Файл: Методические указания к выполнению курсовой работы для направления подготовки 38. 04. 01 Экономика Омск.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА
(ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. СТОЛЫПИНА)
_______________________________________________
МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)
Методические указания
к выполнению курсовой работы
для направления подготовки 38.04.01 Экономика
Омск
Издательство ФБГОУ ВО Омский ГАУ
им. П.А. Столыпина
2011
Введение
Целью настоящих методических указаний является оказание помощи студенту при написании курсовой работы.
Они включают рекомендации по выбору темы курсовой работы, по подбору и изучению литературы, требования, предъявляемые к курсовой работе по содержанию и оформлению, условия порядка приёма и защиты курсовой работы, примерную тематику курсовых работ, а также список рекомендуемой литературы.
Цель и задачи курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)» – обязательная и важнейшая часть внеаудиторной работы студента.
Ее целью является систематизация, закрепление и расширение знаний по экономической теории применительно к современному состоянию экономики в России.
Курсовая работа направлена на решение следующих задач:
-
глубокое и детальное рассмотрение наиболее актуальных проблем экономической теории; -
формирование и отработка навыков экономического исследования, накопление опыта работы с научной литературой, подбора и анализа фактического материала; -
совершенствование в изложении своих мыслей, критики, самостоятельного построения структуры работы, постановки задач, раскрытие основных вопросов, умение сформулировать логические выводы и предложения.
Написание курсовой работы позволяет в комплексе отработать разнообразные формы изучаемого курса, развивать навыки творческого и самостоятельного подхода к изучению теоретического и практического материала.
Основные этапы работы студента над курсовой работой
Курсовая работа должна быть выполнена студентом строго в соответствии со сроком, установленным на кафедре. При этом необходимо учесть, что преподаватель имеет право проверять курсовую работу в течение 10 дней. Поэтому студенту целесообразно чётко и последовательно спланировать основные этапы работы. Для этого можно ориентироваться на приведённый ниже план-график (Таблица 1).
Таблица 1.
План-график работы студента при выполнении курсовой работы по дисциплине
«Микроэкономика (продвинутый уровень)»
Вид работы | Трудоёмкость, час. | Номер недели семестра |
1. Выбор темы, подбор и изучение литературы | 6 | 2-4 |
2. Выдача задания и составление плана | 2 | 4 |
3. Уточнение списка литературы и окончательное утверждение плана | 1 | 3-4 |
4. Работа над введением | 1,5 | 3 |
5. Работа над теоретическим разделом | 8 | 4-8 |
6. Работа над эмпирическим разделом | 8 | 9-10 |
7. Работа над заключением | 1,5 | 11 |
8. Сдача работы на проверку | – | 12 |
9. Работа с рецензией | 0,5 | 13 |
10. Подготовка к защите курсовой работы | 1 | 13 |
11. Защита курсовой работы | 0,5 | 14 |
Работа в целом | 30 | Х |
Выбор темы курсовой работы
Выбор темы – первый и важный этап самостоятельной работы. Тематика курсовых работ утверждается кафедрой экономики и права ежегодно в начале учебного года. Она охватывает основные вопросы дисциплины «Микроэкономика (Продвинутый уровень)» в связи с проблемами современной экономики России. С учётом профиля университета ряд тем связан с исследованием аграрных отношений. (Примерная тематика курсовых работ изложена в приложении А).
На данном этапе решением кафедры определяется порядок выдачи студенту темы. Он может осуществляться либо путём закрепления за студентом конкретной темы, либо может быть предоставлен самостоятельный выбор темы из предложенного списка. Выбор темы, не предусмотренной тематикой возможен только по согласованию с руководителем.
При самостоятельном выборе темы студент должен руководствоваться следующими принципами:
-
реализация своих профессиональных, научных интересов; -
возможность сбора и использования фактического материала, собственного практического опыта экономической деятельности; -
соответствие темы специальности студента; -
последующая разработка конкретных проблем в курсовом и дипломном проектировании.
Подбор и изучение экономической литературы
Второй этап работы – самостоятельный подбор и изучение литературных источников. При этом, прежде всего, необходимо выделить основную литературу по данной теме. Для этого нужно ознакомиться с соответствующими каталогами в библиотеках и читальных залах университета и города.
Кроме основных источников необходимо изучить материалы, публикуемые в экономических журналах и газетах. (Смотрите список рекомендуемой литературы)
В работе необходимо использовать статистический материал, который имеется в специальных изданиях Госкомстата, монографиях, статьях журналов и газет. Важно, чтобы при анализе использовались сравнимые показатели за последние 2-3 года. Пренебрежение этим положением часто приводит к снижению качества работы, а соответственно и её оценки.
Развитие современных компьютерных технологий даёт возможность пользоваться литературными источниками (учебниками, журналами, газетами) в электронном виде и статистическими данными посредством интернета. Однако, категорически запрещается использовать информацию, содержащуюся в так называемых готовых рефератах и курсовых работах.
Подобранная литература обсуждается с руководителем. При составлении списка литературы по теме необходимо точно указывать фамилии и инициалы авторов, редакторов, записывать полное и точное название книг и статей, указывать место и год их издания; выписывать названия журналов, их номер, год – всё это значительно ускорит работу. Список используемой литературы должен включать не менее 20-25 источников.
После составления библиографии можно приступать к изучению подобранной литературы. Изучение научной литературы – серьёзная работа. Поэтому статью или книгу необходимо читать с карандашом в руке, делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчит в дальнейшем поиск необходимых материалов.
Изучение научных публикаций желательно проводить в следующей последовательности:
-
общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению; -
беглый просмотр всего содержания; -
чтение в порядке последовательности изложения материала; -
выборочное чтение какой-либо части произведения; -
конспектирование представляющих интерес материалов; -
критическая оценка выписанного и его редактирование.
При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумывать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой.
При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, заключённая в ней, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме курсовой работы.
Составляя конспекты материалов по теме курсовой работы необходимо обязательно отмечать название работы с указанием страниц, которые содержат взятую вами информацию. Это позволит при необходимости сослаться на этот материал в тексте работы.
В ходе изучения литературных источников необходимо уяснить главную идею своей темы; определить основные задачи работы; изучить различия в позициях авторов по дискуссионным вопросам. В целом на данном этапе необходимо подготовиться к самостоятельному изложению содержания курсовой работы.
Порядок выдачи задания и составления плана курсовой работы
Выбрав тему, ознакомившись с основными источниками литературы и систематизировав материал, студенты приходят к руководителю, назначенному кафедрой. Вместе с ним заполняют задание на выполнение курсовой работы (образец задания приведён в приложении Б) и составляют график выполнения работы.
Утверждённый в задании план курсовой работы обычно конкретизируется и уточняется в ходе её выполнения. Пункты плана должны быть сформулированы чётко и кратко, отражать суть излагаемого материала. Они должны быть расположены в такой последовательности, чтобы избежать повторений
, логично переходить от одного вопроса к другому и тем самым добиться стройности и взаимосвязанности всего текста курсовой работы.
Структура плана состоит из следующих пунктов: введение; разделы (не более 2-х); заключение; приложения (при необходимости); список литературы. Текст работы не следует перегружать многочисленными параграфами, в каждом разделе достаточно выделить 2-4 подраздела. Формулировки названий разделов и подразделов не должны дословно повторять название всей курсовой работы. (Схема плана курсовой работы представлена в приложении Г)
Работа над содержанием курсовой работы
Каждый из пунктов, приведённой выше структуры плана курсовой работы, имеет определённое смысловое содержание.
Введение (объём - 2 стр.). Цель введения – сформулировать актуальность выбранной темы, важность исследуемого вопроса с точки зрения экономических и политических последствий его развития. Обычно степень актуальности и значимости проблемы определяет сама жизнь, но роль экономической науки заключается в обнаружении причинно-следственных связей, определении характера взаимодействия отдельных элементов экономической системы. Желательно отметить уровень разработанности выбранной темы в экономической литературе, обозначить ряд малоизученных вопросов.
Введение открывает научное исследование, поэтому в нём должны быть обозначены: цель работы (только одна цель, соответствующая теме работы) и основные задачи (4-5 задач, соответствуют названиям подразделов), которые студент стремится решить в своей работе, объект, предмет и методы исследования, степень изученности проблемы (перечиляются авторы, развивающие, исследующие тему).
Объект исследования представляет собой систему закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которой выявлена и существует исследуемая проблема. Предмет исследования более узок и конкретен, и представляет собой часть системы. Метод охватывает прежде всего средства, необходимые для достижения определённой цели.