ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Лабораторная работа №2
по дисциплине «ТРПО-2» на тему
«Разработка класса структуры данных на Kotlin»
Группа: АММ2-22
Факультет: АВТФ Студенты:
Алиева Н.И, Коломеец О.В.
Преподаватель: Гаврилов А.В.
Новосибирск 2023
2 Исходные данные 3
3 Ход работы 3
3.1 Типы данных 3
3.2 Паттерны/шаблоны проектирования 3
3.3.1. Фабрика (Factory) 3
3.3.2. Объект-прототип/Строитель (Prototype/Builder) 4
3.3 Интерфейсы 5
3.4 Структура бинарного дерева в массиве 6
3.5.1. Вставка 7
3.5.2. Поиск по индексу 8
3.5.3. Удаление 9
3.5.4. Балансировка 9
3.5.5. Итератор 11
3.5.6. Сохранение(загрузка) в(из) бинарный(ого) файл(а) 12
3.5 Пример работы разработанного ПО 14
Заключение 16
Приложение А 18
1 Задание на лабораторную работу
Портировать из Java разработанный в л.р.1 программный код.
2 Исходные данные
Согласно варианту задания на лабораторную работу имеем: Структура данных: бинарное дерево на основе массива; Типы данных: Целочисленный, Дата-Время.
3 Ход работы
3.1 Типы данных
Целочисленный тип данных реализован в классе IntegerClass.
Данный класс содержит в себе единственное поле – значение типа int
(целочисленный тип). Реализованы геттеры и сеттеры, переопределён метод toString().
Тип Дата-Время более комплексный и реализован в классе DateTimeClass. Содержит в себе поля: день, месяц, год, час, минута, секунда. Все значения полей класса - целочисленные. Реализованы проверки на установку настоящей даты (проверка на високосный год и количество дней в месяце, принадлежность значения заданному интервалу). Реализованы геттеры и сеттеры, переопределён метод toString().
Код реализации типов данных на языке программирования Kotlin
представлен в Приложении А.
3.2 Паттерны/шаблоны проектирования
3.3.1. Фабрика (Factory)
В лабораторной работе №1 был реализован шаблон проектирования «Фабрика». В лабораторной работе №3 был портирован программный код данного шаблона проектирования из
Java в Kotlin. Суть фабрики сводится
к тому, чтобы производить объекты разного типа. В методе getBuilderByName(name: String): ProtoType фабрика получает на вход строку с названием выбранного типа данных, а возвращает объектпрототип.
class FactoryType { private var typeNameList : List = listOf(IntegerType(), DateTimeType()) fun getTypeNameList(): List } return listOfType } fun getBuilderByName(name: String): ProtoType{ if (name == null) throw NullPointerException() for (userType in typeNameList){ if (name == userType.typeName()) return userType } throw IllegalArgumentException() } } |
Листинг 1. Реализация шаблона проектирования «Фабрика» на Kotlin
3.3.2. Объект-прототип/Строитель (Prototype/Builder)
В лабораторной работе №1 был реализован шаблон проектирования «Объект-прототип/Строитель». В лабораторной работе №3 был портирован программный код данного шаблона проектирования из Java в Kotlin. Суть его в том, чтобы обеспечить дополнительную обёртку для классов типов данных. Для реализации данного паттерна были переопределены для каждого типа данных все стандартные методы, а именно: typeName(), create(), clone(), readValue(), parseValue(), getTypeComparator(), toString(). Назначение каждого метода описано в комментариях к реализации шаблона проектирования (листинг 2). В конечном итоге были реализованы ещё два класса, наследующие типаж (trait) ProtoType: IntegerType и DateTimeType.
Код реализации этих классов на языке программирования Kotlin приведён в Приложении А.
interface ProtoType { // Имя типа fun typeName(): String? // Создание объекта fun create(): Any? // Клонирование текущего fun clone(obj: Any?): Any? // Создание и чтения объекта fun readValue(inputStream: InputStream?): Any? // Создает и парсит содержимое из строки fun parseValue(someString: String?): Any? // Возврат компаратора для сравнения val typeComparator: Comparator? // Перевод объекта в строку fun toString(`object`: Any): String } |
Листинг 2. Интерфейс для шаблона «Объект-прототип/Строитель»
3.3 Интерфейсы
Помимо уже рассмотренного интерфейса ProtoType, был реализован интерфейс компаратора Comparator (листинг 3). Данный типаж содержит в себе только один метод для переопределения – compare(o1: Any?, o2: Any?): Int, который позволяет сравнить значения соответсвующего типа данных. Были реализованы два класса наследующий данный типаж: IntegerComparator (используется для сравнения целочисленных значений) и
DateTimeComparator (используется для сравнений значений типа данных
Дата-Время). Код реализации этих классов на языке программирования Kotlin приведён в Приложении А.
interface Comparator { fun compare(o1: Any?, o2: Any?): Int
}
Листинг 3. Интерфейс для реализации компаратора
3.4 Структура бинарного дерева в массиве
Структура бинарного дерева была подробно рассмотрена в лабораторной работе №1.
Класс BinaryTreeArray – бинарного дерева в массиве содержит следующие поля:
-
var arrayTree: ArrayList? – исходный динамический массив, который хранит объекты – узлы дерева; -
var size: Int – поле, обозначающее размер массива; -
var comparator: Comparator – компаратор, он предназначен для сравнения объектов внутри методов класса.
Для работы со структурой реализованы следующие методы на языке программирования Kotlin:
-
save(protoType: ProtoType?) – запись объектов дерева в бинарный файл; -
load(protoType: ProtoType?): BinaryTreeArray? – чтение объектов дерева из бинарного файла; -
addValue(value: Any) – добавление объекта в дерево; -
printTree() – печать дерева в консоль; -
printArray() – печать массива в консоль; -
getDataAtIndex(searchIndex: Int): Any – получение значения по индексу; -
removeNodeByIndex(index: Int)– удаление по индексу; -
forEach(func: DoWith) – итератор; -
balance: BinaryTreeArray – балансировка дерева; -
toString– преобразование дерева в строку (необходимо для GUI).
Код реализации класса BinaryTreeArray на языке программирования Kotlin приведён в Приложении А.
Рассмотрим основные алгоритмы данной структуры.
3.5.1. Вставка
Включение нового значения в двоичное дерево также базируется на ветвлении: при сравнении включаемого значения со значением в текущей вершине выбирается правая или левая ветвь до тех пор, пока не встретится свободная (листинг 3). При этом, если индекс вставки будет больше, чем размер массива, то массив необходимо увеличить.
// Вcпомогательный метод вставки значения в массив private fun insertRecursive(current: Int, obj: Any) { if (current >= size) { // увеличение размерности при выходе size *= 2 // за пределы массива for (i in size / 2..size) // с обнулением новой части arrayTree!!.add(null) } if (arrayTree!![current] == null) { arrayTree!![current] = obj return } if (comparator!!.compare(obj, arrayTree!![current]) < 0) insertRecursive( 2 * current + 1, obj ) else insertRecursive(2 * current + 2, obj) } // Вставка значения в дерево fun addValue(value: Any) { insertRecursive(0, value) } |
Листинг 3. Метод вставки нового значения в дерево
3.5.2. Поиск по индексу
Поиск заданного значения в двоичном дереве использует линейно рекурсивный алгоритм. В каждой вершине производится сравнение размера левого поддерева с искомым номером. Если искомый номер меньше, чем размер левого поддерева, то рекурсивно ищется в левом поддереве. Если нет – то от искомого индекса вычитаются число вершин левого поддерева. Далее если декремент получившейся величины совпадает с нулём, то элемент найден, а если нет, то ищется индекс в правом поддереве.
В лабораторных работах №1 и №2 реализована индексация вершин по логическому номеру начиная с нуля «слева-направо» (листинг 4).
// Число вершин в поддереве private fun getSize(num: Int): Int { return if (num >= size || arrayTree!![num] == null) 0 else 1 + getSize(2 * num + 1) + getSize(2 * num + 2) } private fun getDataAtIndexRecursive(searchIndex: Int, help: Int): Any? { var searchIndex = searchIndex if (searchIndex >= size || searchIndex >= getSize(help)) return null val cntL = getSize(2 * help + 1) // число вершин в левом поддереве if (searchIndex < cntL) return getDataAtIndexRecursive( searchIndex, 2 * help + 1 ) // Логический номер в левом поддереве searchIndex -= cntL // отбросить вершины левого поддерева return if (searchIndex-- == 0) arrayTree!![help] else getDataAtIndexRecursive( searchIndex, 2 * help + 2 ) // Логический номер – номер текущей вершины // в правое поддерево с остатком Логического номера } //нумерация "слева-направо", начинается с 0, см. cprog 8.5 fun getDataAtIndex(searchIndex: Int): Any? { return getDataAtIndexRecursive(searchIndex, 0) } |
Листинг 4. Метод поиска значения в дереве
3.5.3. Удаление
В первую очередь происходит поиск удаляемого элемента, после нахождения которого следует этап, у которого могут быть три вариации:
-
Удаляемый узел является листовым (не имеет потомков).
В данном случае просто удаляем лист из дерева.
-
Удаляемый узел имеет одного потомка.
В таком случае мы удаляем выбранный узел, и на его место ставим его потомка. После это сдвигаем поддеревья переставляемого узла в массиве так, чтобы сохранились связи.
-
Удаляемый узел имеет двух потомков.
В данном случае, необходимо в левом поддереве найти максимальный элемент (он же будет листом) и переставить его на место удаляемого узла.
Так как реализация удаления из дерева на языке программирования
Kotlin вышла достаточно объёмная, то ознакомиться с ней можно в Приложении А с подробными комментариями.
3.5.4. Балансировка
Реализована рекурсивная балансировка на языке программирования Kotlin – выполняется обход с сохранением упорядоченной
последовательности массива, при котором индексы узлов собираются в Vector. Затем Vector рекурсивно делится пополам, значение из середины
включается в новое дерево. Итоговое дерево получается сбалансированным (cprog, раздел 8.5). Метод возвращает новый объект BinaryTreeArray (листинг 5).
//рекурсивная балансировка private fun balance(t: Vector val m = a + b ushr 1 // взять строку из середины интервала insertRecursive(r, 0, t[m]) balance(t, m + 1, b, r) // рекурсивно выполнить для левой и balance(t, a, m, r) // правой частей } //вставка для нового аррайлист при балансировке |
private fun insertRecursive(t: ArrayList if (current >= size) { // увеличение размерности при выходе size *= 2 // за пределы массива for (i in size / 2..size) // с обнулением новой части t.add(null) } if (t[current] == null) { t[current] = obj return } if (comparator!!.compare(obj, t[current]) < 0) insertRecursive(t, 2 * current + 1, obj) else insertRecursive( t, 2 * current + 2, obj ) } //главный метод балансировки fun balance(): BinaryTreeArray { val sz1 = getSize(0) val newArray = Vector } set(newArray, 0) balance(newArray, 0, sz1, newArrayTree) return BinaryTreeArray(size, newArrayTree, comparator) } //метод для добавления индексов в вектор private operator fun set(t: Vector t.add(arrayTree!![n]) set(t, 2 * n + 2) } |
Листинг 5. Балансировка дерева
3.5.5. Итератор
Под итератором forEach понимается метод (листинг 6), который проходит структуру данных линейно и вызывает переданную лямбду (листинг 7) для каждого хранимого элемента данных, а если лямбда срабатывает, то возвращает.
Листинг 7. Интерфейс для реализации функционально тривиальных операций над элементами списка структуры данных
3.5.6. Сохранение(загрузка) в(из) бинарный(ого) файл(а)
В классе структуры данных также имеются методы сохранения дерева в двоичный файл и загрузки его из двоичного файла (листинг 8). Сериализация и десериализация представляет собой сохранение и загрузку хранимых объектов дерева, а не самого дерева.