Файл: Древняя Спарта Класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Древняя Спарта»
Класс5 класс

Педагогические цели и задачи урока:

-способствовать подведению учащихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью;

- содействовать ознакомлению с жизнью в Спарте, подчинённой военным законам, раскрытию причин такого общественно-политического устройства;

-создать условия для формирования представления о древних законах Спарты;

- способствовать ознакомлению с особенностями воспитания спартанских детей;

- продолжить формировать умение работать с историческими источниками;

- воспитывать уважение к истории других стран

Тип и вид урока:

Урок открытия новых знаний/ Урок-путешествие

Планируемые результаты:

Личностные результаты: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Предметные результаты: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; применять понятийный аппарат исторического знания для характеристики политического устройства Спарты; давать характеристику войска, спартанского воспитания

Метапредметные результаты: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Основное содержание темы, понятия и термины:

Местоположение и природные условия Спарты, история её заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Образ жизни спартанцев. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Лаконичная речь. Спартанцы, илоты, Совет старейшин, Народное собрание, цари, государство

  • Мультимедийная презентация;

  • Проектор

  • видеофрагменты

Ход урока


Слайд 1

I. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Выглядите вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее. Меня зовут Инна Владимировна, начнем наш урок.
На ваших столах находится раздаточный материал, с которым мы будем работать в течение урока.
III. Знакомство с новым материалом.
Слайд 2

Сегодня мы поговорим о могущественном городе-государстве, связанном с множеством легенд и мифов, о которых слышали практически все. Городе-государстве, который является примером дисциплины и мужества, о месте из которого вышли 300 воинов и смогли дать отпор целой армии. Об одном из самых главных полисов Греции.

Вы уже догадались о каком полисе пойдет речь?
Слайд 3

Учитель: Верно, тема нашего урока: «Древняя Спарта» (написать на доске)
Запишите тему урока в ваш рабочий лист.
Слайд 4

План урока:

1 Географическое положение и природные условия.

2. Спартанское общество.

3. Система управления.

4.Воспитание спартанцев.

Учитель:Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из известнейших полисов Древней Греции – Спарте: о возникновении и расцвете, особенностях управления, о воспитании юных спартанцев.

Слайд 5

Проблемное задание на урок, ответить на вопрос:

«В чём же особенность развития Древней Спарты?»
Слайд 6

Учитель:

Где и как возник этот знаменитый полис?

Спарта находилась в долине под названием Лакония, что на юге полуострова Пелопоннес.

В 11в.до н.э. пришли племена греков-дорийцев, которые завоевали греков-ахейцев, часть дорийцев завоевала Лаконию и поселилась у р. Эврот и уже к 10 в. до н.э. образовало город-государство Спарта.

Спарта образовалась из 4 поселений Месоя, Киносуры, Лимны и Питана с общим политическим, военным и религиозным устройством. После 2-х войн с мессенийцами территория города стала еще больше. К 5 в. до н.э. Спарта подчинила почти половину Пелопоннеса.

Отличительной особенностью было отсутствие укреплений, защитных стен.

Спартанцы считали, что они самая главная защита города и стены просто лишние. И не спроста, ведь никто не мог сравниться с воинами Спарты, за короткий срок они смогли подчинить соседние полисы и стать одним из самых главных городов-государств Греции.


Слайд 7

Учитель: Закрепимполученную информацию. Откройте учебник стр. 115., перед вами карта. Карта у нас свами одинаковая.

Мы знаем, что Греция была разделена на регионы Северная Греция, Средняя Греция и Южная Греция.

  • Итак, ребята, посмотрите на карту и скажите где же находилась Спарта? (область Южной Греции)

  • А в какой области вначале расселились предки Спартанцев? (Лакония)

  • А какую область позже завоевали? (Мессения)

  • А что карте обозначено голубой линией? (река)

  • А какая река протекала на территории Спарты, кто запомнил название этой реки? (р. Эврот)

  • А что дает нам наличие реки, способствовало какому занятию?

Мы с вами предположили, что жители в этой стране могли заниматься земледелием. Однако спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством, ни ремеслом. У них не были развиты ни наука, ни искусство. Спартанцы преуспели только в одном — в военном деле.

Слайд 8

Учитель: А сейчас мы выясним кто же составлял Спартанское общество.

Для этого откройте учебники на стр. 147, найди пункт 1, 2 абзац со слов Вся земля в Лаконии и Мессении… ,

ЧИТАЮТ ДВА АБЗАЦА

Учитель: Ребята, кто же входил в состав населения Спарты? Кого мы можем выделить из текста учебника? О ком прочитали?

Рабочие листы пред Вами, работаем с 1 первой схемой «Спартанское общество», впишите название схемы в ваши рабочие листы.

Клик.'>2 р. Клик.

Учитель: Обратите внимание на экран. Кто изображен на слайде, по вашему мнению? Ответ учащихся

2 р. Клик.

Учитель: Верно, спартанцы и илоты. Запишите эту информацию в пустые прямоугольники в ваших схемах.

Учитель: Продолжаем работать с текстом.

  • Скажите, а как складывались отношения спартанцев с илотами? (Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними, надсмехались. Например, заставляли пить илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству)

  • Ребята, исходя из прочитанного, скажите, а какими правами по вашему мнению обладали спартанцы? ведь мы уже знаем, что они свободное население?

Давайте проверим.

Клик.

Обладали всеми правами

Клик.

Учитель: А были ли какие-либо права у илотов? А какие у илотов были обязанности?

(Илоты были лишены всех гражданских прав. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то жизнь их не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. )


Т.к. илоты – рабы, они были бесправные.

Клик.

Запись в схему

Учитель: Обратите внимание на схему Спартанское общество.

Учитель: Спартанское общество не напоминает ли вам общество еще одной древней страны, где люди были поделены на группы, члены которых не имели право переходить в другую группу. Что это за страна? (Индия.)

Слайд 9

Учитель: Динамическая пауза. Встаньте, пожалуйста, совершим морскую прогулку по Ионическому морю.
Игра «Море волнуется раз»:

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три:                                                                     

А)  фигура спартанца на месте замри;

Б) фигура щита на месте замри;

В) фигура ученика 5 класса на месте замри

Учитель: Молодцы, присаживайтесь. Мы продолжаем урок.

Слайд 10

Учитель: Перед вами рабочие листы, по ходу моего рассказа, заполняем схему

«Управление в Спарте». Допишите пропущенное слово в название схемы.



Как и в остальных полисах, в Спарте существовало Народное собрание, в нем участвовали мужчины – спартанцы КЛИК. Собрание объявляло войну КЛИК, утверждало условия мира КЛИК, выбирало старейшин КЛИК. За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной властью. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Совет старейшин, следил за выполнением законов КЛИК и принимал самые важные для государства решения КЛИК. В Совет входили самые достойные граждане не моложе 60 лет КЛИК. Они участвовали в заседаниях пожизненно. Взамен умершего выбирали нового старейшину.

Командовали войском два предводителя КЛИК, их называли царями, обязанности передавались по наследству КЛИК.

И так в управлении Спарты принимали участие Народное собрание, Совет старейшин, 2 царя. Однако фактическая власть принадлежала Совету старейшин, т.к. именно он обладал огромной и бесконтрольной властью.

Слайд 11

Воспитание спартанцев.

Учитель: Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется
КЛИК. Разрешалось только одно занятие - военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены КЛИК. Война была для спартанцев как праздник, они шли в бой с песнями под звуки флейт. В других городах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. В Спарте все это считалось роскошью и изгонялось КЛИК. Окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной (напр., похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока). Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.

Слайд 12

Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов. Существует легенда, что новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть.

Учитель: А сейчас мы узнаем как воспитывали юных спартанцев.

В ваших рабочих листах отрывок из сочинения древнегреческого писателя Плутарха. Обращаю ваше внимание, что при работе с историческим документом, можно зачитывать из него ответы на вопросы.

Слайд 13

Плутарх. Ликург,ХVI

Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали. Чтобы дать свободу телу, растили их неприхотливыми и неразборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач.… Мальчиков с 7 лет отбирали у родителей и воспитывали в военных отрядах. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть обнаженными. Взрослые следили за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закалялся характер и появлялось мужество. Их обучали стойко переносить лишения и голод, кормили плохо, поощряя воровство на чужих огородах и в кладовых. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона (рубахи), получая раз в год по гиматию (верхняя накидка)… Спали они вместе, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.

Вопрос

  • Сколько лет было мальчику когда его забирали в военный лагерь?

  • Запитайте из источника какие условия были в военном лагере?

  • Почему спартанские мальчики часто были невежественными и жестокими людьми?