Файл: Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ЛЭТИ» ИМ. В.И. УЛЬЯНОВА (ЛЕНИНА)
Кафедра БЖД
ОТЧЕТ
по лабораторной работе №8
по дисциплине БЖД
ТЕМА: «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»
Студенты гр. 1208 ____________________ Мельников Н.А.
Иванов С.Д.
Преподаватель ____________________ Овдиенко Е.Н.
Санкт-Петербург
2023
Цель работы: исследование влияния параметров предъявления зрительной информации на характеристики деятельности человека.
Общие сведения: Распространение автоматизированных систем управления выдвинуло в число актуальных проблем разработку методов проектирования операторских пунктов и, в первую очередь, систем и средств отображения информации Остро стоит вопрос о психофизиологической оценке индикаторов телевизионного типа, о принципах, методах и средствах контроля состояния человека-оператора, в частности, функционального состояния его зрительного анализатора. Операторы систем управления и контроля на видеотерминалах в течение рабочего дня выполняют сложную зрительно напряжённую работу, вызывающую как зрительное, так и общее утомление, которое свидетельствует о неадекватности средств отображения информации (в данном случае, светотехнических параметров телевизионных экранов) особенностям процессов, определяемых психофизиологическими характеристиками зрения человека. В связи с этим в настоящее время первостепенное значение приобретает психофизиологический подход к решению вопросов оптимизации взаимодействия оператора с видеотерминалами (ВДТ), оценки качества отображаемой информации и её количественных характеристик. Такой подход подразумевает исследование функционального состояния зрительного анализатора и установление динамики зрительных функций в конкретных условиях операторской деятельности. Специфика работы с телевизионным экраном заключается в том, что оператор должен воспринимать информацию не в проходящем свете, как это обычно бывает при использовании знаковой индикации, и не в отражённом, а с экранов электронно-лучевых трубок, которые сами являются источниками света. По данным психофизики зрения, оптимальными условиями работы глаза являются такие, при которых достигаются наивысшие значения основных функций зрения:
контрастной и световой чувствительности, быстроты и остроты различения.
Многочисленными экспериментами определены оптимальные значения угловых размеров, яркости В, контраста К, времени различения для основных функций зрения. Однако количественные характеристики, В, К, раздражителей, включённых в процесс оперативной работы, оказываются иными, чем при оценке основных функций зрения. Это связано с тем, что в реальных условиях оператор имеет дело с классом объектов другого уровня сложности, чем объекты классической психофизики, и условия их опознавания сильно отличаются от лабораторных. Современные способы предъявления зрительной информации (на телевизионных экранах, дисплеях), особые требования к эффективности её обработки в процессе трудовой деятельности делают психофизические проблемы особенно актуальными, а определение оптимальных условий отображения -необходимым. Таким образом, проблема оптимизации условий предъявления информации на средствах отображения включает исследование психофизических зависимостей в процессе содержательной деятельности оператора и психофизиологическую оценку телевизионного способа предъявления информации. На эффективность приёма информации с экрана ВДТ влияют также такие факторы, как уровень освещённости в помещении, наличие шума и т. д. В процессе эксперимента, как правило, проявляется влияние тренировки (улучшение результатов после нескольких серий в начале работы), а также влияние зрительного утомления (ухудшение результатов в конце эксперимента). Важным фактором являются и индивидуальные характеристики человека и его зрительного анализатора. В соответствии с приведёнными выше положениями, задачей данной лабораторной работы является исследование влияния условий предъявления визуальной информации на эффективность её приема и переработки пользователем. В качестве исследуемых взаимосвязанных параметров изображения выбраны: цвет символов, окна и фона, время экспозиции символов, угловой размер знаков, местоположение окна для предъявления символов на экране индикатора и др.
Обработка результатов:
Исходные данные: размер символов: 10; цвет: окно: белое, символы: красный, фон: черный; окошки: только по середине; количество символов: 5; тип формуляра: строка; набор символов: цифры.
Эксперимент №1:
По исходным данным:
| 55 | 110 | 165 | 220 | 275 | 330 |
1 | 0 | 0,6 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
2 | 0 | 0,6 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Рисунок 1.
Как можно заметить, у испытуемого Иванова с повышением времени экспозиции увеличилась и вероятность опознания символов. У Мельникова не наблюдается аналогичная динамика за исключением 3-го испытания, где время экспозиции составляло 165 мс. Можно предположить, что на данный результат повлияла общая утомлённость испытуемого Мельникова или же поскольку это первый опыт, недостаточная собранность. Другой вариант – отвлечение от деятельности другими испытуемыми, в результате чего вероятность опознания снизилась с 0,8 до 0,6. На рис.1 видно, что с увеличением экспозиции амплитуда графика уменьшается и стремится к максимуму - 1.В точках 165,220275 и 330 мс данный максимум достигается.
Эксперимент №2:
Размер символа: 10 → 8:
| 55 | 110 | 165 | 220 | 275 | 330 |
1 | 0 | 0,4 | 0,6 | 0,6 | 0 | 0,8 |
2 | 0 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,8 | 0,2 |
Рисунок 2.
Исходя из рис. 2, видно, что при уменьшении шрифта зависимость вероятности правильных ответов от времени ухудшилась по отношению к рис. 1, в первую очередь играет фактор остроты зрения- способность глаза различать мелкие детали предметов, т.е. при меньшем размере человеческому глазу труднее зафиксировать и запомнить информацию, переданную на короткий промежуток времени. Кроме этого, ухудшение результата в точке 275 и 330мс может зависеть от утомляемости испытуемого.
Эксперимент №3:
окошки: только по середине → три окошка: по середине, слева сверху, справа сверху:
| 55 | 110 | 165 | 220 | 275 | 330 |
1 | 0 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,8 | 0,8 |
2 | 0 | 0,2 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,6 |
Рисунок 3.
Исходя из рис. 3, видно, что при изменении количества окошек, а также их расположения зависимость сильно ухудшилась, главным фактором такого изменения является скорость реакции человеческого глаза, т.к. при резком перемещении сложно получить какую-либо информацию: продолжительность скачка в среднем: 0,025 с, продолжительность фиксации в среднем: 0,4 с, соответственно времени на получение информации оказывается намного меньше, чем при статическом запоминании, что можно увидеть на графике. Также такая работа сильно влияет на нагрузку глаза, из-за чего усталость проявляется быстрее.
Эксперимент №4:
количество символов: 5 → 4:
| 55 | 110 | 165 | 220 | 275 | 330 |
1 | 0,8 | 0,8 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
2 | 0,6 | 0,8 | 0,8 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Рисунок 4.
Исходя из рис. 4, видно, что уменьшение символов положительно влияет на данную зависимость, главным фактором в данном эксперименте является качество запоминания информации человеческим глазом, а именно объем памяти, т.к. чем меньше количество символов, тем больше объем памяти, соответственно запомнить 4 символа куда проще, чем 5, при этом спада не наблюдается что говорит о том, что усталость была меньше что повлияло на тенденцию правильного распознания.
Эксперимент №5:
тип формуляра: строка → столбец:
| 55 | 110 | 165 | 220 | 275 | 330 |
1 | 0,2 | 0,2 | 0,22 | 0 | 0,2 | 0,6 |
2 | 0 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,6 |
Рисунок5.
Исходя из рис. 5, видно, что при изменении типа формуляра зависимость ухудшилась, главным фактором является способ кодирования информации. Способ кодирования информации влияет на скорость и точность восприятия информации, при изменении типа формуляра на столбец, становится сложнее анализировать информацию, т.к. глаз не привык обрабатывать такую информацию, соответственно, факторы: скорость реакции и запоминание информации ухудшаются, что видно на графике.
Эксперимент №6:
набор символов: цифры → буквы:
| 55 | 110 | 165 | 220 | 275 | 330 |
1 | 0 | 0 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,4 |
2 | 0 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 0,2 |