Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники методическая разработка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. Взаимное приветствие преподавателя и студентов, рапорт дежурных, самопроверка рабочих мест. (1 мин.)

  2. Целеполагание и мотивация (направленность). Ознакомление с темой, целью, задачами урока занятия, студенты записывают план (2 мин.)

  3. Проверка домашнего задания и актуализация знаний. Воспроизвести основные понятия, полученные на предыдущем занятии (понятия выписаны на доске), провести устный фронтальный опрос по контрольным вопросам к теме (домашнее задание), индивидуальное письменное тестовое задание (15 мин.).

  4. Изучение нового материала (40 мин.)

  5. Закрепление нового материала: применение знаний, выполнение заданий с использованием ИКТ, работа с Консультант +. Выдача задания с алгоритмом действий (20 мин)

  6. Контроль, проверка уровня сформированности умений и навыков Осуществление оперативного контроля, оказание помощи, поддержки, внесение корректив в деятельность студентов (10 мин.)

  7. Подведение итогов, рефлексия. Анализ и оценка работы каждой команды и каждого студента в отдельности. Домашнее задание. Проблемное домашнее задание. Рефлексия. Выводы о работе, анализ своей деятельности, самооценка работы учащихся в группах (2 мин.).

Итого: 90 минут.

3 Технологическая карта занятия

Учебная дисциплина, МДК, ПМ

МДК 01.01 Управление территориями и недвижимым имуществом

по профессиональному модулю ПМ.01. Управление земельно-имущественным комплексом


Тема занятия

Социально- экономический анализ развития территории

Задачи занятия (для ПМ в соответствии с ПК и ОК, для УД – знаниями, умениями, практическим опытом)

ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК.4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями


Цели занятия

обучающие

воспитательные

развивающие

Ознакомиться с понятием территория, что понимают под ее потенциалом, как достичь ее социально-экономического развития;

кто выступает в качестве субъектов социально-экономического развития;

в чем заключается главная цель развития территории;

что входит в состав экономического потенциала территории;

изучить методику SWOT-анализа для оценки экономического потенциала территории;

определить факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности территории



Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к изучаемому предмету, будущей профессии

Способствовать развитию логического мышления, развитию творческих способностей

Средства ИКТ

  • Ноутбук, проектор и экран для демонстрации лекции;




Методическое обеспечение

  • технологическая карта занятия;

  • УМК по МДК 01.01 Управление территориями и недвижимым имуществом

  • дидактический раздаточный материал




Раздаточный материал/ наглядные пособия

вопросы для проверки знаний по теме: «Функции и механизм территориального управления»;

тест для закрепления по теме: «Социально- экономический анализ развития территории»;

презентация по теме: «Социально- экономический анализ развития территории»;

видеоролики для обсуждения по теме: «Социально- экономический анализ развития территории»;


ХОД ЗАНЯТИЯ

(этапы занятия заполняются в зависимости от вида самого занятия)

Дан образец организационной структуры занятия для комбинированного урока


Организационный момент

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Достижение цели

- взаимное приветствие, настрой на деловое сотрудничество;

- объявление темы, постановка цели занятия и определение этапов занятия

взаимное приветствие, ориентация в ходе занятия

- воспитание организованности;

Психологическая подготовка преподавателя и студентов к занятию;

- формирование интереса к изучаемой теме

Продолжительность

3 мин.


ЭТАП 1


Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Краткое содержание

Словарный диктант по теме: «Функции и механизм территориального управления»

1.Формируются в среднем управляющем звене в виде различных инструкций (оперативные правила)

2. Формируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений (Стратегические правила)

3.Основываются на местном или государственном законодательстве. Эти правила устанавливают права и ответственность сотрудников организации, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов и т.д. (организационные правила)

4. Средство координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений (планы)

5. Действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей (целевые группы)

6. Творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации об её состоянии, направленное на достижение поставленных целей (управленческое решение)

7. Результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления; показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов (эффективность)

8. Один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение (эффективность управления)

9. Изменение в более благоприятную сторону соотношения между полученными результатами и связанными с ними затратами (экономизация деятельности)

10. Законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы (принцип разделения властей)

Вспомним лекционный материал по теме: «Функции и механизм территориального управления»

Рассмотрим содержимое слайдов презентации.

1.Вопросы для повторения и подготовки для восприятия нового материала:

  1. Что является объектами территориального управления? Перечислите полномочия территориального управления.

  2. Дайте определение понятию «управленческое решение».

  3. Раскройте основные фазы принятия и реализации решения.

  4. Охарактеризуйте ветви власти.

  5. В чем заключается принцип разделения властей.

  6. Поясните формулы для расчета показателей экономической эффективности, эффективности использования материальных ресурсов, эффективности использования основных производственных фондов.

  7. Объясните, почему в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом не признается принцип разделения властей?

  8. Перечислите основные показатели социальной эффективности управления.




Форма контроля

1.Фронтальный опрос



Продолжительность

15 мин


ЭТАП 2


Изучение нового материала

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Достижение цели

Организует проблемное обучение, демонстрация слайдов

Активно участие в групповом обсуждении. Извлечение информации.

Формирование общих и профессиональных компетенций.

Развивать навыки самооценки своих знаний;

- формирование профессионального, логического мышления;

- привитие навыков формулирования вывода по изученному вопросу;

- привитие навыков правильной постановки вопросов и ответов;

- формирование навыков делового общения;

- активизация мыслительной деятельности студентов


Краткое содержание

На сегодняшнем занятии мы:

Ознакомимся с понятием территория, выясним, что понимают под ее потенциалом, как достичь ее социально-экономического развития;

Определим: кто выступает в качестве субъектов социально-экономического развития;

в чем заключается главная цель развития территории;

что входит в состав экономического потенциала территории.

Изучим методику SWOT-анализа для оценки экономического потенциала территории; определим факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности территории

Проведение группового обсуждения.

План изучения темы: «Социально- экономический анализ развития территории»

  1. Экономический потенциал территории.

  2. SWOT-анализ как метод оценки экономического потенциала территории.

  3. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности территории.

Продолжительность

40 мин


ЭТАП 3


Закрепление нового материала

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Достижение цели

Проведение закрепления (проведение командной игры)

Работа в рабочей тетради. Участие в игре.

развивать культуру коллективной работы в микро группах


Краткое содержание

Выполнения задания в микрогруппах

1.Составить схемо-конспект по вопросам (1 команда по 1 вопросу, 2 команда по 2 вопросу, 3 команда по 3 вопросу

Индивидуальная работа

2. Выполнить тест по теме: «Социально- экономический анализ развития территории».

3. Словарный диктант по теме: «Социально- экономический анализ развития территории»

  1. Предполагает в качестве результата своего применения создание матрицы анализа условий жизнедеятельности системы, которую называют также матрицей анализа имеющихся достоинств/недостатков, будущих возможностей/ опасностей, по сравнению с конкурентами (SWOT-анализ)

  2. Распределение индивидов по тем или иным, выделенным по различным основаниям, типологическим группам (структура, состав населения)

  3. Структуры, которые непосредственно связаны с воспроизводством населения (демографические структуры)

  4. Понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками, включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, ожидаемая продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п (качество жизни)

Форма проведения, обобщения

Групповая (выполнение командного задания по 1 пункту). Индивидуальная (2 пункт каждый студент выполняет индивидуально).

Продолжительность

20 мин


ЭТАП 4


Контроль, проверка уровня сформированности умений и навыков

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Достижение цели

Осуществляет контроль и проверку выполненных заданий, как командных, так и индивидуальных

  1. Команды представляют выполненную работу по 1 заданию.

2. Групповое обсуждение вопросов теста (проверка)

формирование умения высказывать, аргументировать и отстаивать собственное мнение по обсуждаемым проблемам

Краткое содержание

Ответы на вопросы


Продолжительность

10 мин

ЭТАП 5


Подведение итогов, рефлексия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Достижение цели

Анализирует и оценивает работу каждой команды, и каждого студента в отдельности.


Капитаны дают оценку работы каждого члена команды, проставляя в оценочном листе баллы.

Учащиеся анализируют свою учебную деятельность, соотносят свои выводы с выводами учителя.


Формирование навыков самооценок своих знаний. Организация обратной связи с целью оценки эффективности обучения.

Домашнее задание

Проработка темы, составление глоссария по теме: «Социально- экономический анализ развития территории».



Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Достижение цели

Распределяет между студентами темы докладов

Записывают домашнее задание, уточняют

Закрепление изученной темы и развития познавательного интереса учащихся

Продолжительность

2 мин


Предварительная подготовка

Подготовительно-организационный период занятия достаточно трудоёмкий и включает в себя следующие действия:

- определение целей и задач занятия;

- определение структуры занятия;

- составление вопросов по теме, ответы на которые раскрывают общее представление ситуации по теме;

- поиск, анализ, обработка дополнительного материала;

- подготовка методического обеспечения и раздаточного материала;

- подготовка компьютерной презентации;

- подготовка проекционного оборудования;

- разработка рабочей тетради;

- разработка карточек с дидактическими единицами

4 СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель:

Приветствие студентов, проверяет отсутствующих учеников, обеспечивает эмоциональный рабочий настрой учащихся, проверка готовности к уроку

Студенты:

Приветствует преподавателя, рапорт дежурных, самопроверка рабочих мест, готовность к активной работе готовится к уроку

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ (НАПРАВЛЕННОСТЬ)

Преподаватель:

Ставит перед обучающимися цель занятия и объясняет, что и как будут делать на уроке

Студенты:

Слушают преподавателя, записывают цель, тему и план занятия

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Преподаватель:

Предлагает воспроизвести основные понятия, полученные на предыдущем занятии (выполнение словарного диктанта).

Словарный диктант по теме: «Функции и механизм территориального управления»
1.Формируются в среднем управляющем звене в виде различных инструкций (оперативные правила)

2. Формируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений (Стратегические правила)

3.Основываются на местном или государственном законодательстве. Эти правила устанавливают права и ответственность сотрудников организации, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов и т.д. (организационные правила)

4. Средство координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений (

планы)

5. Действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей (целевые группы)

6. Творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации об её состоянии, направленное на достижение поставленных целей (управленческое решение)

7. Результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления; показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов (эффективность)

8. Один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение (эффективность управления)

9. Изменение в более благоприятную сторону соотношения между полученными результатами и связанными с ними затратами (экономизация деятельности)

10. Законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы (принцип разделения властей)

Студенты: дают определение понятиям.

Преподаватель:

Вспомним лекционный материал по теме: «Функции и механизм территориального управления»

Рассмотрим содержимое слайдов презентации.

1.Вопросы для повторения и подготовки для восприятия нового материала:

  1. Что является объектами территориального управления? Перечислите полномочия территориального управления.

  2. Дайте определение понятию «управленческое решение».

  3. Раскройте основные фазы принятия и реализации решения.

  4. Охарактеризуйте ветви власти.

  5. В чем заключается принцип разделения властей.

  6. Поясните формулы для расчета показателей экономической эффективности, эффективности использования материальных ресурсов, эффективности использования основных производственных фондов.

  7. Объясните, почему в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом не признается принцип разделения властей?

  8. Перечислите основные показатели социальной эффективности управления.


Студенты: дают ответы на вопросы

Преподаватель: нескольким студентам дает индивидуальное письменное тестовое задание

Тест для контроля знаний

Выберете один правильный вариант ответа

  1. Технология управления принятием управленческих решений имеет следующий механизм:

  1. общее руководство принятия решений;

  2. правила принятия решений;

  3. планы в принятии решений;

  4. принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия;

  5. целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях);

  6. матричный тип взаимодействия;

  7. все варианты верны

Впишите пропущенное слово

  1. Правила принятия решений или нормативы, разрабатываются и издаются самими ……………... В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях.

Установите соответствие

3.

  1. Организационные правила

  1. Формируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.




  1. Оперативные правила

  1. Формируются в среднем управляющем звене в виде различных инструкций.




  1. Стратегические правила

  1. Основываются на местном или государственном законодательстве. Эти правила устанавливают права и ответственность сотрудников организации, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов и т.д.




Впишите пропущенное слово

4………… являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В ……. определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. ……. охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество ……. перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимися условиям.

решений.

5…………… действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. …………… могут создаваться на временной или на постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных подразделений и специализированных производственных отделений.


Выберите один правильный вариант ответа

6. Творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации об её состоянии, направленное на достижение поставленных целей:

  1. Стратегические правила;

  2. Оперативные правила;

  3. Управленческое решение

Установите соответствие

7.

  1. Эффективность

  1. Один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.

  1. Реальная эффективность

  1. оценивается предварительно

  1. Потенциальная эффективность

  1. определяется степенью достижения самих целей, полученными на практике результатами




  1. Эффективность управления

  1. Результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления, показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов

Выберите несколько правильных вариантов ответов

8. Экономизация управления достигается следующими способами:

  1. снижение затрат при тех же результатах;

  2. увеличение результата при меньшем росте затрат;

  3. увеличение результата при сокращении затрат (самый благоприятный вариант);

  4. уменьшение результата при ещё большем уменьшении затрат.

9.Общими показателями, характеризующими работу фирмы являются:

  1. производительность труда;

  2. прибыльность;

  3. рост объемов производства;

  4. экономия затрат за счет упорядочения потоков информации;

  5. снижения доли менеджеров в составе персонала;

  6. уменьшения числа уровней управления и т.п.).

Выберете один правильный вариант ответа

10. Для оценки повышения эффективности использования материальных ресурсов применяется показатель:

  1. темпа роста производительности труда;

  2. материалоемкости продукции;

  3. фондоотдачи.