Файл: Анализ техники и методика обучения верхней прямой подаче.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению некоторых авторов, чем выше тактическое мастерство спортсмена, тем увереннее владеет он разнообразными подачами, тем легче ему правильно решать задачи, возникающие даже в самые напряжённые моменты игры. Но бывают такие моменты, когда игрок не должен рисковать, а тем более терять подачу.
Представляют интерес заключение М.Е. Амалина, который считает, что игрок не имеет права рисковать при подаче в следующих случаях:
1. Если партнёр, выполнивший подачу до него, уже совершил ошибку. Несколько потерянных подряд подач отрицательно сказываются на моральном состоянии команды, снижают её боеспособность. Если партнёр допустил ошибку при подаче, то первую подачу необходимо обязательно выполнить, а затем, уже не боясь рисковать, можно переходить к тому способу подачи, который наиболее выгоден в данной игровой ситуации.
2. Если игрок ошибся на подаче и снова выходит её выполнять. Иногда можно наблюдать, как волейболист, совершивший ошибку при подаче, делает полный круг при переходах, снова выходит на подачу и опять совершает ошибку. Это приводит к тому, что он теряет уверенность, начинает ошибаться и при выполнении других игровых приёмов.
3. Если игрок в первый раз в данном матче вышел на подачу, потерял её, что отрицательно сказалось на дальнейшей игре спортсмена. Особенно это касается тех волейболистов, которые выходят на площадку уже в процессе игры, зачастую именно на подачу.
4. Когда игрок выполняет подачу после замен или перерывов, сделанных командой соперника. Очень часто противоборствующая сторона берёт перерыв или заменяет игрока, проиграв одно - два очка на приеме подач. Если в такой момент выйти из состояния психологической неуверенности при приеме подач, при допущенной ошибке подающего, команда «захватывает» инициативу игры. Поэтому такие ошибки следует относить к наиболее грубым нарушениям игровой дисциплины.
Глава II. Задачи, методы и организация исследования
II.1 Задачи исследования
На основании теоретического анализа и обобщения литературных источников были определены и сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать способы выполнения верхней прямой подачи в играх Чемпионата России и города Кирова.
2. Разработать блоки упражнений для технико-тактического совершенствования подач.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанных методик.
II.2 Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования.
1. Анализ научно - методической литературы.
2. Анкетирование.
3. Визуальное наблюдение.
4. Метод записи используемой тактики подач.
5. Метод математической статистики.
Анализ научно - методической литературы и анкетирование применялись с целью создания объективной картины, отражающей современное состояние вопроса о тактической подготовке команд, для обоснования актуальности темы, определения задач и выявления путей их решения. Проводя анализ литературных данных ряда отечественных и зарубежных авторов, особенно подробно изучались вопросы тактической подготовленности, влияния качества подачи на результат игры.
Глава III. Рекомендации и комплекс упражнений
III.1 Рекомендации
Главный метод - выполнение основного движения в меняющихся условиях и в различных чередованиях тактических задач на тренировках и соревнованиях. Тренировку в чередовании подач в дальние и ближние зоны рекомендуется осуществлять по принципу постепенного усложнения условий (серии подач сначала без ограничения времени и в стандартных условиях, затем стандартное чередование подач, неожиданное задание, сбивающие факторы и т.д.).
Как же достичь силы и стабильности подачи?
При работе над подачей нужно выполнять ее сериями по 10-15 раз в каждой, при чем нацеливать ее в пределы площадки, а затем в разные зоны задней и передней линии.
Для достижения точности при подаче стараться попасть мячом в круг, диаметром в метр, начерченный в разных частях площадки.
Выйдя на подачу, не спешить, сосредоточиться, мысленно определить цель - тогда будет меньше ошибок.
Во время игры стараться направлять мяч на свободное место или на игроков, плохо владеющих приемом подачи, а то и на игрока задней линии, выходящего к сетке, для передачи мяча.
Для того, чтобы добиться сильной подачи, необходимо работать над общим физическим развитием.
В учебно-тренировочных занятиях может применяться специальное дополнительное оборудование, облегчающее усвоение учебного материала.
При работе над совершенствованием техники подач применяется:
а) подвесные мячи нормального веса и набивные мячи. Занимающиеся, ударом, отталкивая мяч, следят за правильной постановкой руки при соприкосновении с мячом.
б) изменяя высоту подвески мяча, можно отрабатывать подачи различными способами. Подвешенными мячами можно пользоваться только в начале обучения при изучении правильной постановки руки и работы ее и туловища.
в) для отработки техники верхних подач применяется стенка, высотой до трех метров.
г) Направление подачи контролируется с помощью ступни ног.
д) Для отработки точности подач применяют различные «мишени» - маты, обручи и другие, которые раскладывают на противоположной площадке.
е) Для выработки чувства дистанции полезно взять мяч и изо всех сил пробить по нему 4-5 раз. Это снимает стресс, а также дает возможность определить предел, до которого вы способны пробить мяч.
ж) В отработке подач необходимо имитационный стереотип. При отработке подач необходимо в первую очередь определить, какая из них наиболее подходит спортсмену, и подыскать самую подходящую форму ее выполнения. После этого надо приступать к имитации. Полезно это делать перед большим зеркалом, когда спортсмен сам увидит, что он четко выдерживает форму всех элементов выполнения подачи, можно считать дело сделанным.
Главное в подаче - форма исполнения.
Упражнения для совершенствования тактики подач.
1. Подачи мяча в зону нападения.
2. Подачи мяча к лицевой и боковой линиям.
3. Чередование подач в зону нападения и к лицевой линии.
4. Подачи мяча на точность в определенную зону или предмет (стул, гимнастический обруч, набивной мяч), расположенный в различных частях площадки.
5. Подачи мяча между игроками, принимающими ее.
6. Чередование подач на силу, нацеленных и планирующих.
7. Выполнение серии подач в состоянии утомления.
8. Подачи мяча после интенсивной работы (10-15 приседаний в быстром темпе или выполнения «челночного» бега, или 5 сгибаний рук и пр.).
9. Серия поточных подач на скорость выполнения.
10. Подачи на выходящего игрока.
III.2 Комплекс упражнений с набивными мячами
1.Вращение мяча вокруг туловища, перекладывание из руки в руку - 20-25 раз.
2. Руки в стороны, мяч в одной руке, перекидывать или перекладывать мяч из руки в руку выше головы - 15-20 раз.
3. Мяч в опущенных руках, бросок мяча прямыми руками снизу, поймать перед грудью - 15-30 раз.
4. Бросок мяча вверх от груди, поймать перед грудью - 15-30 раз.
5. Бросок из-за головы, то же самое - 15-30 раз.
6. Мяч в руках за спиной, бросок вверх из-за спины двумя руками, поймать впереди перед грудью - 15-30 раз.
7. Толчок мяча одной рукой от плеча вверх, поймать другой рукой у плеча - 15-20 раз.
8. Бросок мяча из-за спины двумя руками вперед - вверх из полуприседа поймать мяч впереди себя - 15-20 раз.
9. Мяч вверху, наклоны вперед к правой, между ног и левой ноге -15-20 раз.
10. Мяч вверху, круговые движения туловища с наклоном - 15-20 раз.
11. В парах броски мяча из-за головы, от груди - 15-20 раз.
12. Стол боком в парах броски одной рукой партнеру над головой - 15-20 раз.
.В парах броски из-за головы двумя руками партнеру в прыжке - 15-20 раз.
.То же, но с разбега на 1-2-3 шагов - 15-20 раз.
.В парах броски мяча в прыжке - 10-15 раз.
Комплекс упражнений со штангой с определенной нагрузкой
. Жим штанги.
Варианты: 1) с одновременным поворотом туловища;
) из-за головы (опускать возможно далеко, до лопаток);
) обратным или разноименным хватом;
) узким хватом;
) широким хватом.
2.Штанга в опущенных руках - рывок активным движением туловища «волной».
3.Штанга в опущенных руках - подтягивание штанги к подбородку (локти все время выше грифа штанги).
.Штанга в опущенных руках - поднимать штангу к груди, сгибая руки в локтях.
Варианты: 1) обратным хватом;
) разноименным хватом.
5.Штанга в поднятых вверх руках - сгибая руки, опустить штангу за голову.
6.Наклон вперед. Штанга в опущенных руках - подтягивание штанги к груди.
.Наклон вперед. Штанга в прямых руках за спиной - поднятие штанги к груди.
.Жим штанги сидя.
Варианты: 1) с одновременным поворотом туловища;
) из-за головы;
) обратным или разноименным хватом;
) узким хватом;
) широким хватом.
9.Сидя, сгибание кистей со штангой.
10.Жим штанги, лежа от груди.
Варианты: 1) широким хватом;
) узким хватом;
) широким хватом.
11.Штанга на плечах, приседание со штангой.
12.Штанга на плечах, стоя на краю скамейки, перевернутой наоборот, подниматься на носках.
.Штанга на плечах, выпрыгивание из полуприседа.
Комплекс упражнений лежа на выносливость
.Упор лежа, сгибание и разгибание рук сериями 10-20 раз.
Варианты:
а) руки на ширине плеч (можно шире) 10-12 раз.
б) одна кисть на другой 10-12 раз.
в) преимущественно нагрузка на одну руку 10-12 раз.
г) с поочередным сгибанием рук 10-12 раз.
д) с опорой на одну руку 10-12 раз.
е) с опорой ногами о скамейку, стул 10-12 раз.
ж) с попеременным подниманием ног 10-12 раз.
з) с отталкиванием руками от опоры 10-12 раз.
и) с хлопком ладонями в момент отрыва рук от опоры
-12 раз.
к) одновременным отрыванием рук и ног 6-10 раз.
л) то же, но с хлопком руками 6-10 раз.
м) с опорой на пальцы 10-20 раз.
. Упор лежа. Круговые движения головой поочередно вправо, влево (руки слегка согнуты) 6-10 кругов.
. Упор лежа, поочередное поднимание рук вверх 8-14 раз.
. Упор лежа. Одновременное поднимание руки и разноименной ноги вверх 8-14 раз.
. Упор лежа. Сгибание и разгибание рук. Во время разгибания поворот туловища вокруг продольной оси на 900, руку вверх 1-3 круга.
. Упор лежа. Переступанием или прыжками на руках описать круг - «циркуль» 2-5 кругов.
. Упор лежа. Передвижение в сторону одновременными прыжками на руках и ногах 8-15 раз.
. Упор лежа. Энергичным поворотом туловища - упор сзади
-12 раз.
. Упор лежа. Передвижение вперед волоча ноги с вытянутыми и расслабленными носками 20-40 шагов.
. Упор лежа сзади. Передвижение во всех направлениях, сгибая ноги 30-40 шагов.
11.Упор лежа. Передвижение волоча прямые ноги
15-20 шагов.
12.Упор лежа сзади. Передвижение, волоча прямые ноги 15-25 раз.
Комплекс упражнений для развития силы и гибкости
1.Наклоны туловища вперед, назад, в стороны на месте и в движении.
2.То же, но с дополнительным движением рук.
.Повороты туловища влево, вправо на месте и в движении.
.То же, но сидя на полу.
.Наклон туловища и поворот влево, вправо с доставанием рукой противоположной пятки ноги.
.То же, но сидя ноги врозь.
.Круговые движения туловища (руки внизу, на бедрах, за головой, вверху ).
.Стоя на коленях, наклоны назад (руки на бедрах, на затылок).
.Лежа на полу, поднимание и опускание прямых и согнутых ног.
.То же, скрещивание ног невысоко над полом.
.То же, но круги ногами.
.То же, поднять ноги наклонить влево вправо.
.«Мост» с помощью партнера и самостоятельно.
.Лежа на спине, одновременное поднимание ног и туловища.
.Лежа на животе, «лягушка».
.Лежа на животе поднимание прямых ног и рук одновременно.
.Стоя на лопатках «березка».
.Лежа на полу сгибание и разгибание рук.
.Упор присев, упор лежа, снова упор присев прямо, затем влево, вправо.
.Перемещение на руках вправо, влево, вокруг ног, вдоль зала.
.Приседание с выпрыгиванием вверх.
Комплекс упражнений для прыгучести:
1.Прыжки на одной, двух ногах в различных направлениях.
2.Прыжки на месте с подтягиванием ног.
3. То же, но с продвижением вперед.
4. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.
Варианты:
а) ноги вместе;
б) ноги на ширине плеч;