главных инструментов реализации политики государства по перераспределению доходов между различными социальными группами населения. В частности налог на доходы физических лиц имеет возможность влиять на реальный уровень доходов населения и как следствие на уровень их жизни, а также помогает государству в регулировании существующего уровня дифференциации доходов населения. Данное воздействие осуществляется при помощи таких инструментов, регулирующих личный доход населения, как налоговые ставки, а также различные системы льгот. Основной целью налога на доходы физических лиц является аккумулирование финансовых средств в бюджет государства и их дальнейшее перераспределение между различными категориями граждан в пользу наиболее незащищенных слоев населения


1.3 Зарубежный опыт администрирования налога с доходов физических лиц

В большинстве европейских стран налогообложение лиц основано на снижении неравенства в доходах, влиянии на демографические показатели страны. Поэтому целесообразно начать процесс трансформации с изучения зарубежного опыта налогообложения физических лиц с последующим прогнозом налогового механизма, действующего в Российской Федерации. Важно учитывать его особенности из-за исторических, политических и экономических факторов.

Принципы подоходного налога в большинстве зарубежных стран одинаковы. Налогоплательщики - это лица, которые делятся на жителей и нерезидентов.

Основными отличиями между налогообложением физических лиц в нашей стране и за рубежом являются: шкала налогообложения, порядок определения размера налоговой базы (облагаемый налогом доход), правила применения налоговых льгот, вычетов и скидок, методика сбора налогов.

С принятием главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации и ее введение с 1 января 2001 года ставка налога на прибыль устанавливается для основных видов доходов и составляет 13%. Плоский подоходный налог существует также в Гонконге, Джерси, Гернси, Эстонии, Литве, Латвии, России, Украине, Словакии, Грузии, Румынии, Исландии, Кыргызстане, Казахстане, Македонии, Албании, Чехии, Болгарии, Монголии.

Во всех развитых странах ставки подоходного налога являются прогрессивными и, как правило, основаны на сложной системе прогрессирования, которая является показателем достаточно высокого уровня экономики. Следует отметить, что прогрессивные масштабы также действуют в странах БРИК (кроме России): в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. Размер ставки полностью зависит от суммы, полученной за налоговый период, дохода.

В Германии прогрессивный масштаб колеблется от 19% до 53%. Максимальная ставка налога в размере 53% применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Самая высокая предельная ставка установлена ​​в Швеции. Здесь подоходный налог делится на муниципальный и национальный. Доход в размере до 209 100 SEK облагается муниципальным налогом по ставке 32%. Доход выше этих сумм также облагается национальным налогом на 25%. Таким образом, максимальная ставка подоходного налога (муниципальная и национальная) составляет 57%.


В США физические лица платят 3 типа подоходного налога: федеральные, государственные и местные. Существуют разные виды подоходного налога, облагаемые по различным схемам. Подоходный доход граждан применяется к соответствующему из шести ставок - 10, 15, 25, 28, 33 и 35%. В дополнение к федеральному подоходному налогу существуют государственные и местные налоги на индивидуальные доходы. Каждое государство имеет право устанавливать свои собственные налоговые ставки. Минимальная ставка 1,4% установлена ​​в Нью-Джерси, а максимальная ставка составляет 12 процентов в Северной Дакоте.

Основой для расчета налоговых обязательств в зарубежных странах является общий годовой доход налогоплательщика, основными компонентами которого являются:

- заработная плата рабочих и служащих, бонусы, вознаграждение сверх основной заработной платы;

- доходы от предпринимательской деятельности;

- дивиденды, проценты по депозитам в банках, государственные ценные бумаги и т. д.;

- выплата алиментов за содержание детей;

- выплаты по безработице и болезни;

- страховые взносы на страхование жизни;

- доходы от коммерческого использования недвижимости;

- пенсии и т. д.

По сравнению с общим годовым доходом налогооблагаемый доход, к которому применяется действующая шкала ставок, всегда ниже, поскольку прогрессивное налогообложение в зарубежных странах применяется в сочетании с широкой системой налоговых вычетов и льгот. Его можно использовать для оценки уровня налогообложения в конкретной стране, основанного не на размере налоговых ставок, а на сумме налоговых вычетов, разрешенных для использования в данной стране.

Основными налоговыми льготами в развитых странах являются не облагаемый налогом минимум для налогоплательщика, так называемая стандартная налоговая скидка. Например, в Австрии эта сумма составляет 11 000 евро. Законодательство некоторых государств также предусматривает скидки на детей и иждивенцев в виде дополнительного необлагаемого минимума.

Кроме того, в развитых странах существует широкий спектр преимуществ, называемых нестандартными налоговыми скидками. Их отличие от стандартных скидок заключается в том, что размер налоговой льготы зависит от фактической суммы расходов, понесенных налогоплательщиком для определенных целей, которые учитываются при определении налоговой базы.

Еще одной особенностью внешнего опыта налогообложения физических лиц является система подоходного налога с семьи, где пара рассматривается как единица налогообложения. Во Франции, исходя из дохода, объявленного в Декларации семьи, ставки налога варьируются от 0% до 40%: сумма дохода до 5875 евро - 0%; с 5875 евро до 11720 евро - 5,5%; от 11720 евро до 26030 евро - 14%; с 26030 евро до 69783 евро - 30%; с 69783 евро - 40%.