ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет педагогики п психологии
(наименование факультета/ института)
Направление подготовки /специальность: 37.03.01 Психология .
(код и наименование направления подготовки /специальности)
Профиль/специализация: Социальная психология
(наименование профиля/специализации)
Форма обучения: очно-заочная .
(очная, очно-заочная, заочная)
УТВЕРЖДАЮ |
Декан факультета (директор института) |
Уварова Н.Н. . Подпись (Подпись) (ФИО) |
«____» ___________________ 20___ г. |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
НА УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ
(вид практики)
учебно-ознакомительную практику
(тип практики)
2 семестр
обучающегося группы .
(Шифр и № группы) (ФИО обучающегося)
Место прохождения практики:
Московский финансово-промышленный университет «Синергия» |
(наименование структурного подразделения Образовательной организации)
Срок прохождения практики: с «____» _________ 202_ г. по «____» _________ 202___ г.
Содержание индивидуального задания на практику1:
№ п/п | Виды работ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Выполнение определенных практических кейсов-задач, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам учебно-ознакомительной практики __________________________________________________________________________________________________________________ (вид практики, тип практики) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. | Кейс-задача № 1
Шкала социального интереса Я предпочел (предпочла) бы быть: ПОДЧЕРКНИТЕ свой выбор в каждой паре
Ключ: В парах 2, 7, 9, 12, 14, 21, 22 — по одному баллу начисляется за первую по порядку черту пары; В парах 3. 5, 11, 15, 18, 19, 20, 23 — за вторую. Пары 1, 4, 6. 8, 10, 13, 16, 17, 24 являются буферными, и ответы на них не начисляются. СоцИн (социальный интерес) – генеральный конструкт в теории Альфреда Адлера. Показатель качества жизни, психического здоровья, «барометр нормальности». Это врожденное чувство общности, социальной солидарности, чувство идентификации с человечеством. С позиции Адлера ценность человеческой жизни определяется тем, насколько люди ориентированы на взаимопомощь, способствуют повышению ценности жизни окружающих и стремятся понять себя через отношения с другими людьми. Социальный интерес не возникает автоматически. В основе его развития лежат гармоничные детско-родительские отношения. Отношения ребёнка с матерью должны быть построены на основе безусловной любви, которая сосредоточена, прежде всего, на благополучии ребенка, а не на удовлетворении своего материнского тщеславия и амбиций (как условия своей любви к ребёнку). Идеальная ролевая модель поведения матери: нежность к мужу, к детям, к другим людям. Отец, ориентированный на семью, должен принимать активное участие в воспитании детей и относится к ним как к равным. Эмоциональная отгороженность, авторитаризм, критическое отношение блокируют развитие социального интереса. Гасит или снижает социальный интерес чрезмерная опека, отсутствие эмоциональной поддержки, критический настрой, утрата чувства уважения. Дети, чувствующие отчужденность родителей, теряют к ним уважение и, будучи взрослыми, мотивированы целями личного превосходств. Они лишены социальных установок, эгоцентричны и руководствуются фиктивными целями, направленными на защиту самооценки. Люди с низким СоцИн отгорожены от людей, находятся в постоянной борьбе за личное превосходство, стремятся главенствовать над другими, плохо приспособлены к жизни, поглощены собственным интересами и самозащитой. Люди, лишенные социального интереса, предрасположены к неврозу.
Понятие «Самоэффективность» было предложено А. Бандурой как центральный компонент его социально-когнитивной теории. Идея: вера человека в эффективность собственных действий (самоэффективность) может в существенной мере влиять на его поведение. Влияние веры на самоэффективность Бандура объясняет следующим образом: человек боится и избегает тех социальных ситуаций, с которыми, как он считает, не сумеет справиться. Активно и наступательно человек ведет себя тогда, когда он уверен в своих способностях и верит в успех собственных действий. Ожидание самоэффективности означает веру человека в то, что он в состоянии вести себя таким образом, чтобы это привело к желаемому результату (успеху). Самоэффективность проявляется в том, как себя люди чувствуют, думают, действуют. Низкий уровень самоэффективности в области чувств: депрессия, беспокойства, чувство беспомощности, низкая самооценка, пессимистические мысли о собственных достижениях. Высокая самоэффективность в области мышления облегчает процесс принятия решений и проявляется в разнообразных общих способностях, включая академические достижения. Люди с высокой самоэффективностью предпочитают браться за более сложные задачи, ставят перед собой более высокие цели и упорнее их добиваются. Оптимистические или пессимистические сценарии развития событий у людей также возникают в соответствии с уровнем их самоэффективности. Самоэффективность растет, если люди наблюдают, как другие успешно справляются с социальными задачами, и падает, если наблюдает явные неудачи (мотивационное средство терапии). Высокая самоэффективность связана с лучшим психическим здоровьем (психическим и соматическим), более высокими достижениями и лучшей социальной интеграцией. Понятие самоэффективности широко применяется при исследовании школьной и академической успеваемости, душевного и телесного здоровья, выбора карьеры, общественно-политических изменений. |
1 2 3 4 5
Предположения: общая самоэффективность является центральной и достаточно стабильной характеристикой человека. Возможны связи с высоким самоуважением, оптимизмом, общей и ситуативной тревожностью, застенчивостью, пессимизмом.
Диапазон значений от 10 до 40 баллов. Русская норма (результаты пилотажных исследований) – 31,9 баллов.
-
Анкета «Обсценная лексика» (в анкете термин «обсценный» заменён на более понятный для респондентов термин – «бранный»).
Обсценная лексика – нецензурные выражения, непечатная брань. От англ. obscene – непристойный, грязный, бесстыдный; лат. obscenus – отвратительный, непристойный, неприличный. Сегмент бранной лексики, включающий грубейшие бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную, обычно неприятную, ситуацию.
Вопрос (отношение) | Уровни выраженности отношения | |||
1 | 2 | 3 | | |
Ваше отношение к бранной лексике | допускаю | терплю | не допускаю | |
Использование бранной лексики в личной жизни | часто | редко | никогда | |
Использование бранной лексики в семье | допускают | редко | никогда | |
Ваше отношение к запрету бранной лексики | не имеет смысла | не уверен | запретить | |
Алгоритм выполнения Кейс-задания 1:
-
Провести исследование. -
Заполнить таблицу. -
Провести анализ ответов респондентов на вопросы анкеты. -
Соотнести выделенные группы (возраст, пол, социальное положение и др.) с данными тестирования по методикам «Социальный интерес» и «Оценка самоэффективности». -
Выдвинуть гипотезы, которые следует обосновать полученными результатами тестирования. -
Оформить полученные результаты в виде таблиц или графиков (см. пример сводного протокола). -
Написать выводы. -
Дать самооценку проведенной работе.
-
Заполнить таблицу. (см. Приложение 1)
-
Провести анализ ответов респондентов. -
Соотнести выделенные группы (возраст, пол, социальное положение и др.) с данными тестирования по методикам «Социальный интерес» и «Оценка самоэффективности». -
Выдвинуть гипотезы, которые следует обосновать полученными результатами тестирования. -
Оформить полученные результаты в виде таблиц или графиков (см. пример сводного протокола). -
Написать выводы. -
Дать самооценку проведенной работе.
Ключ:
В парах 2, 7, 9, 12, 14, 21, 22 — по одному баллу начисляется за первую по порядку черту пары;
В парах 3. 5, 11, 15, 18, 19, 20, 23 — за вторую.
Пары 1, 4, 6. 8, 10, 13, 16, 17, 24 являются буферными, и ответы на них не начисляются.
На первом этапе исследования были определены количественные характеристики переменных «социальный интерес» и «отчужденность в межличностных отношениях» у студентов-психологов на выборке 10 человека.
Данные, полученные по шкале «социальный интерес» (7,2 балла), имеющие средний уровень выраженности, говорят о не выраженности в структуре личности будущих психологов интереса к другим людям, проявляющегося в позитивном отношении к другим людям, готовности выражать доверие и заботу, сотрудничество и ответственный выбор; качеств, которые связаны с созданием условий для развития личности другого, для проявления своей полезности обществу.
Важным показателем в определении дисгармонии в межличностных отношениях испытуемых является показатель «отчужденность от других». Данные, полученные в ходе исследования – 8,3 балла, свидетельствуют о наличие у испытуемых отчуждения от других людей, в частности низкий уровень стремления устанавливать близкие, доверительные отношения, старании понять другого.
Для определения взаимосвязи переменных «социальный интерес» и «отчужденность в отношениях» был применен корреляционный анализ по методу Ч. Спирмена. Корреляция между показателями составила rxy = –0,614 (р = 0,00). Таким образом, чем выше уровень отчужденности человека, тем ниже его социальный интерес, и наоборот. В этой связи можно говорить о том, что специально организованные условия по формированию социального интереса могут способствовать снижению отчужденности в отношениях у студентов-психологов.
Дальнейшее проведение исследования предусматривало эмпирическое выделение показателей социального интереса у студентов-психологов. Предварительно, изучаемые переменные, были описаны в ходе теоретического анализа показателей социального интереса, которые рассмотрены различными зарубежными и отечественными исследователями. Были изучены следующие переменные: «социально-перцептивная установка личности по отношению к другим людям», «мотивация помощи», «активность, связанная с бескорыстной заботой о других», «эмоциональный отклик», «способность к принятию других», «рациональный канал эмпатии», «эмоциональный канал эмпатии», «идентификация», «неумение управлять эмоциями», «проникающая способность в эмпатии», «коммуникативная компетентность», «интуитивный канал эмпатии», «направленность на развитие личности клиента», «рефлексивность».
Детальный анализ выраженности психологических особенностей выделенных показателей социального интереса у студентов-психологов позволил получить следующие данные.
Показатели по шкале «социально-перцептивная установка личности по отношению к другим людям» (15,1 балла) имеют среднестатистический уровень, что свидетельствует о том, что большинство испытуемых ожидают от других людей негативное отношение к себе, видят в окружающих, прежде всего, отрицательное, испытывают эмоциональное неприятие, при этом обвинения в адрес других используют для оправдания своих негативных действий (агрессии).
Выявлен средний уровень «мотивации помощи» (8,2 балла), что трактуется, как не выраженность в мотивационной структуре личности направленности на помощь другим людям и отсутствие стремления прийти на выручку, поддержать.
Диагностика социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере по показателю «активность, связанная с бескорыстной заботой о других» показала, что наблюдается тенденция к средним (5,2 балла), нежели к низким или высоким значениям. Данный факт свидетельствует о том, что общественная мотивация мало свойственна участникам эксперимента, не свойственно также проявление действий в ущерб себе, чаще они стремятся к эгоистическим тенденциям, чем к проявлению альтруизма.
Выраженность «эмоционального отклика» (74,9 балла) у студентов-психологов тяготеет к высокому уровню. Отсюда следует, что для большинства испытуемых свойственны уступчивость, готовность прощать других людей, они склонны к оказанию поддержки, сотрудничеству, не агрессивны, ориентированы на моральные ценности, а что самое важное умеют сопереживать другим людям.
Высокий показатель «принятие других людей» (65,0 баллов) говорит о безусловном, безоценочном, конструктивном восприятии испытуемыми окружающих.
Структуру эмпатии по представлениям В. В. Бойко составляют следующие показатели: «идентификация в эмпатии», «проникающая способность в эмпатии»; «эмоциональный канал эмпатии»; «рациональный канал эмпатии»; «установки, способствующие эмпатии», которые также были изучены в настоящем исследовании как имеющие важное значение в будущей профессиональной деятельности психолога.
Шкала «рациональный канал эмпатии» (3,4 балла) имеет среднюю выраженность в структуре эмпатии у студентов-психологов, показывая тем самым недостаточность направленности их восприятия, внимания и мышления, как будущих психологов, на понимание проблем, состояния и поведения другого человека, спонтанный интерес к другому человеку.