Файл: Индивидуальный проект тема проекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение
«Новосветская школа № 1».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ТЕМА ПРОЕКТА


Девиантное поведение в подростковом возрасте

Автор: Бохченко Марк, обучающийся 11-Б класса

Руководитель: Меликова Алла Дмитриевна

Учитель-консультант: Меликова Алла Дмитриевна

Новый Свет

2023
ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена девиантному поведению подростков, его видам и мерам противодействия негативным его формам.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тему, почему поведение подростков в большинстве случаев отклоняется от общепринятых социальных норм?

Я впервые начал об этом задумываться, когда вступил в свой пубертатный период, потому что большинство моих ровесников стремились по разным причинам совершать поступки, которые не соответствовали общепринятым нормам.

Сегодня проблема девиантного поведения является одной из самых актуальных, потому что подростки часто хотят выделиться среди других, совершая при этом не всегда обдуманные и принимаемые обществом поступки, что может привести в отдельных случаях к негативным последствиям, как в отношении самого подростка, так и всего общества.

На сегодняшний день существуют работы, посвященные исследованиям различных форм девиаций и причин отклоняющегося поведения. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса и предложить свои меры противодействия деструктивному поведению подростков. Именно в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы — выяснить причины отклоняющегося поведения и предложить меры борьбы с его негативными формами.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по теме девиантного поведения

  2. Выяснить значения таких терминов, как: девиантность, социальная норма, делинквентность, аддиктивность, асоциальность, суицидальность.

  3. Собрать материал по выбранной теме, составить анкету-опросник.

  4. Провести опрос подростков.

  5. Проанализировать полученные результаты.

  6. Установить причины отклоняющегося поведения подростков.


Гипотеза –отклоняющееся поведение бывает не только негативным, но и позитивным; причинами его возникновения является влияние на человека как со стороны других лиц, так и внутренние факторы.

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Ключевые понятия для нашего исследования: девиантность, социальная норма, делинквентность, аддиктивность, асоциальность, суицидальность.

«Девиантное (отклоняющееся) поведение – это такой тип устойчивого поведения личности, которое не соответствует актуальной норме или набору норм, принятым большинством членов общества»1.

Из указанного определения мы видим, что это такие действия человека, которые отличаются от принятых всеми членами общества норм – своеобразного идеала, к чему нужно стремиться. Что же это за эталон? Схема поведенческих реакций представлена на рисунке 1.



Рисунок 1 – Схема нормального и отклоняющегося поведения

Аберкромби Н. А. в «Социологическом словаре» определил, что «социальная норма – это общепризнанный всеми людьми стандарт поведения человека, который должен способствовать устойчивым взаимоотношениям, стабилизируя их и упорядочивая».

На самом деле, индивиды с полностью конформным поведением встречаются достаточно редко. Вспомним, что «конформным» называют поведение, соответствующее ожиданиям группы. Практически все мы время от времени поступаем не так, как следовало бы, по мнению окружающих. То есть каждый из нас – кто чаще, кто реже – выступает в качестве девианта.

История свидетельствует о том, что широко стали использовать термин «девиация» европейские моряки. Они говорили о «девиации компаса», когда его стрелка переставала указывать строго на север, реагируя на железные детали корпуса или корабельной оснастки. Или если шкипер, без особой нужды, отклонялся от проложенного курса, заходил в непредусмотренный маршрутом порт – значит, корабль совершал девиацию.

Деструктивное поведение в современном мире» следующую классификацию девиаций: делинквентное; аддиктивное; асоциальное и суицидальное2.

«Делинквентное поведение

– это противоправное асоциальное поведение, которым человек вредит окружающим и обществу в целом»3 (рисунок 3).



Рисунок 3 – делинквентное поведение

«Адди́кция (зави́симость) (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности (рисунок 4).



Рисунок 4 – аддиктивное поведение

«Асоциальность (социальное безразличие) – отсутствие сильной мотивации к социальному взаимодействию и / или присутствие одной мотивации для одиночной деятельности»4 (рисунок 5).



Рисунок 5 – асоциальность

«Суицидальности – это мысли с осознанным намерением или планированием возможных вариантов совершения самоубийства»



Рисунок 6 – суицидальность

На основании изложенного, очевидно, что существует несколько форм отклоняющегося поведения, в том числе позитивное и негативное (рисунок 7).



Рисунок 7 – Виды отклоняющегося поведения

В чем же причины отклоняющегося поведения?

Биологические: прирожденная предрасположенность, преступный темперамент.

Психологические: людям с отклоняющимся поведением свойственны умственные дефекты, психические и психопатические нарушения (слабоумие, психопатия и т. д.).

Культурологические: первопричиной можно считать противоречия между нормами определенной субкультуры и общепризнанной в обществе культуры.

Экономические: отклонения зачастую зарождаются там, где существует кризисные ситуации, при которых увеличивается общественная дезорганизация.

Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: осознание причин девиантного поведение, в частности негативного, на начальном этапе будет способствовать своевременной борьбе с его последствиями. Позитивное отклоняющееся поведение же будет помогать развиваться обществу.


Социальный контроль – это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. Он бывает внешне-формальным (образование, производство, армия, суд и пр.) и внешне-неформальным (семья, знакомые, друзья, коллеги и пр.). А также существует внутренний самоконтроль. Каждый человек обязан сам лично заниматься регулированием своего поведения. Следить за соответствием его общепризнанным социальным нормам. За отклонение от последних должны наступить социальные санкции (последствия) (рисунок 8).



Рисунок 8 – Виды социальных санкций.

ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для того, чтобы выяснить существует ли девиации в моём круг я решил провести опрос среди друзей. Изучение общественного мнения проводилось посредством анонимного опроса в социальных сетях. В нем приняли участие 20 учащихся 16 лет: 11 мужского пола и 9 женского.



Диаграмма 1 – пол опрошенных.

Респондентам были заданы следующие вопросы: «Совершали ли Вы правонарушения?», «По какой причине Вы пошли на такой поступок?», «Сожалеете ли Вы о содеянном?», «Хотели бы Вы, чтобы каждый человек ничего не нарушал?».

Результаты опроса представлены в Диаграммах.



Диаграмма 2 – ответы на вопрос «Совершали ли Вы правонарушения?»

Данные второй диаграммы говорят о том, что большинство подростков не совершали ни разу в своей жизни правонарушения 80 % (16 чел.). Лишь 4 чел. (20 %) участвовали в противоправных действиях.



Диаграмма 3 – ответы на вопрос «По какой причине Вы пошли на такой поступок?»

При анализе ответов на вышеназванный вопрос, выяснили, что основными причинами негативного девиантного поведения у опрошенных являлись: тяжелая жизненная ситуация (5 %) и влияние окружения (5 %). Тем не менее подавляющее

большинство (90 %) ответило, что ведут законную жизнь.



Диаграмма 4 – ответы на вопрос «Сожалеете ли Вы о содеянном?»

Рассматривая ответы на этот вопрос, узнали, что 5 % подростков жалеют о содеянном, а 10 % – не сожалеют. И опять подавляющее большинство (85 %) ответило, что не нарушают нормы поведения.




Диаграмма 5 – ответы на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы каждый человек ничего не нарушал?»

Завершающий вопрос удостоверил, что 65 % подростков желают, чтобы в обществе царил порядок, а 35 % – все равно, что свидетельствует о наличии асоциального поведения.

Причины, условия и факторы подростковой преступности

Влияние взрослого поколения. Значительную роль на действия подростков играют взрослые. Это может представлять, как положительный воспитательный характер, так и отрицательный момент. На практике есть немало случаев участия несовершеннолетних в противоправных действиях совместно со старшим поколением. Подстрекателями зачастую при этом являются рецидивисты (ранее судимые за совершение преступлений). Тем самым они посредством подростков, которые не могут быть субъектами преступления по закону по тем или иным обстоятельствам, совершают уголовно наказуемые деяния, а сами таким образом пытаются избежать ответственности. Хотим заметить, что многие несовершеннолетние, нарушающие нормы, установленные в обществе, за какое-либо вознаграждение помогают взрослым. В отдельных эпизодах роль старшего поколения наглядна в не связанных с совершением определенного противоправного деяния действиях подростков. Тем не менее взрослые способствуют безнравственному, аморальному поведению несовершеннолетних, оказывая отрицательное воздействие на них. Например, влияние на раннее половое развитие детей. Воздействие старшего поколения в его раннем сексуальном созревании зачастую психологически негативно влияет на подростка, а также способствует вовлечению в некоторых случаях в аморальную деятельность.

Воздействие ближайшего окружения (плохой компании). Подросткам очень важно самоутвердиться в их молодежной компании. Они стремятся стать лидерами в группе. Однако имея ограниченные возможности, не могут многие этого добиться. Тем не менее, это может отразиться в конкретном противоправном деянии. Например, совершая правонарушения против личности в большинстве случаев наблюдалась у подростков необъяснимая жестокость по отношению к другим. Они стремились причинить жертве большое количество телесных повреждений, в которых нет необходимости. В других случаях наблюдались «элементы демонстративности» при попадании подростка под влияние плохой компании. Авторитет, по их мнению, проще заслужить через совершение правонарушений. Подростки, делая это, получали одобрение «друзей» из своей «плохой компании», что способствовало неправильному восприятию воспринимать этой «похвалы», как вполне нормального явления. Несовершеннолетние, зачастую не имея опыта, поддерживаемые плохой компанией, легче поддаются стадному чувству. Они по причине безнаказанности могут совершать много незначительных проступков, которые позже способны вылиться и в преступления.