Файл: Каковы основные различия в стилях лидерства Смирнова К. Л. и Кравцова В. А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Остановимся на конфликтных ситуациях в клинике Кравцова. В самой минимальной степени, но думаю, что он всегда знает, что происходит в организации.

«… (Кравцов) никогда не вмешивается в споры сотрудников: он вообще не допускает никаких конфликтов и препирательств. Сотрудники об этом знают». В этом случае, методами разрешения конфликтов выступают жесткие административные меры – увольнение: «Одного из ассистентов, проработавших больше года, уволили за то, что он начал конфликтовать со своими коллегами».

Таким образом, различия стилей собственников клиник, наглядно демонстрирует разные подходы руководства и деятельности самих собственников клиник. Отметим лишь одно, в определенных нами стилях лидерства существуют не только плюсы, но и минусы. Перечисление их не отвечает требованиям ответа на предложенный вопрос.
2. Кто является более эффективным менеджером?

Ответ обоснуйте, используя известные теории лидерства.
Развитие представлений о лидерстве послужили тому, что в теории лидерства последовательно один за одним сформировались четыре основных подхода к пониманию лидерства:

1. С позиции личностных качеств.

Согласно теории личностных черт или теории великих людей, выдающиеся лидеры обладают определенным набором личностных качеств, например такими, как уровень интеллекта, яркая внешность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, надежность, активность и др.

Однако исследования показали, что лидеры различались между собой по выделенным качествам и по-разному проявляли себя в зависимости от ситуации (Стогдилл, 1948).

  1. Поведенческий.

Эффективность лидера определяется стилем руководства, т.е. привычной манерой поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и способствовать достижению поставленных целей.

Курт Левин первым описывает 3 стиля руководства (поведения лидера): авторитарный, демократический, либеральный.

- Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномочий группе не делегируется. Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы.

- Демократичное руководство
характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении; ответственность не концентрируется, а распределяется.

- Либеральное руководство о характеризуется минимальным участием руководителя; группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения.

  1. Ситуационный.

На эффективность лидера влияют не только личностные качества и стиль руководства, но и различные ситуационные факторы, например такие, как потребности и личные качества подчиненных, характер задания, влияние среды, наличие у руководителя информации. Фидлер считает, что каждой ситуации соответствует свой наилучший стиль поведения руководителя, но руководитель не может менять свой стиль в зависимости от ситуации.

  1. Лидерство на основе эмоционального интеллекта.

Эффективное лидерство означает управление эмоциями других людей. Лидер, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, обладает способностью осознавать собственные чувства и чувства других людей, а также управлять ими.

Что касается Смирнова, то он «…считаю, что наиболее важным элементом успешного управления являются люди». Это говорит о том, что им ценится не только результат деятельности, но и человеческие качества. Но для того, чтобы эти качества увидеть в сотрудниках, их необходимо иметь и самому. Поэтому он и владеет такими качествами, как коммуникабельность, тактичность, дипломатичность, честность и прямота («Мы не спорим, а именно обсуждаем проблему», «они хотят, чтобы я был заинтересован в них и знал их проблемы»).

Кравцов же является «жестким руководителем и требует от сотрудников значительно больше того, что от них требовали раньше».

Это демонстрируют такие качества как, уверенность в способностях, стремление к лидерству, независимости и способности не отступать ни перед чем.

О стилях лидерства, в частности о поведенческой теории и типологии Курта Левина мы не станем останавливаться, так как рассмотрели ее выше, приведя необходимые доказательства.

Что касается ситуационной теории лидерства, то отметим, что собственники клиники должны владеть тремя навыками: диагностикой, гибкостью и партнерством.

Смирнов владеет данными навыками, что подтверждается его выступлением.

- «Все возникающие разногласия в отношении методов и способов лечения мы обсуждаем открыто даже в присутствии пациентов. Мы не спорим, а именно обсуждаем проблему

».

- «Что касается обучения, то я верю во взаимное обучение. Все мои сотрудники работали в регистратуре, в лабораториях, выполняли другие функции. Это обеспечивает нам гибкость, и сотрудники лучше понимают проблемы друг друга».

- «Коллеги проявляют интерес к деятельности друг друга, анализируют ее. Сознание того, что кто-то еще собирается оценивать вашу работу, заставляет вас стараться».

Перечисленные цитаты демонстрируют, что в клинике Смирнова умеют принять коллегиальное решение, используя гибкость в подходах при эффективных партнерских отношения.

В клинике же Кравцова реализуется централизованное руководство. Отчасти, часть обязанностей принял на себя помощник собственника клиники.

И, конечно же, отметим и отношения руководителя и подчиненных: хорошие (лояльность, доверие, симпатия) и плохие. Они также диаметрально, в какой-то мере, противоположны. Смирнов – руководитель и коллега, как практикующий врач, Кравцов – руководитель и контроль. Соответственно и отношения: партнерские в первом случае, и на уровне указаний во втором.

Таким образом, если сравнивать двух собственников, двух лидеров и их деятельность в менеджменте, то ответ может быть неоднозначным.

Ни один стиль не является универсальным для любого типа организации. В нашем конкретном случае между авторитарным или демократическим стилями лидерства существует определенный баланс, так как при увеличении доли элементов какого-либо определенного стиля лидерства, произойдет уменьшение доли других.

Считаю, что добиться успеха можно лишь в том случае, когда в основе концепции управления организацией находится человек. В этом случае можно утверждать, что именно клиника Смирнова это реализует, ставя на первое место людей. Для эффективного управления человеческими ресурсами невозможно действовать согласно однозначным шаблонам и правилам.

Мы можем сделать вывод, что оба собственника эффективны в менеджменте, но идут они разными путями, которые мной описаны выше. Но хотелось бы отметить клинику Смирнова, в которой сотрудникам более комфортнее работать, зарабатывать и «расти». В клинике Кравцова, думаю, долгосрочных перспектив для сотрудников долго ждать, кроме заработной платы. Да и долгосрочное пребывание в стрессовых ситуациях вряд ли положительно скажется на любом человеке.

Управление человеческими ресурсами в организации это не только технологии, процедуры, документы и регламент, но и искусство. Не существует понятия «стандартного человека», которым можно легко управлять, при использовании стандартных приемов в определенном стиле лидерства. Особенности управления во многом зависят от ситуации, нужно, исходя из стоящей задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить. Мне кажется, что это эффективно и происходит в клинике Смирнова.


Лидерство утратило бы свою привлекательность, превратив процесс руководства в использование стандартных приемов. Руководство стало бы рутинным и неинтересным. Поэтому каждый руководитель должен знать и уметь использовать в соответствии с ситуацией все три стиля.

Список использованных источников
1. Адизес И. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 – 143 с.

2. Балашов А. П. Основы менеджмента. М.: Вузовский учебник, 2011 –288 с.

3. Виханский, О. С. Менеджмент. М. : Экономистъ, 2006 – 528 с.

4. Дафт Ричард Л. Менеджмент: перевод с английского. Спб.: Питер, 2012 – 863 с.

5. Дорошеева М. В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. Управление персоналом. М.: Клиент-С, 2006 – 345 с.

6. Мардас А. Н. Организационный менеджмент. СПб.: Питер, 2003 – 465 с.

7. Максвелл Д. Лидерство. М.: Попурри, 2006 – 160 с.

8. Минцберг Генри. Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру / Генри Минцберг; пер. с англ. О.И. Медведь. М.: ЭКСМО, 2009 – 463 с.

9. Мескон. М. Х. Основы менеджмента. пер. с англ. Т.Н. Карпушева. М.: Вильямс, 2012 – 672 c.

10. Радченко Л. Классификация видов управления. Вопросы теории и практики управления. М.: Юрайт, 2013 – 356 с.
Интернет-ресурсы
11. Лидерство: уроки эффективного руководителя// https://4brain.ru/liderstvo/

12. Обзор теорий лидерства// https://www.mental-skills.ru/synopses/obzor-teoriy-liderstva.html