Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации (Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Основные виды и показатели прибыли

 Если воспринимать прибыль, как способ оценки функционирования предприятия, то можно выделить несколько ее форм.

 Прибыль играет настолько важную роль в рыночных взаимоотношениях, что ее исчисление является первостепенной задачей. Существует несколько специализированных систем расчета прибыли для различных целей: анализа деятельности предприятия, расчетная, для расчета налоговых отчислений, для ведения бухгалтерской отчетности. В других случаях – при организации процесса управления, при планировании развития, при оценке доходности от инвестирования прибыль высчитывается как разность совокупности доходов и всех расходов.

Разновидности прибыли: [14]

Экономическая – можно посчитать как разность экономических издержек функционирования предприятия и его доходов. Под экономическими издержками понимаю, как явные, указанные в бухгалтерских документах, так и имплицитные (скрытные), возникающие вследствие использования средств производства не для создания товара, а альтернативным образом. Имплицитные издержки называют также неоплачиваемыми.

Маржинальная – разность между изменяемыми затратами на производство единицы продукции и стоимостью этой продукции на рынке. Если есть необходимость посчитать чистую прибыль, которую приносит одна единица продукции, то смотрят на разность между ее стоимостью и средним показателем производственных затрат. Средний показатель рассчитывают сложением переменных затрат с постоянными.

Пвал = ВР - С, (1)

где ВР - выручка от реализации;

С - переменные производственные затраты.

От продажи собственного товара – разность между доходом, вырученным в ходе реализации товара или услуги и собственной стоимостью этого товара или услуги.

Другими словами, прибыль от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

Ппр = Пвал - Ру - Рк, (2)

где Ру - расходы на управление;

Рк - коммерческие расходы.

От обращения амортизируемого имущества – разность между доходом от использования этого имущества и его остаточной стоимостью, сложенной со средствами, потраченными на его реализацию. Прибыль от использования другого имущества рассчитывается подобным образом. Важно учитывать все издержки, связанные с процессом управления имущественными правами. Обычно именно управление амортизируемым имуществом вместе с другими источниками внереализационного дохода позволяют предприятию получать прибыль в условиях равной собственной стоимости производимого товара и его рыночной цены. [17]


 Прибыль от продажи приобретенного товара – средства, полученные в ходе перепродажи какого-либо товара или услуги. Рассчитывают как доход, извлеченный при продаже минус цена, по которой товар был куплен. Важно принимать во внимание учетную политику предприятия при совершении подобных покупок. Также нужно вычесть средства, использованные для хранения, обслуживания, транспортировки данного товара.

От продаж – извлекается в результате реализации на рынке произведенных товаров или услуг, непосредственно предназначенных для продажи. Рассчитывается вычетом расходов на управление и коммерциализацию из валовой прибыли. [19]

Есть понятие прибыль до уплаты налогов, она включает в себя всю прибыль, полученную от операций на рынке и вне его, от внереализационных доходов, внеплановых доходов и рассчитывается до того, как будет произведена налоговая выплата.

Исходя из логики исчисления предыдущих показателей, формула расчета прибыли до налогообложения будет выглядеть следующим образом:

Пдно = Ппр ± Содр ± Свдр, (3)

где Содр - сальдо операционных доходов и расходов;

Свдр - сальдо внереализационных доходов и расходов.

Размер прибыли зависит от множества факторов: вида производимого товара или услуги, количества инвесторов, участия в сторонних проектах. Управление и администрирование должно основываться в первую очередь на расчете выбранного показателя прибыли и анализе его эффективности. Важно следить за динамикой и в соответствии с ней вырабатывать стратегию развития.

Прибыль позволяет оценить, насколько обоснованными были расходы на производство.

В ходе текущего учета и анализа рассчитывается прибыль, отраженная в отчетности предприятия. Должен быть один показатель, сводный для всех филиалов и подразделений, независимо от их обособленной эффективности.

Прибыль, полученная предприятием, которое подлежит налогообложению, считается объектом налогообложения.

Прибыли предприятий, принадлежащих иностранным государствам, рассчитываются через их представительские организации на территории РФ, как доход за вычетом расходов этого представительства. Обычно больную часть расходов составляют выплаты налогов. Налогом облагается только та прибыль иностранных предприятий, которая была получена на территории РФ. Полный перечень правил налогообложения содержится в Налоговом Кодексе РФ.

Чистая прибыль – это те средства, которые остаются после расчета соответствующего типа прибыли и выплаты всех налоговых отчислений. Показатели прибыли позволяют принимать рациональные и обоснованные управленческие решения и высокой степенью достоверности определять финансовую эффективность предприятия.[19]


Формула расчета чистой прибыли:

Пчп = Пдно - Н, (4)

где Н - сумма налогов.

По видам хозяйственной деятельности различают:

- прибыль от основной (операционной) деятельности;

- прибыль от инвестиционной деятельности;

- прибыль от финансовой деятельности.

На величину прибыли оказывают влияние различные факторы, одним из которых является себестоимость продукции.

Существуют следующие два пути воздействия (увеличения, уменьшения) на прибыль предприятия: снижение себестоимости продукции; увеличение выручки, то есть объема продаж.

Себестоимость продукции является качественным показателей, характеризующим работоспособность предприятия, а так же уровень использования ресурсов (постоянного и переменного капитала) на производство продукции, находящихся в распоряжении организации.

Наиболее существенного снижения себестоимости продукции на предприятии можно достичь путем разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая будет постоянно действующей, и корректироваться при изменении обстоятельств.

1.3 Рентабельность, сущность и виды

Для оценки эффективности работы производственного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Под термином «рентабельность» подразумевается некий показатель, определяющий экономическую эффективность, характеризующий доходность от предпринимательского «труда». С помощью параметра управленец может понять, эффективно ли предприятие использует ресурсы, которые находятся в его распоряжении. К таким ресурсам могут относиться финансовые, природные, а также трудовые и экономические. 

Если говорить о сфере деятельности не коммерческих структур, следует отметить, что показатель рентабельности в таком случае можно считать эффективностью произведенной им работы. Когда речь идет об организациях коммерческого плана, важны точные показатели количественного плана. Современная экономическая теория сравнивает рентабельность с таким показателем, как КПД, который представляет собой соотношение суммы итоговых издержек и конечной прибыли, полученной от деятельности компании. [7]

Если говорить другими словами показатель рентабельности – это простое соотношение расходов и полученных доходов. Если, подводя итоги за прошлый годы, бухгалтерия огласила, что компания получила прибыль, бизнес считается рентабельным и окупаемым. 


Сегодня рентабельность может быть представлена в разных видах, потому как для определения эффективности бизнеса могут потребоваться расчеты разного содержания. При расчетах для различных бизнес направлений нужно учесть, что коэффициенты и формулы их вычисления будут разными. 

Рентабельность бывает: [15]

а) Общая рентабельность внеоборотных и оборотных активов. Такая характеристика указывает на финансовые займы, которые были использованы организацией с целью наращивания прибыли суммой 1 рубль. Коэффициент рассчитывается, исходя из соотношения прибыли, которая значилась на балансе предприятия до уплаты полной суммы установленных налогов, и средней цены всех активов, находящихся в распоряжении компании в конкретный промежуток времени. Общая рентабельность может рассчитываться за квартал, полугодие, год или месяц и представляет собой возможность активов предприятия наращивать прибыль. Если необходимо подсчитать показатель рентабельности формирования активов, нужно разделить сумму прибыли до вычета налогов на рассчитанную среднюю стоимость активов, которые были привлечены именно в тот временной промежуток; 

б) рентабельность продукции — экономический показатель, выступающий, как соотношение между прибылью, вырученной от реализации товаров, и издержками, связанными с их производством. Полученный коэффициент даст оценку выгодности производства каждого конкретного товара; 

в) рентабельность производства подразумевает под собой специфический экономический коэффициент, который позволяет адекватно оценить целесообразность ведения какого-либо бизнеса. Чтобы его подсчитать, необходимо вычислить соотношение издержек и чистой конечной прибыли. Если балансовый показатель прибыли и баланс зафиксированных затрат положителен, работу производства можно считать рентабельной. Чтобы повысить рентабельность производства, необходимо снизить итоговую себестоимость продукции, оставив прежним ее качество или улучшив его. Для анализа и расчета эффективности деятельности предприятия используется широкий спектр экономических и финансовых показателей. Они отличаются по сложности расчета, доступности данных и пользы для анализа. 

Рентабельность является одним из оптимальных показателей эффективности – простота расчета, доступность данных и огромная полезность для анализа делают этот показатель обязательным для расчета. 

Рентабельность (RO – returnon) – общий показатель экономической эффективности деятельности предприятия или использования капитала/ресурсов (материальных, финансовых и т.д.). Данный показатель необходим для анализа хозяйственной деятельности и для сравнения с другими предприятиями. [14]


Рентабельность, в отличие от прибыли, является относительным показателем, поэтому рентабельности нескольких предприятий можно сравнивать между собой. 

Прибыль, выручка и объем продаж являются абсолютными показателями или экономическим эффектом и сравнивать эти данные нескольких предприятий некорректно, потому что подобное сравнение не покажет истинное положение дел. 

Возможно, предприятие с меньшим объемом продаж будет более эффективным и устойчивым, то есть обойдет другое предприятие по относительным показателям, что важнее. Рентабельность также сравнивают с КПД (коэффициентом полезного действия). 

В общем виде рентабельность показывает, сколько рублей (копеек) прибыли принесет один рубль, вложенный в активы или ресурсы. Для рентабельности продаж формула читается следующим образом: сколько копеек прибыли содержится в одном рубле выручки. Измеренный в процентах, данный показатель отражает эффективность деятельности. 

Существуют несколько основных видов рентабельности:

- рентабельность продукции/продаж (ROTR/ROS – totalrevenue/sale), 

- рентабельность себестоимости (ROTC – totalcost), 

- рентабельность активов (ROA – assets), 

- рентабельность инвестиций (ROI – invested capital), 

- рентабельность персонала (ROL – labour). 

Универсальная формула для расчета рентабельности выглядит следующим образом:

RO=(Вид прибыли/Показатель, рентабельность которого необходимо рассчитать)*100%, (5)

В числителе вид прибыли – чаще всего используется прибыль от продаж (от реализации) и чистая прибыль, но возможен расчет на основе валовой прибыли, балансовой прибыли и операционной прибыли. Все виды прибыли можно найти в отчете о финансовых результатах (о прибылях и убытках). 

В знаменателе показатель, рентабельность которого необходимо рассчитать. Показатель всегда в стоимостном выражении. Например, найти рентабельность продаж (ROTR), то есть в знаменателе должен стоять показатель объема продаж в стоимостном выражении – это выручка (TR – totalrevenue). Выручка находится как произведение цены (P – price) на объем продаж (Q – quantity).

TR=P*Q, (6)

Формула расчета рентабельности производства

Рентабельность себестоимости (ROTC – returnontotalcost) – один из основных видов рентабельности, необходимых для анализа эффективности. Рентабельность себестоимости также называют рентабельностью производства, так этот показатель отражает эффективность производственного процесса. 

Рентабельность производства (себестоимости) рассчитывается по следующей формуле: