Файл: Система источников предпринимательского права (Особенности применения источников предпринимательского права).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
Устанавливающие требования к организации и предпринимательской деятельности: 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей», 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О отдельных видов », от 27 декабря 2002 г. № 184- «О техническом регулировании», 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О прав юридических и индивидуальных предпринимателей осуществлении государственного (надзора) и муниципального ».
Определяющие основные устройства и функционирования : от 26 июля 2006 г. № 135- «О защите конкуренции», 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О ценных бумаг», РФ от 20 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и торговле».
Устанавливающее положение хозяйствующих : от 26 декабря 1995 г. № 208- «Об акционерных », от 8 февраля 1998 г. № 14- «Об обществах с ответственностью», от 8 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных », от 14 ноября 2002 г. № 161- «О государственных и муниципальных предприятиях» и др.
отдельные виды деятельности: от 29 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой (лизинге)», от 7 2001 г. № 119-ФЗ «Об деятельности», от 30 2008 г. № 307-ФЗ, от 29 2001 г. № 156-ФЗ «Об фондах», от 13 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и .
4) Подзаконные нормативные .
Указы Президента (например, Указ РФ от 9 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной »).
Постановления Правительства (например, постановление РФ от 12 2002 г. №584 «Об утверждении о проведении конкурса продаже государственного муниципального имущества»).
акты федеральных исполнительной власти (, федеральных агентств и и др.
5) Нормативные акты субъектов .
Издаются законодательными и органами субъектов в пределах компетенции, ст. 71-71 Конституции и могут противоречить законодательству.
6) Муниципальные акты.
Принимаются вопросам, касающимся права собственности принадлежащее муниципальным имущество
3. Иные российского предпринимательского
В мировом юридическом , где сосуществуют и влияют друг друга различные системы, известны и виды источников : правовой обычай; нормативного содержания; доктрины; религиозные , судебная (или - правоприменительная) практика, . Некоторые ученые к источникам права общие принципы , естественное право, акты общественных и т.д.
Одним из источников права считать правовой . Правовой обычай ( право) – «более менее устойчивое, сложившееся правило () общественного поведения , их образа , быта, которые в обществе в результате применения этого людьми, передается от поколения к и охраняется силой мнения».[12]
Л.Г. Свешникова , что «огромное в формировании национальной системы принадлежит , религиозным и иным , присущим конкретному образованию (или совокупности), а также привычкам, традициям и , которые, повторяясь и в сознании индивидов, нормами поведения». она пишет о , что с дальнейшей правовых установлений обычаи не своего значения, а действовать как обыденном уровне, и играя существенную при формировании правовой системы.
(формы) права – официально определенные внешнего выражения права.
Обычай оборота - это и широко применяемое в -либо области деятельности правило , не предусмотренное , независимо от зафиксировано ли в каком-либо .
Обычаи делового применяются в случаях , указанных в законодательстве. к обычаям делового содержатся в ряде ГК РФ (309, 311, 314, 315, 474 и .).
Правовой обычай в результате сложения элементов: внутреннего, т.е. сложившегося правила гражданского оборота, и - в результате придания силы путем указания об в правовых нормах. , для того, стать источником , обычай должен санкционирован государством.
делового оборота отличать от . Обычай существует от сторон, договор, и применяется в общего правила ( стороны не об ином иное не в законе), в то как деловые применяются, если в стороны прямо об этом если договор предложить намерение руководствоваться тем иным обыкновением. обыкновение - это условие договора. такого условия в нет, обыкновение учитывается как правило.
Одним видов источников предпринимательского права также общепризнанные и нормы международного и международные договоры . В числе международных , регулирующих предпринимательскую , можно назвать:
1) о договоре международной грузов автомобильным 1956 года;
2) Конвенцию о международной купли- товаров 1980 года;
3) о договоре международных векселях и международных векселях 1988 года;
4) международных коммерческих (Принципы УНИДРУА);
5) патентную конвенцию 1994 г. и .
Вопросы соотношения и внутренних источников права решаются в с п. 4 ст. 15 Конституции и ст. 7 ГК : общепризнанные принципы и международного права и договоры РФ приоритет по к нормам национального .
В определенном смысле права следует и правосознание, ибо одна из общественного сознания, собой систему взглядов, теорий, , представлений, убеждений, , настроений, чувств, в выражается отношение , социальных групп, общества к существующему и праву, к правовым , к поведению людей в права. Любой права не не отражать того, кто создает. Подобно , как автор (вольно или ) отражается в своем , правосознание отдельного , группы лиц целого народа отражаться в тех права, которые примут. В этом правосознание следует одним из источников права ( формально отнюдь все системы его признают).
4. Особенности применения источников предпринимательского прав
Правовые , регулирующие предпринимательские , реализуются в процессе деятельности. Правоприменение - разрешение определенной правовой ситуации в анализа и применение предпринимательского права к обстоятельствам, возникающим в предпринимательской деятельности, и в - вынесение решения конкретному делу. под применением понимается властная компетентных органов, своей целью адресатам правовых реализацию принадлежащих прав и обязанностей, а гарантировать контроль данным процессом.
источников предпринимательского предполагает прежде выяснение допустимости определенной правовой . Для этого удостовериться, соответствует данная норма России и федеральным . Если правовая вступает в противоречие с нормами, она может применяться. положениям гл. Федерального конституционного «О Конституционном суде Федерации» при дела в любой суд, придя к о несоответствии Конституции закона, примененного подлежащего применению в деле, обращается в Суд с запросом о конституционности данного .
Если Конституционный установит при дела несоответствие государственного или органа закону, принимает решение в с законом (ч. 2 ст. 120 РФ).
Применение о предпринимательстве имеет особенности, обусловленные особой ролью в товарно-денежных с участием предпринимателей, отводится Гражданскому .
В соответствии с п. 2 ст. 3 РФ нормы права, содержащиеся в законах, должны Кодексу. Эта направлена на единства и согласованности законодательства.
Особое при применении предпринимательского права предусмотренный Конституцией конституционный правовой стабильности условий , выводимый из ч. 1 . 8, ч. 1 ст. 34 и ст. 57 РФ. Первое об этом содержалось в определении Суда РФ 1 июля 2009 г. № 111-0 по гражданина Варганова. конституционно-правовой предполагает, что не вправе юридическую безопасность () и предсказуемость условий .
Юридическая безопасность - широкая концепция, которой является , означающая отсутствие силы вновь законов, защиту прав и реализацию ожиданий.
В п. 2 ст. 23 РФ предусмотрено, деятельность крестьянского () хозяйства осуществляется образования юридического . После вступления в части первой с 1 января 1995 г. на возник вопрос о статусе крестьянских , созданных в соответствии с РСФСР от 22 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) , которые признавались лицами. По одних авторов, вступлению в силу первой ГК ранее созданные хозяйства - юридические автоматически утратили статус и должны как предпринимательская без образования лица. Однако с принципа юридической автоматически права лица не , и пока не правового статуса хозяйства не в установленном порядке, должно продолжать юридическим лицом.[13]
спецификой обладают применения правовых , содержащихся в нормативных Правительства РФ и нормативных актах. Правительства РФ, правовые нормы, регулируют предпринимательские , могут быть только на и во исполнение РФ, федеральных , нормативных указов РФ (ч. 1 ст. 115 России). Как в Постановлении Конституционного РФ от 22 2009 г. по делу о конституционности п. 2 ст. 16 Российской Федерации «О продукции и услуг», Правительство РФ меры по прав и свобод (п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции ) и действует на и во исполнение законов (ч. 1 ст. 115 РФ, ст. 2 и 3 конституционного закона «О Российской Федерации»), оно само, другие органы власти не устанавливать не федеральным законом и обременения, ограничивающие права и свободы .
В силу п. 7 ст. 3 РФ органы власти могут акты, регулирующие в прочих предпринимательские в случаях и пределах, Кодексом, другими и иными правовыми . При этом нормативные акты государственной регистрации в с установленным порядком. Суд РФ незаконным и не применению со издания ведомственный акт, не в установленном порядке в юстиции РФ. указал Верховный РФ, государственной подлежать нормативные министерств и ведомств , затрагивающие права и интересы граждан имеющие межведомственный , независимо от действия (постоянные временные) и содержащихся в сведений.
Основой применения международных являются положения ч. 4 . 15 Конституции РФ и . 7 ГК РФ.
принципы и нормы права и международные Российской Федерации составной частью правовой системы. международным договором установлены иные международного договора.[14]
международных договоров к отношениям возникающим лицами, осуществляющими деятельность, непосредственно, случаев, когда международного договора , что для применения требуется внутригосударственного акта.
договорами признаются , заключаемые между Федерацией с иностранным либо с международной в письменной форме и международным правом, от того, ли такие в одной или связанных между документах, а также от их (ст. 2 Федерального от 15 июля 1995 г. «О договорах Российской »).
Особое значение те многосторонние (конвенции), которые непосредственное отношение к предпринимательских отношений. выделить Конвенцию о договорах международной -продажи товаров 1980 г. ( конвенция). Ее состоит прежде в том, что представляет собой унификацию материально- норм, регулирующих распространенный вид - куплю-продажу.
23 1996 г. Российская Федерация Конвенцию о защите человека и основных и протоколы к ней, и Протокол № 1 30 марта 1998 г. принят Федеральный о ратификации этой . Статья 1 Протокола № 1 , что каждое и юридическое лицо право на своей собственности. В от большинства положений Конвенции статья защищает только физических, и юридических лиц, в числе общества и . Поэтому данное , а также решение Суда по человека являются источниками предпринимательского .[15]
Заключение
Законодательные о предпринимательстве носят характер, поскольку в сфере общественной особенно важно баланс между интересами и частными предпринимателей. предпринимательское девальвация
Законодательство о имеет конституционную в виде конституционного института основ системы - «экономической ».
Воплощение конституционных , норм в содержании законодательства о предпринимательстве собой их основание.
Законодательные о предпринимательстве классифицируются их юридической и месту иерархии нормативных актов в от того, в из сфер регулирования, установленных . 71-73 Конституции России, приняты, по действия.
Для законодательства о предпринимательской хозяйствующих субъектов следующие тенденции.
1. предписания законодательства порождают ни прав, ни . Они лишь в общем виде задачи и описывают положение дел. по себе слова ничего в страны изменить могут. Для реализации необходимо конкретных юридически правил поведения и со стороны власти за осуществлением.
2. В законодательстве часто употребляющийся “ответственность”. Можно три значения термина: а) как обязанности; б) сознание перед обществом, , людьми, побуждающее возложенные на хозяйственный орган или должностное лицо обязанности; в) юридическую ответственность, основанием возникновения которой является правонарушение.
Однако разработчики проектов законодательных и других нормативных актов не заинтересованы в установлении за уклонение от предписанных правовыми нормами правил юридической ответственности. Как правило, фигурирует декларация о “персональной ответственности”.
3. Значительное число актов законодательства о предпринимательской деятельности, хотя и содержит слова “право” и “обязанность”, но создает лишь видимость правового регулирования. Если акт не обеспечен механизмом его реализации, то на практике его применить затруднительно.
4. Если при подготовке законопроектов ведомственные интересы сказываются на качестве разрабатываемых документов, то ведомственное засилье в подготовке решений Правительства РФ проявляется и в других формах. Например, просматривается тенденция к неоправданному сокращению нормативно-правового регулирования важнейших отношений в сфере народного хозяйства на уровне Правительства РФ с одновременной передачей юридической регламентации этих отношений на ведомственный уровень, причем именно тем органам, учреждениям и организациям которые являются сторонами этих отношений, что создает возможность для реализации ведомственных интересов в ущерб общегосударственным.