Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации (Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью
1.1 Прибыль, ее экономическая сущность
1.2 Основные виды и показатели прибыли
1.3 Рентабельность, сущность и виды
1.4 Управление прибылью и рентабельностью
2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Интермикс»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей ООО «Интермикс»
2.3 Анализ управления прибылью и рентабельностью ООО «Интермикс»
Из таблицы 2.5 можно увидеть, что в течение 2015-2017 годов структура оборотных активов в ООО «Интермикс» практически не поменялась. Наибольший удельный вес в составе оборотного капитала предприятия занимают запасы и затраты (в 2015 г – 86,9%, в 2016 г – 85,1 %, в 2017 г – 84,3 %).
Эффективность использования оборотного капитала в ООО «Интермикс» за 2015-2017 годы представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Эффективность использования оборотного капитала в ООО «Интермикс» за 2015-2017 годы
Показатель |
2015г |
2016г |
2017г |
Отклонение (+,-) |
|
2016г/ 2015г |
2017г/ 2016г |
||||
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
1501 |
1615 |
3858 |
+114 |
+2243 |
Стоимость оборотного капитала, тыс. руб. |
2075 |
3400 |
4893 |
+1325 |
+1493 |
Коэффициент оборачиваемости (стр.1/стр.2) |
0,72 |
0,48 |
0,79 |
-0,24 |
+0,31 |
Продолжительность одного оборота (360/стр.3) |
500 |
750 |
462 |
+250 |
-288 |
Данные таблицы 2.6 указывают на то, что эффективность использования оборотного капитала в ООО «Интермикс» в 2016 г. по сравнению с 2015 г. значительно снижается: уменьшается значение коэффициента оборачиваемости (с 0,72 до 0,48) и увеличивается продолжительность одного оборота (в 2016 г. он составил 750 дней).
Эффективность использования оборотного капитала в ООО «Интермикс» в 2017 г. по сравнению с 2016 г. повышается: растёт значение коэффициента оборачиваемости (с 0,48 до 0,79) и сокращается продолжительность одного оборота (в 2017 г. он составил 462 дней).
В целом можно сказать, что оборотные средства на предприятии используются неэффективно.
Показатели ликвидности ООО «Интермикс» за 2016-2017 годы представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Показатели ликвидности и платежеспособности ООО «Интермикс» за 2016-2017 годы
Показатели |
2016г |
2017г |
Отклонение 2017г от 2016г |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,04 |
0,77 |
-0,27 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,11 |
0,2 |
0,09 |
Коэффициент критической ликвидности |
0,19 |
0,2 |
0,01 |
Коэффициент текущей ликвидности по сравнению с 2016 г. сократился на 0,27 и стал ниже нормативного значения, т.е. 0,77, что не говорит о финансовой устойчивости предприятия. Коэффициент абсолютной ликвидности равен нормативному значению 0,2 в 2017, однако в 2016 году наблюдается значительное снижение данного коэффициента. Коэффициент обеспеченности собственным капиталом возрос на 0,19, и выше нормативного уровня 0,3.
Коэффициент маневренности собственного капитала увеличился на 0,12, что положительно характеризует деятельность предприятия. Коэффициент финансовой независимости увеличился на 0,14, что говорит об увеличении собственных средств в общей сумме имущества предприятия.
2.3 Анализ управления прибылью и рентабельностью ООО «Интермикс»
Прибыль корпорации является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. В условиях перехода к рыночной экономике прибыль составляет основу экономического развития корпорации. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счёт прибыли выполняется также часть обязательств корпорации перед бюджетом, банками и другими корпорациями и организациями.
Формирование прибыли ООО «Интермикс» за 2015-2017 гг представлена в таблице 2.8.
Данные, представленные в таблице 2.8, указывают на то, что экономическое положение ООО «Интермикс» в 2017 г по сравнению с 2015-2016 гг. значительно ухудшилось, и в настоящее время его можно оценить как критическое. В 2016 г по сравнению с 2015 г выручка от реализации продукции возросла на 49 тыс.руб. и составила 1349 тыс. руб., в 2017 г она ещё увеличилась на 1913 тыс.руб. и составила 3262 тыс. руб. (за счёт роста цен на продукцию и оказываемые услуги).
Таблица 2.8
Формирование прибыли ООО «Интермикс» за 2015-2017 гг., тыс. руб.
Показатель |
2015г |
2016г |
2017г |
Отклонение (+,-) |
|
2016/2015 |
2017/2016 |
||||
Выручка от реализации продукции (без налогов) |
1300 |
1349 |
3262 |
+49 |
+1913 |
Себестоимость продукции |
1218 |
1306 |
3984 |
+88 |
+2635 |
Прибыль от реализации продукции |
82 |
43 |
-722 |
-39 |
-765 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов (расходов) |
9 |
31 |
12 |
+22 |
-19 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов (расходов) |
10 |
34 |
-48 |
+24 |
-82 |
Прибыль отчётного года |
101 |
108 |
-758 |
+7 |
+866 |
Налог на прибыль |
40 |
3 |
4 |
-37 |
+1 |
Прочие выплаты и налоги из прибыли |
82 |
111 |
131 |
+29 |
+20 |
Чистая прибыль |
-21 |
-6 |
-893 |
-15 |
-887 |
В 2015 г ООО «Интермикс» получил прибыль от реализации продукции в размере 82 тыс. руб., в 2016 г она сократилась на 39 тыс.руб. и составила 43 тыс. руб. Это произошло в основном за счёт роста себестоимости продукции. В 2017 г организация получает убыток в размере 758 тыс.руб.
В процессе формирования и использования фондов накопления и потребления за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль. Общая сумма средств, направленная в фонды, сократилась в 2017 г. на 9 тыс. руб., в том числе в фонд накопления направлено прибыли на 11 тыс. руб., а в фонд потребления на 7 тыс. руб. меньше, чем в 2016 г., что является отрицательным моментом в экономической деятельности ООО «Интермикс».
Таблица 2.9
Анализ динамики прибыли от реализации продукции за 2015-2017 гг., тыс. руб.
Показатели |
2015г |
2016 г |
2017г |
Темп роста, % |
|
2016г к 2015г |
2017г к 2016г |
||||
Выручка от реализации товаров, продукции, услуг, тыс.руб. |
1501 |
1615 |
3858 |
107,6 |
238,9 |
Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
201 |
266 |
596 |
132,3 |
224,1 |
Уровень налогов в выручке, % |
13,4 |
16,5 |
15,4 |
||
Себестоимость (производственная) реализация товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
1218 |
1306 |
3984 |
107,2 |
305,1 |
Уровень себестоимости в выручке, % |
81,1 |
80,9 |
103,3 |
||
Прибыль (убыток) от реализации продукции |
82 |
43 |
-722 |
52,4 |
1679,0 |
Уровень прибыли (убытка) в выручке, % |
5,5 |
2,7 |
18,7 |
Из данных таблицы 2.9 следует, что на протяжении 2016-2017 гг. происходит сокращение доли прибыли в выручке от реализации продукции организации. Так, если в 2016 году прибыль от реализации в выручке составляла 2,7%, то в 2017 году убыток от реализации составил 18,7%.
Отрицательным моментом является рост уровня налогов в выручке от реализации. Так уровень налогов в 2015 году составил 13,4%, а в 2017 году – 15,4%, что связано, прежде всего, с ростом ставок единого платежа республиканского и местного сборов.
Однако сравнение показателей за отчетный и предыдущий годы не позволяет сделать вывод о факторах изменения прибыли (выручки от реализации за минусом налогов; себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг; прибыли от реализации), так как они за 2016 год и за 2017 год несопоставимы.
Таблица 2.10
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ООО «Интермикс», тыс. руб.
Показатель |
2016 г |
2016г. пересчитанный на объем продаж 2017г |
2017г |
Отклонение (гр.3-гр.1) |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки (В) |
1349 |
3115 |
3262 |
+1913 |
Полная себестоимость продукции, тыс.руб. |
1306 |
3703 |
3984 |
+2678 |
Прибыль от реализации продукции (П) |
43 |
-588 |
-722 |
-765 |
По данным таблицы 2.10, объем реализации в сопоставимых условиях увеличился на 1913 тыс. руб.
Абсолютное увеличение себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг составило 2678 тыс.руб.
В результате проведённого во второй главе исследования сформулируем основные выводы.
а) Экономическое положение ООО «Интермикс» в 2017 г. по сравнению с 2015-2016 годами значительно ухудшилось, т.к. резко сократились показатели рентабельности и в 2017 г составили: рентабельность продукции -18,1%, рентабельность продаж -22,1%, рентабельность активов -2,9%, рентабельность основных средств -3,5%, рентабельность оборотных средств -14,8%, рентабельность фонда заработной платы – 32,8%.
б) В 2017 г общая сумма затрат на производство продукции ООО «Интермикс» по сравнению с 2016 г возросла на 186,2% и составила 3718 тыс.руб., в том числе сумма материальных затрат увеличилась на 216,4% и составила 1702 тыс.руб. (за счёт роста цен на комплектующие, импортные запасные части, материалы и ТЭР), расходы на оплату труда – на 175,4% и составили 1388 тыс.руб., амортизация основных средств - на 125,9%.
в) Наибольший удельный вес в общем объёме затрат на производство продукции ООО «Интермикс» занимают расходы на оплату труда (в 2015 г – 36,3%, в 2016 г – 38,8%, в 2017 г – 37,3%) и материальные затраты (в 2015 г – 47,0%, в 2016 г – 41,4%, в 2017 г – 45,8%).
г) На протяжении 2016-2017 гг. происходит сокращение доли прибыли в выручке от реализации продукции организации. Так, если в 2016 году прибыль от реализации в выручке составляла 2,7%, то в 2017 году убыток от реализации составил 18,7%.
д) Отрицательным моментом является рост уровня налогов в выручке от реализации. Так уровень налогов в 2015 году составил 13,4%, а в 2017 году – 15,4%, что связано, прежде всего, с ростом ставок единого платежа республиканского и местного сборов.
е) На изменение прибыли от реализации продукции основное влияние оказал рост выручки от реализации на 1405 тыс.руб. В целом, прибыль от реализации продукции сократилась на 765 тыс.руб.
3 Пути повышения рентабельности компании ООО «Интермикс»
Комплекс мероприятий по повышению прибыли и рентабельности продукции ООО «Интермикс» должен охватывать следующие направления:
а) Мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж:
- провести мониторинг сегментов рынка сбыта продукции, производимой предприятием или технологически-близких видов продукции, на которые имеется неудовлетворенный платежеспособный спрос;
- разработать проект рекламной кампании для более полного информирования потенциальных клиентов о предприятии и потребительских свойствах выпускаемой продукции;
Для проведения перечисленных мероприятий, в связи с отсутствием на предприятии полномасштабного отдела маркетинга рекомендовано заключить договор с маркетинговым агентством для проведения на условиях аутсорсинга следующих мероприятий: проведение маркетинговых исследований рынка, обновление фирменного стиля и разработка логотипа компании, разработка продающей коммерческой презентации и коммерческого предложения компании, создание дизайна сайта компании, продвижение сайта по большому семантическому ядру и ведение контекстной рекламы в интернете, подготовка к выставочной деятельности.
- развитие сбытовой и дилерской сети;
- разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты.
Перечисленные мероприятия находятся в зоне ответственности высшего руководства компании и руководства отдела продаж.
б) Мероприятия в сфере управления издержками:
- поиск более дешевых ресурсов, в т.ч. заменителей или ресурсов, поставляемых на более выгодных условиях;
- совершенствование системы учета ресурсов и снижение необоснованных потерь, введение персональной ответственности за расходование материальных ресурсов;
- реализация или списание неиспользуемого имущества;
Указанные мероприятия должны быть разработаны совместно руководством отдела закупок, склада и производства.
в) Мероприятия по управлению запасами:
- расчет минимально-необходимого уровня запасов и поддержание запасов на этом уровне;
- концентрация внимания на запасах товаров, имеющих наибольшую рентабельность (АВС-анализ);
- разработка мер по обеспечению сохранности запасов.
Мероприятия по управлению запасами разрабатываются совместно руководством отдела закупок и склада. Для бесперебойной работы отдела продаж важно поддерживать складские запасы товаров, и особенно товаров наиболее рентабельных для компании, на уровне не ниже минимально-необходимого. При этом, следует избегать затоваривания склада, что приведёт к неэффективному использованию оборотных средств.