Файл: Что такое античность и в чем особенности возникновения и развития античной цивилизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Форма обучения: дистанционная


ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Всеобщая история

МОСКВА 2023

Вопрос: Что такое античность и в чем особенности возникновения и развития античной цивилизации?

Ответ: К античным государствам относят Древнюю Грецию и Древний Рим. Их история является составной частью истории Древнего мира, но обладает своей спецификой. Античный путь развития выделился на втором этапе Древности - в 1-м тысячелетии до н.э. Для него характерна особая форма государства - полис, т.е. город-государство, который изначально представлял собой общину граждан-землевладельцев.

Отличными чертами полиса являются:

1 античная (или полисная) собственность на землю, т.е. земля в пределах города-государства может принадлежать не любому жителю, а только человеку, обладающему правом гражданства, государственная собственность на землю практически не развита.

2 добровольно активное участие граждан в управлении государством.

В античных странах в отличие от восточных государство в лице правителя не играло столь существенной роли во всех сферах жизни, и не было такого большого и развитого бюрократического аппарата.

Еще одна особенность античного пути развития - более активное, чем на Востоке, развитие товарного производства, что, вероятно, во многом связано с менее благоприятными природными условиями, а также с большей предприимчивостью, активностью греков и римлян.

С развитием товарного производства связана такая отличительная черта античного пути развития, как классическое рабство, отличающееся от патриархального (восточного) гораздо большей степенью эксплуатации, лишением рабов всех прав, установление более четкой грани между рабом и свободным. Основные производители материальных благ - рабы. Труд их использовался очень широко, причем в Греции - в ремесле, а в Риме - в сельском хозяйстве.


Задача 1. Прочитайте отрывок из произведения Аристотеля “Политика. Афинская полития” о законодательстве Солона:

Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, -

Не сократив его прав, не дал и лишних зато.

Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством

Славился, - чтоб никаких им не чинилось обид.

Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,

И никому побеждать не дал неправо других”.

Действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах?

Ответ: В первую очередь он уничтожил все долговые обязательства крестьян перед знатью и приказал убрать долговые камни с их участков. Таким образом, крестьяне перестали зависеть от высшего сословия. Солон освободил всех, кто находился в долгом рабстве, и даже попытался освободить тех афинян, которые были перенаправлены на другие территории. С тех пор было запрещено брать кого-то в рабство за долг. Также Солон провел ряд реформ, касающихся назначения должностей серди афинян. Высшие должности, как и прежде, оставались более богатым и знатным людям, но отныне все остальные тоже имели возможность занимать какую-то должность – соответственно количеству продуктов, которые гражданин получал со своей земли, афиняне делились на четыре ранга. Представитель каждого разряда мог служить для государства, и занимать определенную для его разряда должность.

Благодаря реформам Солона в Древней Греции сделаны первые шаги к демократии. Демократия с греческого переводится как «власть народа». Власть, которая раньше принадлежала только аристократам, ещё не стала принадлежать всему народу Афин. Но общественный статус и влияние демоса значительно повысились.

При Солоне для решения государственных дел стали регулярно созывать Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане законы Солона в Афинах создали основы демократии.

Задача 2. Прочитайте отрывок:

«Раскопки начались в апреле 1870 г….

В самой высокой части города стоял храм Афины, вокруг него Посейдон и Аполлон построили стену Пергама – так говорил Гомер. Следовательно, храм нужно было искать н середине холма; там же должна была находиться возведенная богами стена. Разрыв вершину холма, … обнаружил стену. Здесь он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы – неоспоримое свидетельство того, что на этом месте был богатый город. Но он нашел и кое- что другое, и тогда впервые имя … прогремело по всему свету: под развалинами Нового Илиона он обнаружил другие развалины, под этими – еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой надо было снимать слой за слоем. Как можно было предположить, каждый из слоев относился к определенной эпохе. Жили и умирали целые народы, расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна цивилизация сменяла другую – и каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых».



Карам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1964.

О каких раскопках и каких цивилизациях идет речь в отрывке? Кто руководил раскопками?

Ответ: В отрывке идет речь о раскопках Древней Трои под руководством археолога-самоучки Генриха Шлимана. Генрих Шлиман испытывал страсть к греческим мифам и к великой «Илиаде» Гомера. Для Шлимана «Илиада» Гомера это не поэтическое описание древних легенд, а таинственный ребус, содержащий подсказки, которые нужно только распознать и расшифровать, чтобы найти путь к настоящей Трое. Географические описания, данные в Илиаде, заставляли подозревать, что руины Трои могут быть сокрыты под холмом Гиссарлык на северо-западе современной Турции. В апреле 1870 года он, заручившись разрешением османских властей, начинает раскопки под холмом Гиссарлык. Наконец 31 мая 1873 года Шлиман находит то, что считает решающим подтверждением своей теории: огромный клад, более 8000 предметов, в том числе и из драгоценных металлов. До открытия Генриха Шлимана, общество считало Древнюю Трою вымышленным городом и просто легендой.