Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
Разграничение нотариальных функций позволяет отразить место нотариата в современном обществе как особого правового института (социальные функции нотариата) и показать специфику его деятельности в отношении участников нотариального производства (содержательные функции нотариата). Так, в рамках нотариального производства специфика нотариальных функций определяет невозможность передачи их полномочий другим органам и лицам.
В настоящее время работа нотариуса экономически не сбалансирована из-за отсутствия выверенных, объективно рассчитанных тарифов за нотариальные действия. Не учитывают действующие тарифы ни сложности, ни временных затрат, ни меры гражданской ответственности нотариуса. К тому же отсутствие узаконенных тарифов за техническую работу повлекло завышения сумм в качестве компенсации за отсутствие сложных нотариальных действий, за которые установлена более или менее приличная пошлина. И как следствие - большое количество жалоб. Способы же реагирования на подобные проявления практически отсутствуют из-за слабого правового регулирования нотариата. В Основах законодательства о нотариате отсутствует дисциплинарная ответственность, нет чёткого разграничения полномочий между нотариальными палатами и органами юстиции, существует размытость функций государственного контроля и многое другое, что позволяет сделать вывод, что Основы перестали соответствовать духу времени и требованиям общественно-экономических отношений, формирующихся в обществе.
Целесообразно исходя из опыта последних лет, ввести на всей территории Российской Федерации единую организационную правовую формулы нотариата - частную. Также в целях защиты интересов граждан необходимо регламентировать порядок работы нотариусов и приёма ими населения; предусмотреть необходимость увеличения суммы обязательного страхования риска профессиональной ответственности нотариусов; ввести коллективное страхование риска профессиональной деятельности нотариусов нотариальными палатами на принципах накопительного страхования и обязательного страхования.[5]
В настоящее время не урегулирован и вопрос по порядку хранения и обслуживания нотариальных архивов, несмотря на высокую востребованность населением хранящихся в них документов, а также их значительные объемы. В Российской Федерации необходимо создать Реестр нотариально удостоверенных завещаний и распоряжений.
В современном мире сохранение и развитие института нотариата объясняется его полезностью и выгодностью для государства и общества.
Современная модель нотариата - это модель активного нотариата, не ограничивается которая возложением на нотариусов лишь удостоверительных функций. Перед нотариусом в рамках активной модели ставится задача оказать комплексную помощь всем заинтересованным участникам гражданского оборота на равных условиях, у него есть полномочия по сбору всех необходимых для совершения нотариального действия документов, по проверке достоверности всего фактического состава путем активных действий. Граждане и организации тем самым освобождаются от необходимости обращения к органам власти различным посредникам для сбора документов. На основе модели активного нотариата строится и проект нового российского закона «О нотариате и нотариальной деятельности», где нотариус является не просто промежуточным звеном в документообороте при совершении сделки, а «душой» гражданского оборота, поскольку именно на нем лежит обязанность по сбору необходимых документов, проверке фактических обстоятельств и созданию нотариального акта, обладающего особой доказательственной силой. Такой порядок вещей является более рациональным, поскольку при нем исключение нотариуса из процесса совершения сделки невозможно ввиду того, что он является, по сути дела, ее творцом, выявляя волю сторон. Поэтому законопроект наделяет нотариуса не только правом запроса, но и правом проверки и непосредственного сбора необходимых документов для совершения нотариальных действий. Кроме того, законопроект соединяет потенциал нотариата с возможностями современных информационных технологий, что должно привести к возрастанию степени юридической безопасности для общества. В рамках Федеральной нотариальной палаты уже функционирует система «Электронный нотариус», позволяющая создавать общие банки данных, проверять в режиме online достоверность нотариальных документов, наличие завещаний, устанавливать факт отмены доверенности и многое другое. Все это, безусловно, поможет российским гражданам и организациям более эффективно защищать свои имущественные и наследственные права.
Таким образом, активная модель нотариата, помимо прочего, будет способствовать снижению уровня коррупции в системе государственного управления. При этом такая деятельность станет для нотариуса не гражданско-правовым посредничеством, а будет основана на его публично-правовых полномочиях, делающих совершение юридических действий более удобным для граждан. Законопроект направлен не только на использование потенциала российского нотариата, но и на разрешение ряда препятствующих развитию проблем, возникших за 19 лет его существования. В частности, речь идет об урегулировании доступа к профессии нотариуса и лишении этого статуса, о вопросах ответственности, нотариальных тарифах, обеспечении доступа к помощи нотариуса в малонаселенных и отдаленных регионах страны, более глубоком и детальном регулировании правил нотариального производства и правовом регулировании порядка совершения новых видов нотариальных действий, а также решении ряда других назревших вопросов, выявленных самим нотариальным сообществом и государством.
В результате можно сделать вывод, что нотариат современной России должен выступать в роли полноценного многофункционального института гражданского общества, призванного обеспечивать охрану и защиту прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Принципиально новый уровень нотариата позволит эффективно использовать все его потенциальные возможности, что окажет плодотворное влияние на развитие Российской Федерации как правового государства.
1.2 Гарантии нотариальной деятельности
Концепция современного нотариата исходит из того, что нотариус занимает особое место в гражданском обороте. Нотариат относится к системе правоохранительных органов. Главная особенность нотариата заключается в том, что в его лице государство опосредованно выражает свою волю. Как судья провозглашает решение от имени Российской Федерации, так и нотариус выступает от имени государства, а не от себя лично. Подобная близость к судебным органам и способствует тому, что проводится аналогия между судом и нотариусом, судебными и нотариальными актами и т.д. Наделение нотариуса публичными полномочиями предполагает закрепление в действующем законодательстве гарантий независимости их осуществления. Гарантии нотариальной деятельности направлены на то, чтобы отделить нотариуса от сторон гражданских правоотношений, обратившихся к нему, обозначить его как носителя публичной власти и независимого арбитра.
Гарантировать (синоним слова «обеспечить») означает создать условия для осуществления чего-либо[6]. Теория права активно использует данный термин. Общее понимание исходит из того, что гарантии - это способы и средства достижения чего-либо. Выделяют общие и специальные гарантии. К общим гарантиям относят такие явления, которые не имеют своего правового оформления, но активно влияют на реализацию той или иной правовой нормы. Классической классификацией выступает деление на социальные, экономические, политические, идеологические и другие гарантии. Специальные гарантии рассматриваются как юридические способы и средства достижения чего-либо. Теория права, конституционное и административное право, иные правовые науки уделяют значительное внимание данному понятию и его содержанию.
Подходы к пониманию гарантий разнообразны - от полного отрицания подобного элемента в праве до детального изучения, определения структуры, классификации, обоснования как необходимого признака любой правовой нормы. Как отмечал Георг Еллинек, «существенным признаком понятия права является, таким образом, не принуждение, а гарантия, одним из видов которой служит принуждение»[7]. М.И. Сазанова указывает, что методологической основой исследования категории «правовые гарантии» является инструментальный подход к праву, применение которого предопределяет следующие отправные начала: 1) правовые гарантии являются правовыми средствами; 2) правовые гарантии не являются специфическими, качественно новыми образованиями в системе права; 3) исследование правовых гарантий должно вестись с учетом их функционального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения задач правового регулирования. Автор добавляет, что правовые гарантии - это правовые средства, выраженные в нормативно-правовых предписаниях, реализация которых может обеспечить или обеспечивает возможность реализации иных нормативно-правовых предписаний. Они выполняют регулятивную, охранительную и обеспечительную функции в системе правового регулирования[8].
Критике отрицания гарантий в праве были посвящены работы многих дореволюционных русских юристов. Причем рассмотрение гарантий идет несколькими путями: общетеоретическим - как средство реализации правовой нормы; применительно к правам человека - как механизм реализации естественных прав и свобод человека, а также применительно к осуществлению какой-либо деятельности[9]. Как видно из текста Основ законодательства РФ о нотариате, здесь гарантии следует понимать как гарантии определенной деятельности - нотариальной.
В первом случае, как нетрудно заметить, анализируется в основном юридический механизм. Исходным моментом является то, что уже присутствует юридически значимая, санкционированная государством норма, которая требует претворения в жизнь. Так, например, Е.Н. Мизинцев пишет: «Сущность гарантий реализации государственно-правовых норм состоит в том, что они есть юридически значимые и организационно оформленные средства реализации предписаний, содержащихся в нормах советского государственного права, способы достижения целей этих норм, организационно-правовые условия перевода регулирующих возможностей государственного права в действительность, в фактическое поведение субъектов государственно-правовых отношений»[10].
В Основах законодательства РФ о нотариате речь идет о гарантиях деятельности. Следовательно, вначале необходимо определить сущность нотариальной деятельности, а затем уже механизм ее обеспечения.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 45) государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Тем самым государство берет на себя обязательства создавать механизм защиты прав человека, поощрять данную деятельность. Одновременно в государстве учреждается специальная система органов, в чьи задачи и функции входит осуществление правоохранительной деятельности.
Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
Следовательно, нотариальную деятельность необходимо рассматривать как разновидность квалифицированной юридической помощи. Иными словами, ее направленность - правоохранительная, опосредованная государственная защита. Значит, гарантии ее должны обеспечивать надежную защиту прав граждан.
Таким образом, гарантии нотариальной деятельности - это юридически значимый механизм обеспечения рассматриваемой деятельности, неукоснительно реализуемый на основе конституционного закрепления права гражданина на квалифицированную юридическую помощь как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.
Статья 5 Основ законодательства РФ о нотариате предусматривает следующие гарантии нотариальной деятельности: беспристрастность; независимость; руководство только Конституцией РФ и законом; нотариальная тайна.
Принцип беспристрастности нотариуса не очерчен четко действующим законодательством. В отличие от Основ о нотариате, ГПК РФ, определяя беспристрастность судей, подразумевает под ней отсутствие личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела либо иные обстоятельства, вызывающие сомнение в беспристрастности. Общего правила, подобного тому, что предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом РФ, в Основах о нотариате нет. Например, ст. 47 Основ носит прикладной характер. Согласно этой статье нотариусу запрещается совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков). Иными словами, норма лишь устанавливает запрет на совершение нотариального действия. При наличии данных обстоятельств нотариус должен отказать в совершении нотариального действия. Характеризуя данную норму, многие представители нотариального сообщества говорят о том, что подобный запрет направлен на устранение личной заинтересованности в совершаемом действии. Обращает на себя внимание и то, что круг родственников сужен, ранее действовавшие правовые акты включали в него родных братьев и сестер. Однако нетрудно представить себе ситуацию, когда нотариус может выступать в качестве заинтересованной стороны по отношению к участнику действия. Это могут быть личные дружеские отношения, деловые отношения близкого родственника нотариуса, наличие в собственности акций предприятия и т.д. -все это обстоятельства, ставящие под сомнение беспристрастность нотариуса.
Законодательство не предусматривает института отвода нотариуса, так как в случае, если одна из сторон будет обладать какими-либо сведениями в отношении нотариуса, свидетельствующими о его заинтересованности, можно обратиться к другому. Но хорошо, если в рамках одного нотариального округа действует несколько нотариусов, а если в округе всего один нотариус? Тем более, что данное обстоятельство может быть выявлено позднее, и оно не сможет служить основанием для признания совершенного действия незаконным.
По поводу независимости нотариуса следует исходить из обеспечения функциональной деятельности нотариуса. Для России наличие именно такого нотариуса, независимого арбитра, по-видимому, еще далекая перспектива. Но как раз с целью создания таких условий и провозглашен принцип независимости нотариуса. Нотариус должен быть свободен от конъюнктурных соображений, от политической обстановки и мнения руководителя органа юстиции, других должностных лиц. Юридическими гарантиями обеспечения независимости выступают бессрочность лицензии на право нотариальной деятельности, судебная процедура обжалования действий нотариуса. Для частнопрактикующих нотариусов такой гарантией служит также судебная процедура отстранения от должности. Государственные нотариусы менее независимы от органов юстиции. Здесь налицо трудовые отношения. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, может быть уволен в соответствии с трудовым законодательством.