Файл: Тема курсовой работы (проекта).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема курсовой работы (проекта): Таможенный союз или соглашение о свободной торговле: что выбрать.
В основной части подлежат рассмотрению следующие вопросы1:
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования соглашения о свободной торговле и таможенного союза


    1. Актуальные форматы развития торгово-экономического сотрудничества с внешними партнерами и интеграционными объединениями

    2. Соглашение о свободной торговле и таможенный союз: сущность, формы и роль в международной торговле



Глава 2. Современные направления развития соглашений о свободной торговле и таможенных союзов
2.1 Особенности соглашений о свободной торговле и таможенных союзов в новых условиях экономической деятельности

2.2 Роль зон свободной торговли и таможенных союзов для распределения грузопотоков
в системе транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации

2.3 Перспективы развития соглашений о свободной торговле и таможенных союзов
Глава 3. Обоснование выбора зоны свободной торговли и таможенного союза как основы перспективного торгово-экономического сотрудничества
3.1 Преимущества, ограничения и основные барьеры развития в рамках зон свободной торговли и таможенных союзов

3.2 Опыт развития международной торговли в интеграции с ведущими зонами свободной торговли и таможенными союзами (на примере USMCA и ТС ЕАЭС)

3.3 Выбор сценария интеграции в рамках соглашения о свободной торговли
или таможенного союза с учетом действующих приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

Заключение

Список использованной литературы


  1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года
    с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р;

  2. Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № 1797-р в части экспорта транспортных услуг;

  3. Развитие ЕАЭС 2022: стратегические задачи и требования времени: доклад № 84 / 2023. Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2023. — 78 с. Электронный ресурс – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/papers/EAEU-Report84.pdf;

  4. «Статистический отчет Центрального банка Российской Федерации -
    внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии платежного баланса)», Электронный ресурс
    – Режим доступа: https://www.cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/trade/63-trade_21.xls;

  5. «Доклад о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период
    до 2030 года. Отчетный период: 2021 год. Министерство транспорта
    Российской Федерации». Электронный ресурс – Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/file/479860;

  6. Статистическая информация в соответствии с формами федерального статистического наблюдения Центрального банка Российской Федерации;

  7. Евразийский банк развития. Транспортные коридоры Шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС. 2019. Электронный ресурс: URL: https://eabr.org;

  8. ERAI (Eurasian Rail Alliance Index). Контейнерные железнодорожные перевозки на евразийском пространстве в первом полугодии 2021 года, информационно-аналитический обзор. Электронный ресурс: URL: https://index1520.com/upload/medialibrary/e9d/ERAI-July-2021-RU.pdf;

  9. ЮНКТАД ООН Обзор морского транспорта 2022 https: Электронный ресурс:
    URL: https://unctad.org/system/files/official-document/rmt2022_en.pdf.



USMCA stands for the United States-Mexico-Canada Agreement. It is a trade agreement between the three countries, which was signed on November 30, 2018, and went into effect on July 1, 2020. USMCA replaced the North American Free Trade Agreement (NAFTA), which had been in place since 1994.
The main objectives of the USMCA are to promote trade between the three countries, to increase investment opportunities, and to provide more protection for workers and the environment. The agreement includes provisions related to intellectual property, digital trade, agriculture, labor, and the environment.
One of the key changes in the USMCA compared to NAFTA is the requirement for a higher percentage of North American content in cars and trucks to qualify for duty-free treatment. The agreement also includes provisions to protect intellectual property, including patents, trademarks, and copyrights.
Overall, the USMCA represents a significant update to the trade relationship between the United States, Mexico, and Canada, and is expected to have a positive impact on the economies of all three countries.

Опыт развития международной торговли в интеграции с ведущими зонами свободной торговли и таможенными союзами (на примере USMCA и ТС ЕАЭС)

Развитие международной торговли в интеграции с ведущими зонами свободной торговли и таможенными союзами является важным элементом экономического роста и развития. На примере USMCA и ТС ЕАЭС можно увидеть различия и сходства в опыте развития международной торговли в этих регионах.

USMCA был подписан в 2018 году и заменил существующее соглашение NAFTA между США, Мексикой и Канадой. USMCA предоставляет больше защиты для рабочих и окружающей среды, а также улучшает условия для цифровой торговли и интеллектуальной собственности. Также в USMCA установлены более высокие стандарты происхождения товаров, что облегчает нацеленность на местные рынки.

С другой стороны, ТС ЕАЭС, созданный в 2015 году, объединяет Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию. ТС ЕАЭС имеет цель создать единую экономическую зону с общим рынком, аналогично ЕС. Соглашение предусматривает свободную торговлю между странами-членами, а также общие правила и нормы в области торговли.

Одним из основных различий между USMCA и ТС ЕАЭС является то, что USMCA был создан в результате существующего соглашения, а ТС ЕАЭС был создан в процессе интеграции стран. Также в ТС ЕАЭС члены согласовывают свою торговую политику и регулируют экономическую деятельность, в то время как в USMCA целью является улучшение торговых отношений между странами.

В целом, опыт развития международной торговли в интеграции с ведущими зонами свободной торговли и таможенными союзами показывает, что такие соглашения могут иметь положительный эффект на экономический рост и развитие стран. Однако, успех таких соглашений зависит от многих факторов, включая политический, экономический и социальный контексты каждой из стран-участниц, а также от реализации и эффективности механизмов регулирования и контроля в рамках соглашения.



В случае USMCA и ТС ЕАЭС, обе интеграционные схемы имеют свои преимущества и недостатки, и опыт их развития показывает, что успешное сотрудничество между странами-участницами важно для достижения положительных результатов. Важно, чтобы механизмы управления и контроля в рамках соглашений были эффективными и прозрачными, и чтобы соглашения были реализованы в полной мере.

Таким образом, опыт развития международной торговли в интеграции с ведущими зонами свободной торговли и таможенными союзами показывает, что соглашения могут стать важным инструментом для ускорения экономического роста и развития стран. Однако для этого необходимо обеспечить эффективное управление и контроль, а также учесть различия в контекстах каждой из стран-участниц, чтобы максимально использовать потенциал таких соглашений.

Кроме того, важным фактором успешной реализации интеграционных соглашений является обеспечение соответствия правилам и стандартам, которые определяются в рамках соглашения. Это может быть достигнуто путем усиления контроля и мониторинга, а также содействия в развитии инфраструктуры и секторов экономики, которые могут быть наиболее выгодными для стран-участниц.

В случае USMCA и ТС ЕАЭС, важными факторами успеха являются укрепление торговых связей и сотрудничества между странами-участницами, снижение тарифных и нетарифных барьеров, а также реализация мер по привлечению инвестиций и обмену технологиями. Однако для этого необходимо продолжать работу по усовершенствованию механизмов управления и контроля в рамках соглашений, а также решение спорных вопросов между странами-участницами.

Наконец, для успешного развития международной торговли в интеграции с ведущими зонами свободной торговли и таможенными союзами необходимо учитывать интересы всех стран-участниц и обеспечивать баланс между ними. Только таким образом можно достичь максимальной пользы для всех участников и обеспечить устойчивое развитие экономики и процветание народов.

В целом, опыт развития международной торговли в интеграции с ведущими зонами свободной торговли и таможенными союзами показывает, что такие соглашения могут быть эффективным инструментом для стимулирования экономического роста и укрепления экономического сотрудничества между странами.
Однако при реализации таких соглашений необходимо учитывать особенности каждой из стран-участниц, а также
усиливать механизмы управления и контроля, чтобы обеспечить справедливость и эффективность реализации соглашений.

Кроме того, важно продолжать работу по снижению торговых барьеров и укреплению торговых связей между странами-участницами, чтобы максимально использовать потенциал таких соглашений и обеспечить устойчивый экономический рост и процветание.

Наконец, успешная реализация интеграционных соглашений требует от всех стран-участниц готовности к диалогу и сотрудничеству, а также к принятию компромиссных решений в интересах общего блага. Только таким образом можно достичь максимальной пользы для всех участников и обеспечить устойчивое развитие экономики и процветание народов.
Выбор сценария интеграции в рамках соглашения о свободной торговли

или таможенного союза с учетом действующих приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

Выбор сценария интеграции в рамках соглашения о свободной торговли или таможенного союза зависит от нескольких факторов, включая экономические, политические, социальные и геополитические аспекты.

Один из главных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации - повышение экономического роста и привлечение иностранных инвестиций. В этом контексте, создание сильных торговых связей с другими странами и регионами может сыграть важную роль.

Соглашение о свободной торговле может быть более привлекательным сценарием для России, поскольку это может дать возможность получать прямой доступ к рынкам других стран и сократить торговые барьеры. Однако, такое соглашение может также означать открытие российского рынка для иностранных компаний, что может стать вызовом для отечественных производителей.

Таможенный союз, с другой стороны, может предоставить более тесную интеграцию между странами-участницами и более глубокую координацию в торговой политике, что может привести к более стабильному и предсказуемому экономическому окружению для российских предприятий. Однако, такой подход может ограничить свободу действий России в некоторых сферах и осложнить торговые отношения с другими странами за пределами таможенного союза.

Таким образом, выбор сценария интеграции должен основываться на тщательном анализе экономических и политических последствий каждой альтернативы и учитывать приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации.


Другим важным приоритетом социально-экономического развития России является укрепление ее позиций на мировой арене и повышение ее геополитического влияния. В этом контексте, выбор сценария интеграции может быть связан с тем, какие страны или регионы становятся ее партнерами.

Соглашение о свободной торговле может позволить России расширить свои экономические связи с странами, с которыми она ранее имела ограниченный доступ, что может повысить ее геополитическую значимость. В то же время, таможенный союз может дать России более тесную интеграцию с бывшими республиками Советского Союза и, таким образом, подчеркнуть ее роль в регионе.

Наконец, выбор сценария интеграции должен учитывать и потенциальные негативные последствия для России. Например, соглашение о свободной торговле может привести к дальнейшей зависимости России от импорта товаров, что может оказать отрицательное воздействие на экономику страны. С другой стороны, таможенный союз может привести к ограничению свободы действий России в сфере торговли и внешней политики, что также может негативно сказаться на ее интересах.

В целом, выбор сценария интеграции должен основываться на балансе между экономическими, политическими и геополитическими интересами России, а также учитывать приоритеты социально-экономического развития страны.

Кроме того, при выборе сценария интеграции необходимо учитывать и потенциальные риски и препятствия на пути к его реализации. Например, соглашение о свободной торговле может столкнуться с противодействием со стороны защитников национальных интересов в других странах, что может привести к ограничению доступа России на внешние рынки. Также возможны проблемы с соответствием национальных законов России и ее партнеров, что может затруднить взаимодействие и внедрение соглашения.

С другой стороны, таможенный союз может столкнуться с проблемами экономической несостоятельности и неравномерного развития членов союза, что может создать дисбаланс в их отношениях и привести к негативным последствиям для всех участников.

В целом, выбор сценария интеграции должен осуществляться на основе комплексного анализа всех возможных рисков и препятствий, а также на основе принципов взаимовыгодного сотрудничества и учета интересов всех сторон. Только в этом случае можно достичь наилучших результатов в сфере экономической и геополитической интеграции.