Файл: Дочкиной Ириной Игоревной Первой квалификационной категории Поселок совхоза Воронежский 2022 г пояснительная записка рабочая программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

«Масловская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании Зам. Директора по УВР Директор

педагогического совета __________ С. И. Филатова МКОУ «Масловская СОШ»

Протокол № 1 «31» августа 2022 г. ____________ В.Е. Мелькова

От «31» августа 2022 г. «01» сентября 2020 г.

Приказ № ______

От «01» сентября 2022 г

Рабочая программа

учебного предмета

Физика

10 - 11 класс

Программа составлена

Учителем математики

Дочкиной Ириной Игоревной

Первой квалификационной категории

Поселок совхоза «Воронежский»

2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 10-11 классов разработана с использованием оборудования центра «Точка роста» естественнонаучной направленности, составлена в соответствии

- с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12. 2014 г. №1645 , 31.12.2015 №1578, 29.06.2017 №613

на основе

- Программы среднего (полного) общего образования. Физика. Базовый уровень. 10-11 классы. В.А. Касьянов // Рабочие программы. Физика 10-11 класс. Базовый уровень: учебно-методическое пособие / сост. И.Г.Власова.– М.: Дрофа, 2014

-Авторская рабочая программа В. А.Касьянова. ФИЗИКА. Базовый уровень

10-11 классы/учебно-методическое пособие / В. А. Касьянов, И. Г. Власова. — М. Дрофа,2017. — 53, [2]

в соответствии
Основными целями изучения физики в средней (полной) школе являются:

• формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок, формулировать и обосновывать собственную позицию;

• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять поведение объектов и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;


• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

• овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

Общая характеристика учебного предмета.

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире

Для решения задач формирования естественнонаучной картины мира, умения

объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого физические знания, особое внимание в процессе изучения физики уделено знакомству с методами научного познания, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Место предмета в учебном плане.

Программа по физике при изучении курса на базовом уровне составлена из расчёта 2 учебных часов в неделю, т.е.70 учебных часов в год и выполнением 5 контрольных и 6 лабораторных работ.

Содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)общего образования и авторской рабочей программе . В соответствии с учебным планом курсу физики старшей школы предшествует курс физики основной школы.

3.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучение учебному предмету физика в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих образовательных результатов:

Личностными результатами обучения физике в средней (полной) школе являются:



• в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

• в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами обучения физике в средней (полной) школе являются:


  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата

Предметные результаты обучения позволяют:

  • давать определения понятиям: базовые физические величины, физический закон, научная гипотеза, модель в физике и микромире, элементарная частица, фундаментальное взаимодействие;

  • называть: базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные виды фундаментальных взаимодействий, их характеристики, радиус действия;

  • делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности, существовании связей и зависимостей между физическими величинами;

  • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников.

  • давать определения понятиям: механическое движение, материальная точка, тело отсчета и система отсчета, траектория, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное и равнозамедленное прямолинейное движения, равнопеременное движение, периодическое (вращательное и колебательное) движение, гармонические колебания;

  • использовать для описания механического движения кинематические величины: радиус-вектор, перемещение, путь, средняя путевая скорость, мгновенная и относительная скорость, мгновенное и центростремительное* ускорения, период и частота вращения и колебаний;

  • называть основные положения кинематики; — описывать демонстрационные опыты Бойля, воспроизводить опыты Галилея для изучения явления свободного падения тел, описывать эксперименты по измерению ускорения свободного падения;

  • делать выводы об особенностях свободного падения тел в вакууме и в воздухе;

  • применять полученные знания для решения задач.

  • давать определения понятиям: инерциальная система отсчета, инертность, сила тяжести, сила упругости, сила нормальной реакции опоры, сила натяжения, вес тела, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения;




  • формулировать законы Ньютона, принцип суперпозиции сил, закон всемирного тяготения, закон Гука;

  • описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной, опыт по сохранению состояния покоя (опыт, подтверждающий закон инерции); эксперимент по измерению коэффициента трения скольжения;

  • делать выводы о механизме возникновения силы упругости с помощью механической модели кристалла;

  • прогнозировать влияние невесомости на поведение космонавтов при длительных космических полетах;

  • давать определения понятиям: замкнутая система, реактивное движение; устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия; потенциальные силы, консервативная система, абсолютно упругий и абсолютно неупругий удар; физическим величинам: импульс тела, работа силы, мощность, потенциальная, кинетическая и полная механическая энергия;

  • формулировать законы сохранения импульса и энергии с учетом границ их применимости;

  • делать выводы и умозаключения о преимуществах использования энергетического подхода при решении ряда задач динамики.

  • давать определения понятиям: вынужденные, свободные (собственные) и затухающие колебания*, резонанс*; физическим величинам: первая и вторая космические скорости, амплитуда колебаний;

  • применять приобретенные знания о явлении резонанса для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни*;

  • прогнозировать возможные варианты вынужденных колебаний одного и того же маятника в средах с разной плотностью*;

  • делать выводы и умозаключения о деталях международных космических программ, используя знания о первой и второй космических скоростях.

  • давать определения понятиям: радиус Шварцшильда, горизонт событий, энергия покоя тела;

  • формулировать постулаты специальной теории относительности и следствия из них;

  • описывать принципиальную схему опыта Майкельсона—Морли; — делать вывод, что скорость света — максимально возможная скорость распространения любого взаимодействия;

  • оценивать критический радиус черной дыры, энергию покоя частиц;

  • объяснять условия, при которых происходит аннигиляция и рождение пары частиц.

  • давать определения понятиям: молекула, атом, изотоп, относительная атомная масса, дефект массы, моль, постоянная Авогадро, ионизация, плазма;

  • называть основные положения и основную физическую модель молекулярно-кинетической теории строения вещества;

  • классифицировать агрегатные состояния вещества;

  • характеризовать изменения структуры агрегатных состояний вещества при фазовых переходах.

  • давать определения понятиям: микроскопические и макроскопические параметры; стационарное равновесное состояние газа, температура идеального



газа, абсолютный нуль температуры, изопроцесс; изотермический, изобарный и изохорный процессы;

  • воспроизводить основное уравнение молекулярно-кинетической теории, закон Дальтона, уравнение Клапейрона—Менделеева, закон Бойля—Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля;

  • формулировать условия идеальности газа, а также описывать явление ионизации;

  • использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических параметров;

  • описывать демонстрационные эксперименты, позволяющие установить для газа взаимосвязь между его давлением, объемом, массой и температурой;

  • объяснять газовые законы на основе молекулярнокинетической теории;

  • применять полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе и в быту.

  • давать определения понятиям: теплообмен, теплоизолированная система, тепловой двигатель, замкнутый цикл, необратимый процесс; физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, коэффициент полезного действия теплового двигателя;

  • формулировать первый и второй законы термодинамики;

  • объяснять особенность температуры как параметра состояния системы;

  • описывать опыты, иллюстрирующие изменение внутренней энергии тела при совершении работы;

  • делать вывод о том, что явление диффузии является необратимым процессом;

  • применять приобретенные знания по теории тепловых двигателей для рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  • давать определения понятиям: волновой процесс, механическая волна, продольная механическая волна, поперечная механическая волна, гармоническая волна, длина волны, поляризация*, линейно-поляризованная механическая волна*, плоскость поляризации*, звуковая волна, высота звука;

  • исследовать распространение сейсмических волн, явление поляризации*;

  • описывать и воспроизводить демонстрационные опыты по распространению продольных механических волн в пружине и в газе, поперечных механических волн в пружине и шнуре; описывать эксперимент по измерению с помощью эффекта Доплера скорости движущихся объектов: машин, астрономических объектов.

  • давать определения понятиям: точечный заряд, электризация тел, электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии напряженности электростатического поля, свободные и связанные заряды, поляризация диэлектрика; физических величин: электрический заряд, напряженность электростатического поля, относительная диэлектрическая проницаемость среды, поверхностная плотность среды;

  • формулировать закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, границы их применимости;

  • описывать демонстрационные эксперименты по электризации тел и объяснять их результаты; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;

  • применять полученные знания для безопасного использования бытовых приборов и технических устройств — светокопировальной машины.

  • давать определения понятиям: эквипотенциальная поверхность, конденсатор, проводники, диэлектрики, полупроводники; физических величин: потенциал электростатического поля, разность потенциалов, относительная диэлектрическая проницаемость среды, электроемкость уединенного проводника, электроемкость конденсатора;

  • описывать явление электростатической индукции;

  • объяснять зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин и расстояния между ними.

  • давать определения понятиям: электрический ток, постоянный электрический ток, источник тока, сторонние силы, сверхпроводимость, дырка, последовательное и параллельное соединение проводников; физическим величинам: сила тока, ЭДС, сопротивление проводника, мощность электрического тока; — объяснять условия существования электрического тока;

  • описывать демонстрационный опыт на последовательное и параллельное соединение проводников, тепловое действие электрического тока, передачу мощности от источника к потребителю; самостоятельно проведенный эксперимент по измерению силы тока и напряжения с помощью амперметра и вольтметра;

  • использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон Джоуля—Ленца для расчета электрических цепей.

  • давать определения понятиям: магнитное взаимодействие, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, собственная индукция; физическим величинам: вектор магнитной индукции, вращающий момент, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность контура, магнитная проницаемость среды;

  • формулировать правило буравчика, принцип суперпозиции магнитных полей, правило левой руки, закон Ампера;

  • описывать фундаментальные физические опыты Эрстеда и Ампера;

  • изучать движение заряженных частиц в магнитном поле;

  • исследовать механизм образования и структуру радиационных поясов Земли, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях.

  • давать определения понятиям: электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, токи замыкания и размыкания, трансформатор; физическим величинам: коэффициент трансформации;

  • формулировать закон Фарадея (электромагнитной индукции), правило Ленца;

  • описывать демонстрационные опыты Фарадея с катушками и постоянным магнитом, явление электромагнитной индукции;

  • приводить примеры использования явления электромагнитной индукции в современной технике: детекторе металла в аэропорту, в поезде на магнитной подушке, бытовых СВЧ-печах, записи и воспроизведении информации, а также в генераторах переменного тока.

  • давать определения понятиям: электромагнитная волна, бегущая гармоническая электромагнитная волна, плоско поляризованная (или линейно-