Файл: Применение электронных коммуникаций при осуществлении электронного правосудия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1348
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ
2.1. Использование официальных интернет–сайтов и интернет–порталов
Одной из наиболее сильных сторон российской судебной системы в сравнении с большинством зарубежных правопорядков является лидерство в развитии электронных сервисов правосудия. При этом начиная с 2010 г. локомотивом является арбитражная система – именно там первоначально внедрялись и отлаживались все известные сегодня возможности электронного правосудия.
Основными компонентами системы электронного правосудия в арбитражных судах являются ресурсы «Картотека арбитражных дел» (обеспечивает доступ к текстам решений всех арбитражных судов) и «Мой арбитр» (обеспечивает электронный документооборот).
На сегодняшний день в арбитражной системе реализована возможность электронной подачи документов в суд (заявлений (исковых заявлений), возражений на иск, иных документов, в т.ч. доказательств), отслеживания процесса рассмотрения дела, оповещения сторон спора, ознакомления с судебными актами, а в некоторых арбитражных судах – с материалами дел1. Активно используется возможность проведения судебных заседаний при помощи ВКС, осуществляется аудио- и видеопротоколирование.
Информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции (далее – СОЮ) осуществляется средствами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (далее – ГАС «Правосудие»), развитие функционала которой обеспечивается Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
В связи с введенными карантинными мерами, обусловленными высокими темпами распространения новой коронавирусной инфекции, российская судебная система была вынуждена принять экстраординарные меры. 8 апреля 2020 г. Президиум Верховного Cуда и Президиум Совета судей приняли постановление2, обязывающее суды временно приостановить личный прием граждан, что в разы увеличило нагрузку на электронные сервисы правосудия. Также было рекомендовано при наличии технической возможности проводить заседания в формате видеоконференции.
С конца января 2020 г. в некоторых арбитражных судах введено онлайн-ознакомление с материалами дел.3
В Совете Федерации был подготовлен пакет законопроектов4, позволяющий проводить судебные заседания по видеосвязи, используя собственные технические средства участников процесса. Данная мера, считают эксперты, не только позволит не допустить нарушения процессуальных прав, сократит судебные издержки и ускорит сроки рассмотрения дел, но также будет способствовать созданию безбарьерного пространства для людей с ограниченными возможностями и позволит обеспечить равный доступ к правосудию.
5
Информационные сервисы правосудия в арбитражных судах
Информационная система Электронный страж Сервис позволяет отслеживать информацию о новых событиях или документах по делу, назначенных или перенесенных заседаниях и т.п. Подписка может быть оформлена на обновления, касающиеся конкретного арбитражного спора (по номеру дела) либо его участников (по названию, ИНН или ОГРН лица). Информация о движении судебных дел обновляется каждые 15–30 минут. Уведомления об изменениях направляются пользователям по электронной почте, информация о них доступна пользователю также на интернет-странице сервиса. Сервис позволяет оставлять комментарии и заметки к делам, на которые подписан пользователь6
Информационная система Банк решений арбитражных судов (БРАС)- В середине 2008 года была создана автоматизированная информационная система публикации судебных актов «Банк решений арбитражных судов» (БРАС). Эта система может конкурировать с аналогичными подобными зарубежными сервисами, такими как американская разработка Public Accessto Court Electronic Records (PACER), канадская Canadian Legal Information Institute (CanLII), британская British and Irish Legal Information Institute (BAILII), и немецкая Elektronisches Gerichtsund Verwaltungs postfach (EGVP). За основу российского проекта был взят американский аналог (PACER), который был модифицирован и доработан в соответствии с российским законодательством и с учетом поставленных заказчиком задач и требований.
Автоматизированная информационная система «Банк решений арбитражных судов» (БРАС) является единым централизованным ресурсом, в котором размещены данные о реквизитах всех судебных дел и документов, всех инстанций, начиная с первой и заканчивая надзорной, а также тексты принятых судебных актов; и является бесплатной.
БРАС предоставляет доступ к архивам судебных решений и других актов по делам, которые рассматривали арбитражные суды РФ всех инстанций. Поиск можно осуществлять различными способами: по тексту документа, по виду спора, по категории спора, по участнику дела (для этого необходимо знать ФИО, ИНН или ОГРН лица), по названию суда, по номеру дела или судебного акта.7 В случае если пользователю не известны точные параметры дела, то сформированный список решений дополнительно можно отфильтровать по дате события, статусу дела (завершенные/незавершенные), типу документа (решение; постановление апелляции, кассации, Президиума ВАС; определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС; определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ).
Информационная система «Календарь судебных заседаний» арбитража— онлайн-сервис, позволяющий каждому желающему ознакомиться с графиком рассмотрения дел в арбитражном суде любой инстанции. Для этого не нужно регистрироваться в системе, достаточно перейти по ссылке8
Поиск заседаний осуществляется:
-
по участнику дела (для этого необходимо знать название, ИНН или ОГРН лица, при этом можно отфильтровать участника по процессуальному статусу: истец, ответчик, третье либо иное лицо) -
по фамилии судьи (также можно отфильтровать в зависимости от статуса судьи в данном заседании: судья-докладчик либо боковой судья); -
по названию суда; -
по номеру дела; -
по дате заседания.
Сервис «Перерывы в заседаниях» позволяет пользователям получать информацию обо всех случаях объявления перерывов в судебных заседаниях в интересующем суде. Поиск осуществляется по названию суда.9
В конце марта 2010 начал работать новый информационный ресурс - «Картотека арбитражных дел». Картотека содержит сведения обо всех делах, рассматриваемых арбитражными судами РФ. Данная система может предоставить пользователям информацию по всем судебным делам, находящимся в суде по завершенным и по находящимся в производстве.
Информация в сервисе «Картотека арбитражных дел» может быть представлена либо в виде списка дел, отобранного в соответствии с заданными параметрами, либо непосредственно в виде карточки судебного дела, имеющего уникальный номер, присвоенный в арбитражном суде первой инстанции10.
Поисковая карточка позволяет пользователю найти судебное дело, не зная его номера, либо ознакомиться с группой дел со схожими параметрами (наименованием и иной информацией об участниках дела, фамилией судьи, наименованием суда, датой регистрации дела в системе). Также можно дополнительно отфильтровать дела по категориям: административные дела, гражданские дела, дела о несостоятельности (банкротстве), судебные поручения. Для поиска достаточно указать хотя бы один из параметров, далее можно уточнить запрос.
В карточке судебного дела содержится информация о поданных заявлениях, жалобах и ходатайствах, показан текущий статус дела и информация о его рассмотрении в вышестоящих судебных инстанциях. Все события в карточке дела расположены в хронологической последовательности; непосредственно из карточки дела возможны просмотр и печать судебных актов, принятых по делу.
Для отображения информации по делам о банкротстве в системе предусмотрен особый формат карточки. В ней доступны две дополнительные функции:
• группирование информации и документов по кредиторам;
• отображение текущей процедуры банкротства.
Если пользователь системы обнаружил в карточке дела неверно указанную информацию или отсутствие какой-либо информации, он может сообщить об этом при помощи соответствующей кнопки — «Сообщить об ошибке».
Для удобства пользователей информация о деле доступна для просмотра в виде календаря.
В календаре отображается информация как о прошедших, так и о предстоящих событиях. Календарь можно выгрузить и импортировать в календарь Microsoft Outlook. Кроме того, система позволяет скачать все документы по делу одним файлом. Это позволяет работать с материалами дела в режиме офлайн.
Сервис имеет ряд иных полезных функций: например, он выявляет в текстах судебных решений слова и выражения, содержащие персональные данные. О каждом случае выявления персональных данных сервис информирует судью, принявшего судебное решение.
В настоящее время Картотека арбитражных дел (далее – КАД) содержит информацию более чем о 99% всех поступивших на рассмотрение дел, что значительно превышает долю публикуемых дел СОЮ в системе ГАС «Правосудие».
Количество пользователей КАД в 2019 г. составило 11,9 млн, количество посещений – 134,5 млн, количество просмотренных страниц – 736,2 млн, количество размещенных электронных документов – 34,8 млн. В настоящее время в Картотеке находится более 27,7 млн дел и 255,2 млн документов. В этой части российское арбитражное правосудие является лидером.
Таблица 1. Размещение дел в информационной системе КАД, поступивших на рассмотрение арбитражных судов дел в первой инстанции.
| 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Количество дел | 1 697 617 | 1 951 726 | 2 100 386 | 2 124 983 |
Кад | 1 685 221 | 1 952 804 | 2 086 243 | 2 106 718 |
% | 99,3 | 100,1 | 99,3 | 99,1 |
Сервис «Мой арбитр» Для подачи документов в суд участнику спора требуется регистрация в сервисе «Мой арбитр» либо авторизация через ЕСИА.11 Для подачи документов от имени иного лица необходимо иметь соответствующую доверенность. В случае если документы подает представитель, участвующий в судебных заседаниях по доверенности, доверенность на подачу документов необязательна.
Сервис «Мой арбитр» позволяет подавать заверенные электронные образцы документов или непосредственно электронные документы, подписанные электронной подписью. В некоторых случаях документы можно подписывать только квалифицированной электронной подписью.
Подача документов сопровождается заполнением специальной формы, которая предусматривает внесение следующей информации:
• номер дела (если производство по делу возбуждено);
• информация о заявителе, участниках судебного процесса (наименование юридического лица, его адрес, ИНН/КПП, ОГРН и т.д.);
• номера телефонов (мобильный, стационарный), факсов (при наличии), адреса электронной почты и др.;
• информация о суде, в который направляются документы;
• вид обращения в суд
Подтверждение подачи документов осуществляется при помощи соответствующего уведомления. Уведомление содержит информацию о дате и времени поступления документов. Дата и время определяются по московскому времени, фиксируются автоматически и учитываются судом при рассмотрении вопроса о соблюдении процессуальных сроков. Информацию о статусе документа можно посмотреть в Личном кабинете системы «Мой арбитр».
После получения документов работник аппарата суда проверяет их на соответствие формальным требованиям. О результатах проверки и, соответственно, принятии либо отказе в принятии (с указанием причин) документов пользователю направляется уведомление.
Система «Мой арбитр» позволяет подать в электронном виде.
Заявления и жалобы
-
иск (заявление); -
апелляционные, кассационные жалобы; -
кассационные и надзорные жалобы в ВС РФ; -
заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам
Документы по делам
-
встречный иск; -
заявление о вступлении в дело; -
отзыв на иск; -
заявления и ходатайства; -
заявления на компенсацию; -
жалобы Председателю (заместителю Председателя) ВС РФ. -
заявление о признании банкротом; -
заявление о признании физического лица банкротом; -
заявление должника о его банкротстве; -
заявление физического лица о его банкротстве; -
требования кредиторов; -
требования кредиторов к физическому лицу; -
иные документы.12