Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники методическая разработка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
-
Организационный момент. Взаимное приветствие преподавателя и студентов, рапорт дежурных, самопроверка рабочих мест. (1 мин.) -
Целеполагание и мотивация (направленность). Ознакомление с темой, целью, задачами урока занятия, студенты записывают план (2 мин.) -
Проверка домашнего задания и актуализация знаний. Воспроизвести основные понятия, полученные на предыдущем занятии (понятия выписаны на доске), провести устный фронтальный опрос по контрольным вопросам к теме (домашнее задание), индивидуальное письменное тестовое задание (15 мин.). -
Изучение нового материала (40 мин.) -
Закрепление нового материала: применение знаний, выполнение заданий с использованием ИКТ, работа с Консультант +. Выдача задания с алгоритмом действий (20 мин) -
Контроль, проверка уровня сформированности умений и навыков Осуществление оперативного контроля, оказание помощи, поддержки, внесение корректив в деятельность студентов (10 мин.) -
Подведение итогов, рефлексия. Анализ и оценка работы каждой команды и каждого студента в отдельности. Домашнее задание. Проблемное домашнее задание. Рефлексия. Выводы о работе, анализ своей деятельности, самооценка работы учащихся в группах (2 мин.).
Итого: 90 минут.
3 Технологическая карта занятия
Учебная дисциплина, МДК, ПМ | МДК 01.01 Управление территориями и недвижимым имуществом по профессиональному модулю ПМ.01. Управление земельно-имущественным комплексом | |||||||
Тема занятия | Социально- экономический анализ развития территории | |||||||
Задачи занятия (для ПМ в соответствии с ПК и ОК, для УД – знаниями, умениями, практическим опытом) | ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК.4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | |||||||
Цели занятия | обучающие | воспитательные | развивающие | |||||
Ознакомиться с понятием территория, что понимают под ее потенциалом, как достичь ее социально-экономического развития; кто выступает в качестве субъектов социально-экономического развития; в чем заключается главная цель развития территории; что входит в состав экономического потенциала территории; изучить методику SWOT-анализа для оценки экономического потенциала территории; определить факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности территории | Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к изучаемому предмету, будущей профессии | Способствовать развитию логического мышления, развитию творческих способностей | ||||||
Средства ИКТ |
| |||||||
Методическое обеспечение |
| |||||||
Раздаточный материал/ наглядные пособия | вопросы для проверки знаний по теме: «Функции и механизм территориального управления»; тест для закрепления по теме: «Социально- экономический анализ развития территории»; презентация по теме: «Социально- экономический анализ развития территории»; видеоролики для обсуждения по теме: «Социально- экономический анализ развития территории»; | |||||||
ХОД ЗАНЯТИЯ (этапы занятия заполняются в зависимости от вида самого занятия) Дан образец организационной структуры занятия для комбинированного урока | ||||||||
Организационный момент | ||||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Достижение цели | ||||||
- взаимное приветствие, настрой на деловое сотрудничество; - объявление темы, постановка цели занятия и определение этапов занятия | взаимное приветствие, ориентация в ходе занятия | - воспитание организованности; Психологическая подготовка преподавателя и студентов к занятию; - формирование интереса к изучаемой теме | ||||||
Продолжительность | 3 мин. | |||||||
ЭТАП 1 | Проверка домашнего задания и актуализация знаний | |||||||
Краткое содержание | Словарный диктант по теме: «Функции и механизм территориального управления» 1.Формируются в среднем управляющем звене в виде различных инструкций (оперативные правила) 2. Формируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений (Стратегические правила) 3.Основываются на местном или государственном законодательстве. Эти правила устанавливают права и ответственность сотрудников организации, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов и т.д. (организационные правила) 4. Средство координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений (планы) 5. Действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей (целевые группы) 6. Творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации об её состоянии, направленное на достижение поставленных целей (управленческое решение) 7. Результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления; показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов (эффективность) 8. Один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение (эффективность управления) 9. Изменение в более благоприятную сторону соотношения между полученными результатами и связанными с ними затратами (экономизация деятельности) 10. Законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы (принцип разделения властей) Вспомним лекционный материал по теме: «Функции и механизм территориального управления» Рассмотрим содержимое слайдов презентации. 1.Вопросы для повторения и подготовки для восприятия нового материала:
| |||||||
Форма контроля | 1.Фронтальный опрос | |||||||
Продолжительность | 15 мин | |||||||
ЭТАП 2 | Изучение нового материала | |||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Достижение цели | ||||||
Организует проблемное обучение, демонстрация слайдов | Активно участие в групповом обсуждении. Извлечение информации. | Формирование общих и профессиональных компетенций. Развивать навыки самооценки своих знаний; - формирование профессионального, логического мышления; - привитие навыков формулирования вывода по изученному вопросу; - привитие навыков правильной постановки вопросов и ответов; - формирование навыков делового общения; - активизация мыслительной деятельности студентов | ||||||
Краткое содержание | На сегодняшнем занятии мы: Ознакомимся с понятием территория, выясним, что понимают под ее потенциалом, как достичь ее социально-экономического развития; Определим: кто выступает в качестве субъектов социально-экономического развития; в чем заключается главная цель развития территории; что входит в состав экономического потенциала территории. Изучим методику SWOT-анализа для оценки экономического потенциала территории; определим факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности территории Проведение группового обсуждения. План изучения темы: «Социально- экономический анализ развития территории»
| |||||||
Продолжительность | 40 мин | |||||||
ЭТАП 3 | Закрепление нового материала | |||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Достижение цели | ||||||
Проведение закрепления (проведение командной игры) | Работа в рабочей тетради. Участие в игре. | развивать культуру коллективной работы в микро группах | ||||||
Краткое содержание | Выполнения задания в микрогруппах 1.Составить схемо-конспект по вопросам (1 команда по 1 вопросу, 2 команда по 2 вопросу, 3 команда по 3 вопросу Индивидуальная работа 2. Выполнить тест по теме: «Социально- экономический анализ развития территории». 3. Словарный диктант по теме: «Социально- экономический анализ развития территории»
| |||||||
Форма проведения, обобщения | Групповая (выполнение командного задания по 1 пункту). Индивидуальная (2 пункт каждый студент выполняет индивидуально). | |||||||
Продолжительность | 20 мин | |||||||
ЭТАП 4 | Контроль, проверка уровня сформированности умений и навыков | |||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Достижение цели | ||||||
Осуществляет контроль и проверку выполненных заданий, как командных, так и индивидуальных |
2. Групповое обсуждение вопросов теста (проверка) | формирование умения высказывать, аргументировать и отстаивать собственное мнение по обсуждаемым проблемам | ||||||
Краткое содержание | Ответы на вопросы | |||||||
Продолжительность | 10 мин | |||||||
ЭТАП 5 | Подведение итогов, рефлексия | |||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Достижение цели | ||||||
Анализирует и оценивает работу каждой команды, и каждого студента в отдельности. | Капитаны дают оценку работы каждого члена команды, проставляя в оценочном листе баллы. Учащиеся анализируют свою учебную деятельность, соотносят свои выводы с выводами учителя. | Формирование навыков самооценок своих знаний. Организация обратной связи с целью оценки эффективности обучения. | ||||||
Домашнее задание | Проработка темы, составление глоссария по теме: «Социально- экономический анализ развития территории». | |||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Достижение цели | ||||||
Распределяет между студентами темы докладов | Записывают домашнее задание, уточняют | Закрепление изученной темы и развития познавательного интереса учащихся | ||||||
Продолжительность | 2 мин |
Предварительная подготовка
Подготовительно-организационный период занятия достаточно трудоёмкий и включает в себя следующие действия:
- определение целей и задач занятия;
- определение структуры занятия;
- составление вопросов по теме, ответы на которые раскрывают общее представление ситуации по теме;
- поиск, анализ, обработка дополнительного материала;
- подготовка методического обеспечения и раздаточного материала;
- подготовка компьютерной презентации;
- подготовка проекционного оборудования;
- разработка рабочей тетради;
- разработка карточек с дидактическими единицами
4 СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Преподаватель:
Приветствие студентов, проверяет отсутствующих учеников, обеспечивает эмоциональный рабочий настрой учащихся, проверка готовности к уроку
Студенты:
Приветствует преподавателя, рапорт дежурных, самопроверка рабочих мест, готовность к активной работе готовится к уроку
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ (НАПРАВЛЕННОСТЬ)
Преподаватель:
Ставит перед обучающимися цель занятия и объясняет, что и как будут делать на уроке
Студенты:
Слушают преподавателя, записывают цель, тему и план занятия
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Преподаватель:
Предлагает воспроизвести основные понятия, полученные на предыдущем занятии (выполнение словарного диктанта).
Словарный диктант по теме: «Функции и механизм территориального управления»
1.Формируются в среднем управляющем звене в виде различных инструкций (оперативные правила)
2. Формируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений (Стратегические правила)
3.Основываются на местном или государственном законодательстве. Эти правила устанавливают права и ответственность сотрудников организации, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов и т.д. (организационные правила)
4. Средство координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений (
планы)
5. Действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей (целевые группы)
6. Творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации об её состоянии, направленное на достижение поставленных целей (управленческое решение)
7. Результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления; показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов (эффективность)
8. Один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение (эффективность управления)
9. Изменение в более благоприятную сторону соотношения между полученными результатами и связанными с ними затратами (экономизация деятельности)
10. Законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы (принцип разделения властей)
Студенты: дают определение понятиям.
Преподаватель:
Вспомним лекционный материал по теме: «Функции и механизм территориального управления»
Рассмотрим содержимое слайдов презентации.
1.Вопросы для повторения и подготовки для восприятия нового материала:
-
Что является объектами территориального управления? Перечислите полномочия территориального управления. -
Дайте определение понятию «управленческое решение». -
Раскройте основные фазы принятия и реализации решения. -
Охарактеризуйте ветви власти. -
В чем заключается принцип разделения властей. -
Поясните формулы для расчета показателей экономической эффективности, эффективности использования материальных ресурсов, эффективности использования основных производственных фондов. -
Объясните, почему в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом не признается принцип разделения властей? -
Перечислите основные показатели социальной эффективности управления.
Студенты: дают ответы на вопросы
Преподаватель: нескольким студентам дает индивидуальное письменное тестовое задание
Тест для контроля знаний
Выберете один правильный вариант ответа
-
Технология управления принятием управленческих решений имеет следующий механизм:
-
общее руководство принятия решений; -
правила принятия решений; -
планы в принятии решений; -
принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия; -
целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях); -
матричный тип взаимодействия; -
все варианты верны
Впишите пропущенное слово
-
Правила принятия решений или нормативы, разрабатываются и издаются самими ……………... В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях.
Установите соответствие
3.
|
|
|
|
|
|
Впишите пропущенное слово
4………… являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В ……. определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. ……. охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество ……. перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимися условиям.
решений.
5…………… действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. …………… могут создаваться на временной или на постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных подразделений и специализированных производственных отделений.
Выберите один правильный вариант ответа
6. Творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации об её состоянии, направленное на достижение поставленных целей:
-
Стратегические правила; -
Оперативные правила; -
Управленческое решение
Установите соответствие
7.
|
|
|
|
|
|
|
|
Выберите несколько правильных вариантов ответов
8. Экономизация управления достигается следующими способами:
-
снижение затрат при тех же результатах; -
увеличение результата при меньшем росте затрат; -
увеличение результата при сокращении затрат (самый благоприятный вариант); -
уменьшение результата при ещё большем уменьшении затрат.
9.Общими показателями, характеризующими работу фирмы являются:
-
производительность труда; -
прибыльность; -
рост объемов производства; -
экономия затрат за счет упорядочения потоков информации; -
снижения доли менеджеров в составе персонала; -
уменьшения числа уровней управления и т.п.).
Выберете один правильный вариант ответа
10. Для оценки повышения эффективности использования материальных ресурсов применяется показатель:
-
темпа роста производительности труда; -
материалоемкости продукции; -
фондоотдачи.