ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
94 интегрировать множество автономных баз данных, которые могут располагаться на разных хостах сети. Федеративные базы данных называют также виртуальными БД.
Федеративная (виртуальная) БД предоставляет пользователю единый хорошо определенный интерфейс для доступа к распределенным данным, при этом сами данные не перемещаются и не изменяются, т.е. нет препятствий для того, чтобы одна и та же автономная БД входила в состав более чем одной виртуальной БД.
Использование API для доступа к стандартным ERP-системам предполагает использование хорошо определенных интерфейсов для организации взаимодействия создаваемых пользовательских приложений с такими пакетными приложениями, как Enterprise Resource Planning (ERP) системы, SAP, Oracle, PeopleSoft. Обычно это делается посредством использования адаптеров (коннекторов).
Бизнес-функции и бизнес-объекты. Во многих ИТ-системах можно выделить функциональность, которая является общей для нескольких приложений, входящих в состав ИТ-системы. Например, в рассмотренном выше бизнес-приложении эта информация об адресах покупателей.
Каждую из таких функций можно вынести за пределы приложений и реализовать в виде функций совместного использования, доступных всем системам в виде сервисов (служб). В частности, для рассматриваемого примера можно создать, например сервис GetCustomerAddress.
Если организация разрабатывает несколько проектов, в которых используется данная бизнес-функция, то будет разумно сделать ее общей для нескольких проектов.
Отдельные бизнес-функции можно объединить для создания более сложной бизнес-функции, например такой, как постановка изделия на гарантийное обслуживание. Если используется СОА, то данный подход применяется для создания бизнес-сервисов. Если используется компонентный подход, то создаются бизнес-объекты (бизнес- компоненты).
95
Совместно используемая бизнес-функция и репликация данных могут преследовать схожие цели. Например, копирование адреса проживания клиента во все требуемые системы можно заменить созданием совместно используемой бизнес-функции GetCustomerAddress. Выбор между двумя разными типами интеграции основывается на многочисленных критериях, таких как степень контроля над интегрируемыми системами (в отличие от помещения информации в базу данных, вызов совместно используемой функции предполагает более глубокое вмешательство в систему) и частота изменения данных (доступ к адресу проживания клиента осуществляется часто, а вот вероятность изменения последнего невысока).
Бизнес-процессы. Данный подход имеет много общего с описанным выше подходом, основанным на использовании бизнес-функций. Основное различие заключается в том, что появляется новый уровень интеграции — уровень бизнес-процессов.
Бизнес-процессы работают поверх уровня сервисов и используют собственный язык для описания последовательности вызова сервисов. Этот язык представляет собой интерпретируемый язык, во многом схожий с такими языками, как Basic или shell.
Бизнес-процессы, обеспечивающие внутреннюю интеграцию, и бизнес- процессы, обеспечивающие В2В-интеграцию, во многом различны. В бизнес- процессах, ориентированных на внутреннюю интеграцию, обычно задействовано достаточно большое количество сервисов. Типовая задача В2В- интеграции состоит в организации взаимодействия между двумя сервисами.
Это может быть, например бизнес-процесс приобретения некоторого товара, при котором стороны договариваются о цене и оформляют покупку.
Порталы. Основная функция информационных порталов заключается в обеспечении представления информации из нескольких источников. В качестве таких источников могут выступать, в частности, приложения, которые участвуют в реализации некоторой функции, реализованной средствами
96 бизнес-процессов. Порталы, как правило, реализуют персонифицированный доступ к информации, и его вид может настраиваться пользователем.
Порталы можно рассматривать как графический интерфейс бизнес- процессов, в которых участвуют конкретные пользователи. Рассмотрим их более подробно.
9.1. Порталы и портлеты
Порталом (от лат. porta — ворота) принято называть Web-приложение, которое предоставляет пользователю Интернета или Интранета доступ к различным сервисам. Часто термин «портал» определяет единую точку доступа пользователя в информационное пространство, при этом предполагается, что пользователь, зайдя на портал, может получить доступ ко всем необходимым для него источникам информации и приложениям, поэтому порталы иногда определяют как рабочий стол (десктоп) нового поколения.
В процессе работы пользователи, как правило, имеют дело с данными разных форматов и происхождения и используют для их обработки различные приложения. Рабочее место, кроме того, предоставляет средства для интеграции людей и, в частности, средства для коллективной работы. Типовое портальное решение обеспечивает пользователя средствами поиска, обеспечением безопасности, доступом к системам электронного обучения и корпоративного документооборота.
По своей идее портал — это Web-сайт, ориентированный на удовлетворение информационных потребностей определенной категории пользователей. При этом каждый пользователь может настраивать портал под свои собственные нужды и может получать доступ к нему с помощью любого устройства, имеющего доступ в Интернет.
С точки зрения пользовательского интерфейса портал представляет собой многооконное интегрированное приложение. Каждое окно — это «зона», изображение в которой формируется отдельным приложением. За каждую зону отвечает отдельное приложение, однако приложения могут связываться между
97 собой как автоматически, так и по требованию пользователя, при этом информация может синхронизироваться.
Часто разработчики называют порталами многостраничные сайты.
Следует отметить, что не всегда бывает просто провести границу между порталом и сайтом, однако можно выделить, по крайней мере, три существенных различия между сайтом и порталом.
Во-первых, портал многофункционален. Титульная страница портала содержит все или почти все, что нужно для работы конкретного пользователя.
Во-вторых, портал предоставляет пользователю преимущественно динамический контент, который генерируется активными программными компонентами, имеется возможность синхронизации и обмена контентом между приложениями.
Во-третьих, портал может быть персонализирован, т. е. состав и внешний вид рабочего места зависят от роли пользователя и, кроме того, может быть изменен и настроен для удобства работы конкретного пользователя или группы пользователей.Типовой портал кроме возможности одновременной работы с несколькими приложениями обеспечивает пользователю доступ к ряду сервисов общего назначения, таких как:
• сервис однократной регистрации, обеспечивающий аутентификацию пользователя при работе с порталом;
• сервис настройки и персонализации, позволяющий настраивать внешний вид, функциональность и информационное наполнение портала для нужд конкретного пользователя с учетом его роли;
• сервисы доступа к приложениям (сервисы обработки);
• сервисы доступа к бизнес-процессам, позволяющие пользователю быть участником бизнес-процесса в соответствии с определенной ему ролью;
• сервисы доступа к данным, обеспечивающие подключение пользователя к источниками консолидированной информации, такими как
СУБД или хранилища данных;
• сервис поиска информации в Интернете и Интранете;
98
• сервис совместной работы, позволяющий пользователям работать в команде для решения общей задачи (разделяемые библиотеки документов, доски объявлений, онлайновые конференции, новостные группы);
• сервис публикации, позволяющий пользователю сохранять документы в хранилище контента портала;
• сервис подписки, который позволяет пользователю оформлять подписку и получать уведомления об изменении или появлении новой информации. При этом правила доставки/извещения и фильтрации могут настраиваться пользователем;
• сервис администрирования, позволяющий управлять правами доступа пользователей, создавать и удалять пользователей.
Большинство порталов представляют собой Web-порталы, работающие по принципу тонкого клиента, рабочим окном которых является окно Web- браузера.
С точки зрения назначения принято выделять три основных типа порталов:
• горизонтальные;
• вертикальные;
• корпоративные.
Горизонтальные, или общедоступные, порталы ориентированы на самую широкую аудиторию. Обычно контент таких порталов носит общий характер.
Как правило, это новостная информация, рассылки, электронная почта и т. п.
Горизонтальные порталы имеют много общего со средствами массовой информации и могут рассматриваться как порталы общего назначения. В качестве примеров горизонтальных порталов могут выступать такие известные порталы, как Rambler, Lycos, Excite, Yahoo!
Вертикальные порталы можно рассматривать как специализированные порталы, предназначенные для информационного обслуживания конкретных групп пользователей. В качестве примеров вертикальных порталов могут служить порталы В2С (Business-to-Consumer), В2В (Business-to-Business), а
99 также порталы типа В2Е (Business-to-Employees), которые обычно называют корпоративными порталами.
Примерами
В2С-порталов могут служить порталы турфирм, предоставляющие такие услуги, как заказ билетов, бронирование мест в гостиницах и т. п.
В2В-порталы позволяют пользователям клиентам реализовывать совместные бизнес-операции, такие как выбор поставщиков, закупку товаров, проведение и участие в аукционах и т.д. Число В2В-порталов растет быстрыми темпами.
В2Е-порталы, которые обычно называют корпоративными порталами, они предназначены для сотрудников, клиентов и партнеров одного предприятия.
Пользователи корпоративных порталов обычно получают доступ к сервисам и приложениям в зависимости от роли, назначенной конкретному пользователю.
Основным назначением корпоративного портала является предоставление внешним и внутренним пользователям возможности персонифицированного доступа к сервисам, приложениям и корпоративным данным — объединение изолированных моделей бизнеса, интеграция различных корпоративных приложений, включая приложения бизнес-партнеров, обеспечение доступа как стационарных, так и мобильных пользователей к корпоративным ресурсам независимо от местонахождения пользователя.
Следует отметить, что корпоративные порталы развиваются быстрыми темпами. Обычно принято выделять четыре поколения корпоративных порталов [11].
Корпоративные порталы первого поколения ориентированы на предоставление пользователю преимущественно статического Web-контента и
Web-документов.
Обычно целью разработки таких порталов является создание единой точки доступа к корпоративной информации, распределенной по разным
100 подразделениям организации. Такие порталы, как правило, реализует следующий типовой набор функций:
• персонализация;
• системы поиска информации;
• управление контентом и его агрегация;
• наличие средств и инструментов интерации приложений.
В корпоративных порталах второго поколения появляются такие черты, как наличие персонализации контента, присутствие поисковика. Эти порталы ориентированы на использование в качестве составной части КИС, и для них характерны:
• надежная среда реализации приложений;
• мощные инструменты разработки и интеграции приложений;
• соответствие требованиям, предъявляемым к ИС масштаба предприятия;
• поддержка интеграции с ИС партнеров;
• наличие поддержки мобильного доступа к ресурсам.
Корпоративные порталы третьего поколения ориентированы преимущественно на предоставление сервисов в отличие от порталов первого и второго поколений, которые ориентированы на предоставление контента. Отличительной чертой порталов третьего поколения является то, что в них реализуется идея сотрудничества (collaboration). Порталы третьего поколения предоставляют возможность сотрудникам работать в виртуальном офисе и предоставляют такие возможности как чаты, e-mail, возможность групповой работы над проектами. Порталы третьего поколения — это преимущественно корпоративные порталы.
Для четвертого поколения корпоративных порталов характерны:
• ориентация на электронный бизнес, что подразумевает интеграцию с модифицируемыми, переносимыми в новое окружение приложениями;
• возможность работы не только с сервисами, но и с политиками;
101
• пользователям предоставляется возможность получать доступ к информации с помощью многих типов устройств, в частности мобильных устройств.
Современный корпоративный портал обычно представляет собой продукт или набор продуктов, который базируется на определенной инфраструктуре, в качестве которой, как минимум, выступают серверы приложений и серверы баз данных.
В составе типовой КИС, ориентированной на использование порталов можно выделить три основных функциональных слоя:
• базовая инфраструктура;
• слой интеграции приложений;
• интерфейсный слой.
Базовая инфраструктура отвечает за предоставление таких базовые сервисов, как управление пользователями, управление безопасностью, управление транзакциями др.
Слой интеграции приложений обеспечивает взаимодействие портала с приложениями, такими как ERP- и CRM-системы, унаследованные приложения, СУБД и др.
К интерфейсному слою принадлежат визуальные и невизуальные компоненты порталов, называемые обычно портлетами. Интерфейсный слой, включающий в себя средства управления информационным наполнением, адаптеры для обмена данными с информационными системами бизнес- партнеров, интерфейсные модули для поддержки взаимодействия с мобильными устройствами и др.
9.2. Портлеты
Информационное наполнение порталов часто предоставляется пользователям в форме портлетов-контейнеров. С точки зрения реализации, портлет представляет собой фрагмент кода, исполняемый на портальном сервере. Когда говорят о портлетах, то речь ведется в терминах JEE, поскольку
102 эта платформа поддерживает работу с портлетами, хотя порталы с успехом можно строить и на других платформах.
Портлет — это приложение, предоставляющее пользователю некоторую информацию или сервис. Он может быть включен в качестве составной части в портальную страницу. Портлет работает под управлением контейнера, который обрабатывает запросы и генерирует динамический контент, и представляет собой plugin, ответственный за представление информации пользователю.
Динамически сгенерированный контент портлета называют фрагментом.
Контент нескольких портлетов можно объединять в рамках одной портальной страницы.
Клиент, обычно это Web-клиент, взаимодействует с портлетом в режиме запрос-ответ. Для разных пользователей портлет может иметь разный внешний вид в зависимости от настроек.
Портлеты могут реализовываться на разных платформах. При реализации на Java-платформе портлет рассматривается как Web- компонент.
На данный момент рабочей является версия 2.0 и дальнейшее изложение ведется применительно к данной спецификации.
Контейнер портлетов представляет собой среду, в которой «живут» портлеты. Управляя жизненным циклом портлетов, контейнер не отвечает за агрегацию портлетов.
Обычно портал или точнее портальный движок и контейнер могут реализовываться как один монолитный компонент или как два независимых компонента.
В самом общем виде работа с портальной страницей происходит следующим образом:
•
Web-клиент посылает НТТР запрос к порталу;
• портал получает запрос и определяет, к какому из портлетов, относящихся к данной портальной странице, относится запрос;
• портал запускает портлет через контейнер и получает требуемый контент;
103
• портал агрегирует полученный контент в портальную страницу и отправляет ее клиенту.
Следует заметить, что портлеты имеют много общего с сервлетами, в частности:
• как сервлеты, так и портлеты, являются Web-компонентами;
• подобно сервлетам портлеты работают под управлением контейнера;
• портлеты подобно сервлетам генерируют динамический контент;
• клиент работает через Web -интерфейс.
Отличие портлетов от сервлетов состоит в следующем:
• портлет представляет собой только часть изображения, портальная страница формируется из фрагментов средствами портального сервера;
Web-клиент взаимодействует с портлетом не напрямую, а через ортальную систему;
• форматом отображения портлета можно управлять;
• на одной портальной странице один и тот же портлет может появляться несколько раз.
Кроме того, портлеты по сравнению с сервлетами, обладают следующей дополнительной функциональностью:
• портлеты работают с конфигурационными файлами;
• портлеты имеют доступ к профилям пользователей;
• портлеты могут сохранять свое состояние;
• портлеты могут взаимодействовать друг с другом и контейнером посредством сообщений.
Контейнер портлетов можно рассматривать как расширение Web- контейнеров.
Портлет генерирует фрагмент в форме гипертекста. Портал формирует окно портлета посредством добавления к сгенерированному фрагменту обрамления, включающее рамку и кнопки. Затем окна портлетов агрегируются в портальную страницу.