Файл: Способы, пути предотвращения преступлений среди школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Псковский педагогический комплекс»


Итоговый проект по обществознанию:

«Способы, пути предотвращения преступлений среди школьников»

Выполнила:

ученица 9 «В»

Матюшова Анастасия

Учитель:

Пахомова Елена Анатольевна

Введение

Преступность несовершеннолетних – совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. На сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем, стоящих перед обществом и государством. Многие заняты изучением и поиском решения данной проблемы, но уровень преступности среди подростков растет. Это означает, что ныне известные методы профилактики правонарушений не действуют.

Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера.

Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, утратили черты детского поведения, спонтанности. С каждым годом подростковая преступность  становится жестче.

Прежде чем искать способы профилактики, необходимо, опираясь на исследования, выяснить первопричины, источники, обуславливающие рост правонарушений, построить систему методов профилактики по сокращению преступности среди лиц, не достигших возраста 18 лет.
Объект исследования – подростковая преступность.

Предмет – способы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Гипотеза: низкий уровень правосознания подростков связан с недостаточностью профилактических мероприятий в образовательном учреждении.

Цель работы – определение основных причин подростковой преступности в современном обществе; нахождение более эффективных способов их профилактики.

Задачи:

  1. найти и проанализировать литературу по данной теме;

  2. изучить психологическое содержание подросткового периода;

  3. проанализировать статистические данные правонарушений несовершеннолетних в России, в Смоленской области, в Дорогобужском районе;

  4. на основе статистических данных выделить основные причины совершаемых подростками преступлений;

  5. рассмотреть меры профилактики правонарушений среди подростков;

  6. создать памятку для несовершеннолетних и их родителей, в которой описываются причины подростковой преступности и даются социальные рекомендации/


Методы исследования – анализ литературы.

Подростковая преступность, понятие, виды

Значительный вклад в развитие темы профилактики подростковой преступности внесли Г.А. Аванесов, Г.М. Миньковский. С начала периода утверждения гуманистических начал в уголовной политике государства и начинают свою научную историю исследования по профилактике преступности несовершеннолетних. Первоначально исследования носили исключительно характер профилактики рецидивных преступлений. В период 1960 – х – 1970 – х гг определенное внимание проблемам ранней профилактики начинается уделяться в работах педагогов и психологов. Были сделаны выводы о том, что отклонения в поведении несовершеннолетних возникают в самом раннем детстве, установлена их связь с последующим преступлением.

Преступление  - это совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания (Ст. 11 УК РФ)

Это значит, что преступлением признается такое деяние, которое причиняет вред или создает угрозу причинения существенного вреда правоохранительным интересам, то есть объекту преступления. Поэтому общественная опасность определяется прежде всего объектом преступления: его важностью, социальной ценностью.

Преступление совершается с прямым или косвенным умыслом:

Прямой умысел - это ситуация, когда лицо осознавало общественную опасность своего действия (бездействия), предвидело и желало наступления преступных последствий своего деяния. Так бывает, например, когда человек в пылу ссоры готов убить своего врага и сознательно наносит удары ножом в самые уязвимые места: живот, грудную клетку, понимая, что это может причинить смерть.

Косвенный умысел - это ситуация, когда лицо осознает общественную опасность своего действия (бездействия), предвидит последствия и сознательно допускает их наступление, т. е. ему их наступление безразлично. Другими словами, преступные последствия не есть цель преступления, а побочный результат — та цена, которую лицо готово заплатить за достижение других целей. Так бывает, когда в процессе нападения на инкассатора преступник, отстреливаясь, убивает случайных прохожих.



Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Легкомыслие - это ситуация, когда лицо предвидело возможность наступления последствий, но легкомысленно, без достаточных к тому оснований рассчитывало на их предотвращение. Так бывает, например, когда водитель, понимая, что это опасно, превышает скорость в условиях гололедицы и это приводит к дорожно-транспортному происшествию с человеческими жертвами.

Небрежность - это ситуация, когда лицо не предвидело, но при необходимой внимательности и предусмотрительности могло и должно было предвидеть наступление преступных последствий.

Преступностью же считается социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени

Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет.

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой), с другой - происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений).

Минимальный возраст несовершеннолетнего определяется ст. 20 УК, которая предусматривает, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За некоторые преступления, перечень которых установлен в ч. 2 ст. 20 УК РФ, установлен пониженный возраст уголовной ответственности - четырнадцать лет.


К таким преступлениям относятся: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кража (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

Стойкое единоличное совершение активных действий со стороны подростка, особенно если они носят противоправный, асоциальный характер, представляет большую повышенную опасность для общества. Если оценить такое поведение с позиций борьбы с преступностью, то до определенных пределов групповое совершение преступлений легче, чем не групповое, единоличное, поддается и выявлению, и фиксации, что позволяет реально видеть и знать, с кем и как бороться.

Влияние взрослой преступности на преступность несовершеннолетних чаще всего осуществляется опосредованно - через преступность молодежи. Потому характеризовать преступность несовершеннолетних только ее настоящим состоянием неправильно. Связь преступности несовершеннолетних и молодежи двусторонняя. Преступность несовершеннолетних это как бы отражение или тень преступности молодежи, так как младшие пытаются повторять поведенческие стереотипы старших, а преступность старших пополняется за счет притока вчерашних несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних как бы несет в себе и прошлое (допреступное социально - отклоняющееся) поведение подростков и их будущее преступное поведение при переходе в старшие возрастные группы.

Таким образом, преступность несовершеннолетних - это лишь начальная часть общей преступности. Именно связь с преступностью других возрастных групп образует особо опасное криминальное лицо преступности несовершеннолетних. Сила связи преступности несовершеннолетних с преступностью других возрастных групп меняется в зависимости от видов преступных посягательств.


Психологически особенности подросткового возраста

Подростковая преступность отличается особой жестокостью, дерзостью. Это связано с особенностями подросткового возраста, для которого характерны вспыльчивость, неспособность оценить ситуацию и последствия с учетом всех обстоятельств, чрезмерная категоричность суждения, повышенная импульсивность. Преступлений, совершенных случайно, единицы, все остальные – спланированные, осознанные. Около 3 % преступлений совершается подростками, страдающими психическими заболеваниями. В современном мире существует тенденция к омоложению преступности, т.е. субъектами противоправной деятельности становятся дети 11 – 12 лет.

Аналогично, появилась тенденция к совершению более агрессивных и жестоких преступлений. Увеличиваются случаи завладения подростком огнестрельным оружием и использование его для сопротивления сотрудникам силовых структур, вовлечения подростков в экстремистскую и террористическую деятельность. Распространяются новые виды преступлений, ранее не характерные для подростков: торговля наркотиками и оружием, похищение заложников, компьютерные преступления, вымогательство и т.д.

Личность трудного подростка имеет низкий уровень социализации. Наибольшее влияние на нее оказывают улица и уличные группы.

Чаще всего подростки совершают преступления в свободное от учебы время, в учебные дни (с 15.00 до 24.00). Наибольшее количество преступлений совершается подростками в период с 20.00 до 21.00. в течении года наибольшая активность несовершеннолетних правонарушений приходится на каникулы, на весеннее время года.

По данным криминологических исследований, до 70 – 80 % преступлений совершается несовершеннолетними вблизи места жительства, учебы, что существенно увеличивает возможности профилактики, пресечения и раскрытия таких преступлений.

Особенное место в подростковой преступности занимает хулиганство. В большинстве случаев – злостное хулиганство, характеризующееся цинизмом и особой дерзостью. Объект хулиганства – общественная безопасность, неприкосновенность личности и право собственности.

Подростки очень ранимы. Отсюда «беспричинная» и «немотивированная» (с точки зрения взрослого) реакция на слова и поступки окружающих, на те или иные обстоятельства жизни. Существенной психологической особенностью подростков среднего школьного возраста является ярко выраженная потребность в общении, которая удовлетворяется в различных видах общественно полезной деятельности. Однако в случае конфликтов и осложнений в социальной ситуации развития потребность в общении может удовлетворяться и путем антиобщественной деятельности.