ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 529
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
«Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Методическое пособие для педагогов
Самара – 2019
2
УДК
ББК
Авторы-составители:
Теоретический и методический блок
Сорокина Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий ка- федрой педагогики и психологии СИПКРО
Плотникова Анна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педаго- гики и психологии СИПКРО
Модуль «Финансовая грамотность»
Белкин Андрей Вячеславович, к.и.н., доцент кафедры исторического и социально- экономического образования СИПКРО
Манюхин Игорь Семѐнович, к.и.н., зав.кафедрой исторического и социально- экономического образования СИПКРО
Модуль «Читательская грамотность»
Ерофеева Ольга Юрьевна, к.п.н., зав.кафедрой преподавания языков и литературы СИПК-
РО
Родионова Наталья Альбертовна, к.ф.н., доцент кафедры преподавания языков и литера- туры СИПКРО
Модуль «Математическая грамотность»
Афанасьева Светлана Геннадьевна, к.п.н, доцент кафедры физико-математического обра- зования
Хохлова Светлана Николаевна, ст.преподаватель кафедры физико-математического обра- зования
Бобрович Елена Михайловна, преподаватель кафедры физико-математического образова- ния
Модуль «Естественно-научная грамотность»
Петрукович Галина Георгиевна, преподавателькафедры физико-математического образо- вания
Гилев Александр Александрович, к.ф.-м.н., и.о. зав. кафедрой физико-математического об- разования
Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методиче- ское пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной,
О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. - с.
ISBN
Цель данного пособия – оказать методическую помощь педагогам при подготовке и про- ведению учебных занятий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся
5-9-х классов.
В пособии рассматриваются возможные пути конструирования дидактического и методи- ческого сопровождения развития функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов. Рас- крывается характеристика всех компонентов функциональной грамотности, описывается методи- ка проведения учебных занятий. Особое внимание уделяется дидактическому и методическому инструментарию организации познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающая раз- витие 4-х компонентов функциональной грамотности (читательской, математической, естествен- но-научной и финансовой) современных подростков.
Методическое пособие предназначено учителям образовательных учреждений, реализую- щим программу «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы»; всем педагогам, заинтересованным в повышении качества современного образования.
3
Функциональная грамотность как цель, ценность и результат
основного общего образования
Великая цель образования – это не знания, а действия
Герберт Спенсер
Функциональная грамотность человека: понятие и структура
Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, кото- рые применяются в социальном контексте. Иными словами, грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, т. е. способ- ность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле это навы- ки чтения, письма, счета и работы с документами). Одновременно были вве- дены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотно- сти». Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаи- модействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному музыкальному центру, написать исковое заявление в суд и т.д.), т.е. это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Примитивное представление о грамотности как некотором минималь- ном наборе знаний, умений и навыков (читать, писать, рисовать и т. д.), кото- рые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и обычно осваиваются в начальной школе, на сегодняшний день становится недоста- точным для решения современных социальных проблем
1
В.А. Ермоленко описывает следующие 4 этапа развития понятия о функциональной грамотности.
1-й этап (конец 1960-х – начало 1970-х гг.) – функциональная грамот- ность рассматривается как дополнение к традиционной грамотности, след-
1
Рудик Г.А., Жайтапова А.А., Стог С.Г. Функциональная грамотность – императив времени // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 1. Т. 12. С. 263-269.
4 ствием чего является функциональный метод обучения грамотности, строя- щегося с учетом функционального знания, главным образом, экономического характера; концепция и стратегия функциональной грамотности понимаются как обеспечение связи процессов овладения чтением и письмом, а также по- вышением производительности труда и улучшением условий жизни работ- ника и его семьи;
2-й этап (середина 1970-х – начало 1980-х гг.) – осознание функцио- нальной грамотности как проблемы развитых стран; ее обособление от тра- диционной грамотности; расширение состава и содержания функционально- го знания с учетом всех сторон общественной жизни (экономической, поли- тической, гражданской, общественной, культурной); введение ЮНЕСКО по- нятия «функционально неграмотный человек» (как человека, который «не может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необ- ходима для эффективного функционирования его группы и общины, и кото- рые дают ему возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины» [Пере- смотренная Рекомендация… 1978]); возникновение представления об измен- чивости функциональной грамотности в условиях общественных изменений;
3-й этап (середина 1980-х – конец 1990-х гг.) – установление связи функциональной грамотности с повышающимся уровнем владения письмен- ным словом, общего образования, изменениями в сфере труда; включение в ее состав традиционной грамотности; осознание двухуровневой структуры функциональной грамотности (глобальные и локальные составляющие), ее роли как основы «пожизненного» образования, становления личности;
4-й этап (начало ХХI века) – установление изменений в составе и со- держании функциональной грамотности при переходе к постиндустриально- му обществу; осознание функциональной грамотности как гаранта жизнедея- тельности человека, средства его успешного жизнеустроения в меняющемся
5 мире; акцентирование роли функционального чтения как средства развития функциональной грамотности
2
По мнению С.А. Крупник, В.В. Мацкевича, «проблематика грамотно- сти (функциональной грамотности) становится актуальной только тогда, ко- гда страна должна наверстывать упущенное, догонять другие страны. Имен- но поэтому понятие функциональной грамотности используется как мера оценки качества жизни общества (своего рода культурный стандарт) при со- поставлении социально-экономической эффективности разных стран»
3
Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной грамотности:
1. направленность на решение бытовых проблем;
2. является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнару- живает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3. связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4. это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чте- ния и письма;
5. используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения;
6. имеет смысл главным образом в контексте проблемы поиска спосо- бов ускоренной ликвидации неграмотности
4
Функциональная грамотность на ступени общего образования рассмат- ривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образо- ванности подразумевает использование полученных знаний для решения ак- туальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимо- действия. Функциональная грамотность способствует адекватному и продук- тивному выбору программ профессионального образования, помогает решать
2
Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Элек- тронное научное издание альманах Пространство и время. 2015. № 1. Том 8. URL: http://www.j- spacetime.com/actual%20content/t8v1/t8v1_PDF/2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.12-
%D0%95%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%92%D0%90.pdf
3 Крупник С.А., Мацкевич В.В. Функциональная грамотность в системе образования Беларуси. – Мн.: АПО,
2003. 125 с. С. 100.
4 Рудик Г.А., Жайтапова А.А., Стог С.Г. Функциональная грамотность – императив времени // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 1. Т. 12. С. 263-269.
6 бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые кон- такты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой. Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, сту- дента. Функциональная грамотность позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями и т.д.
5
Международные исследования PISA (Programme for International Stu- dent Assessment), направленные на оценку качества образования в различных странах через диагностику в том числе уровня функциональной грамотности выпускников основной школы, декомпозируют функциональную грамот- ность в виде трех составляющих:
1) грамотность в чтении – способности человека понимать, использо- вать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участ- вовать в социальной жизни;
2) грамотность в математике – способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах
(личностный, общественный, профессиональный, научный). Эта способность включает математические рассуждения, использование математических по- нятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и пред- сказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, выска- зывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину;
3) грамотность в области естествознания – способности человека осва- ивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и поста- новки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнона-
5 Конасова Н.Ю. Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся: методическое пособие. СПб., 2012. 138 с.
7 учных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстри- ровать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказы- вают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы об- щества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении про- блем, связанных с естествознанием.
Дополнительным видом выступает финансовая грамотность – способ- ность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. Таким об- разом, финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понима- ние ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в экономической жизни страны
6
PISA понимает функциональную грамотность в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное соци- ально-экономическое развитие страны; в узком смысле – как ключевые зна- ния и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества.
PISA не просто определяет, могут ли учащиеся воспроизводить знания; она также проверяет, насколько хорошо учащиеся могут экстраполировать то, что они узнали; могут применять полученные знания в незнакомых усло- виях, как в школе, так и за ее пределами. Этот подход отражает тот факт, что
6 «Достижения молодых» - Junior Achievement® (JA). Сайт международного содружества некоммерческих организаций, помогающих молодежи приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в мировой экономике. URL: http://ja-russia.ru/zhurnal/finansovaya-gramotnost/296-o-finansovoj-gramotnosti.html
8 современная экономика вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то, что они могут делать с тем, что они знают
7
С середины XX века проблема развития функциональной грамотности приобрела глобальный характер и связано это с тем, что функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, связанным с бла- госостоянием населения и государства в целом, о чем свидетельствуют дан- ные исследований функциональной грамотности, в том числе взрослого населения, в различных странах.
Анализ данных исследования функциональной грамотности у взросло- го населения показал, что в России низкограмотные россияне гораздо чаще, чем низкограмотные жители других стран, имеют высшее образование и за- нимают должности высококвалифицированных специалистов. Также они ха- рактеризуются достаточно высоким стремлением повысить свою профессио- нальную компетентность (видимо, осознавая свои пробелы в профессиональ- ной подготовке).
Высокограмотные россияне, по сравнению с высокограмотными граж- данами других стран, отличаются гораздо меньшей образовательной актив- ностью, они реже повышают уровень своей квалификации, не мотивированы на учебу, у них более выражено недоверие к окружающим людям. Вероятно, именно их пассивность приводит к тому, что они отстают по уровню подго- товки от своих коллег, работающих в более развитых экономиках, что делает их менее востребованными на отечественном и международном рынке труда.
Результаты исследования функциональной грамотности взрослых вполне соотносятся с результатами, полученными на 15-летних подростках
(данные PISA). Так, в 2015 году, по читательской грамотности россияне за-
7
PISA 2015 Results. Excellence and Equity in Education. Volume 1. URL: https://www.oecd- ilibrary.org/docserver/9789264266490- en.pdf?expires=1561869141&id=id&accname=guest&checksum=AF49DD8B36D7B9F993AEF1AE0CB19EA4
9 няли 26 место, по математической грамотности – 23 место, по естественно- научной грамотности – 32 место из 70 стран-участниц
8
В данной ситуации большая ответственность ложится на российскую школу, которая закладывает основы функциональной грамотности обучаю- щегося и формирует его мотивацию на учебу. Подготовка функционально грамотных школьников с высоким уровнем амбиций и высокой образова- тельной активностью – это условие социально-экономического развития страны, показатель качества образования.
Функциональная грамотность: уровни PISA
PISA выделяет 6 уровней функциональной грамотности и описывает их следующим образом.
Читательская грамотность
6 уровень. Задачи на этом уровне обычно требуют от читателя сделать несколько выводов, сравнений и различий, которые являются подробными и точными. Они требуют демонстрации полного и детального понимания одно- го или нескольких текстов и могут включать интеграцию информации из не- скольких текстов. Задачи могут потребовать, чтобы читатель имел дело с не- знакомыми идеями в присутствии видной конкурирующей информации и ге- нерировал абстрактные категории для интерпретаций. Задачи рефлексии и оценки могут потребовать от читателя выдвинуть гипотезу или критически оценить сложный текст на незнакомую тему, принимая во внимание много- численные критерии или точки зрения, используя сложное понимание, выхо- дящее за пределы текста. Важным условием для доступа и извлечения задач на этом уровне является точность анализа и тонкое внимание к деталям, ко- торые незаметны в текстах.
5 уровень. Задачи этого уровня, связанные с извлечением информации, требуют от читателя поиска и упорядочивания нескольких фрагментов глу-
8 Основные результаты Международного исследования PISA-2015. Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). Официальный сайт. URL: https://fioco.ru/results_pisa_2015
10 боко внедренной информации, делая вывод о том, какая информация в тексте является релевантной (необходимой). Рефлексивные задачи требуют крити- ческой оценки или формулирования гипотез, опираясь на специализирован- ные знания. Как интерпретационные, так и рефлексивные задачи требуют полного и детального понимания текста, содержание или форма которого не- знакомы. Для всех аспектов чтения задачи на этом уровне, как правило, свя- заны с понятиями, которые противоположны ожиданиям.
4 уровень. Задачи этого уровня, связанные с извлечением информации, требуют от читателя поиска и упорядочивания нескольких заданных в тексте сведений. Некоторые задачи на этом уровне требуют интерпретации смысла нюансов языка с учетом текста в целом. Другие задачи интерпретации тре- буют понимания и применения категорий в незнакомом контексте. Рефлек- сивные задачи на этом уровне требуют, чтобы читатели использовали фор- мальное или общественное знание, чтобы выдвинуть гипотезу или критиче- ски оценить текст. Читатели должны продемонстрировать точное понимание длинных или сложных текстов, содержание или форма которых могут быть незнакомы.
3 уровень. Задачи этого уровня требуют от читателя поиска и в некото- рых случаях распознавания связи между несколькими частями информации, которые должны удовлетворять нескольким условиям. Интерпретационные задачи на этом уровне требуют, чтобы читатель объединил несколько частей текста, чтобы выделить главную идею, понять отношение или истолковать значение слова или фразы. Они должны учитывать многие особенности при сравнении, противопоставлении или классификации. Часто требуемая ин- формация не видна или есть много конкурирующей информации; или есть другие текстовые препятствия, например, сформулированные через отрица- ние идеи. Рефлексивные задачи на этом уровне могут потребовать от читате- ля нахождение связей, проведения сравнения или оценки особенностей тек- ста. Некоторые рефлексивные задачи требуют от читателя продемонстриро- вать тонкое понимание текста по отношению к привычным, повседневным