Файл: 1. Культура мышления. Художественная рефлексия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Культура мышления.

2. Художественная рефлексия.

3. Философская рефлексия.

4. Формальная логика

5. Диалектическая логика.

6. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

7. Научная, философская, религиозная картины мира.

8. Картина мира казахов

9. Философия как особый тип знания и особый тип духовной деятельности.

10. Основные разделы философии – онтология, гносеология, философская антропология, логика, этика, эстетика, социальная и политическая философия.

11. Многозначность определений, форм и направлений философии и многообразие способов философствования. Философия и фалсафа.

12. Соотношение философии и частных наук

9. Мировоззренческие и методологические функции философии

10. Душа, рассудок, разум, дух.

11. Космологизм души и разума в античной философии. Аристотель «О душе».

12. Понятие души в традиции фалсафа: Ибн-Сина о душе.

13.Теологические интерпретации души и духа в эпоху средневековья.

14. Три прозрения Шакарима. Шакарим о душе.

15. Сознание как онтологическая проблема.

16. Источники сознания

17. Философско-реалистическая стратегия исследования источников сознания

18. Происхождение и сущность сознания: основные концепции.

19. Структура сознания.

20. Бессознательное, сознание, сверхсознание. Основные концепции бессознательного в философии (З.Фрейд, К.-Г.Юнг).

21. Постмодернистская концепция сознания

22. Сознание и самосознание. Сознание и национальное самосознание.

23. Мышление и язык. Философские подходы

24. Философия языка М.Кашгари.

25. «Лингвистический поворот» в философии ХХ века: философия сознания как философия языка

26.Людвиг Витгенштейн

27. Бытие и существование. Сущность и сущее.

28. Онтология как учение о бытии. Бытие и небытие (Парменид, Зенон). Формы бытия.

  1. Проблемы бытия в философии Платона

  2. Проблемы бытия в философии Аристотеля. Форма и материя.

  3. Потенциальная и актуальная формы бытия

33 Проблема субстанции в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

34. «Фундаментальная онтология» М.Хайдеггера (Dasein). Язык –дом бытия 35. Понятие «материя». Бытие материального мира

36. Движение, пространство и время

37. Основные философские категории: сущность, явление, единичное, особенное, всеобщее; целое, часть, качество, количество, мера, отрицание, форма, содержание; причина, следствие; необходимость, случайность; возможность, действительность.


38. Категории у Канта, Гегеля

39. Платон. Учение об «эйдос».

40. Проблема соотношения бытия и мышления. Бытие идей и духовных ценностей.

41. Бытие и Абсолют. Бытие Бога и человека в мировоззрении Абая.

43. Познание как проблема философии.

44. Субъект и объект познания.

45.Возможности и границы познания. Вопрос о принципиальной познаваемости мира: познавательный оптимизм, скептицизм и агностицизм.

46. Натурфилософия милетских мыслителей и скептицизм Анахарсиса Скифского.

47.Скептицизм Д.Юма.

48.Классический агностицизм И.Канта.

49.Диалектический метод Г.Гегеля.

50.«Бессубъектная" эпистемология К. Поппера. Принцип фальсификации

51. Истина. Различные концепции истины.

52.Истина и ее критерии.

53. Научное познание

54. Формы чувственного познания

55. Рациональное познание. Формы абстрактного мышления

56. Рационалистическая и эмпирическая традиция в философии

57. Познание и творчество

58. Творчество и интуиция

59. Определение индукции

60.Определение дедукции

61. Проблема метода. Основные методы познания.

62. Методы научного познания и специфика научной истины

63. Концепции Куна, Лакатоса, Фейерабенда.

64. Проблема демаркации научного и ненаучного знания.

65. Предмет философии науки

66. Эмпирический и теоретический уровни

научного познания

67. Классификация наук: Аристотель, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ф.Бэкон, Г.Гегель, О.Конт.

68. Методы теоретического уровня научного познания

69. Сциентизм и антисциентизм. Наука и техника.

70. Философские методы научного познания – диалектика, софистика, метафизика, эклектика

71. Общелогические методы научного познания - анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, моделирование

72. Этика науки. А.Эйнштейн. Соотношение свободы научного поиска и социальной ответственности

73.Философия науки Шокана Уалиханова.

74. Философия образования Ибрая Алтынсарина. Модель «Білімді адам».

75. Человек и Вселенная. Специфика философского подхода к рассмотрению человека

76. Человек в древнеиндийских религиозно-философских учениях.

77. Биосоциальная природа человека

78 . Человек в системе конфуцианства и даосизма

79. Образы человека в истории античной философии (Пифагор, Протагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур).

80. Христианская антропология: человек - образ и подобие Бога (А.Августин, Ф.Аквинский).

81. Индивидуалистическая трактовка человека в эпоху Ренессанса (Пико делла Мирандола).



82. Механистическая антропология Нового Времени: человек-“тело” и человек-“машина” (Ж.Ламетри). Б. Паскаль: человек - „мыслящий тростник“.

83. Нравственно-природный дуализм И.Канта

84. Антропологизм Л. Фейербаха.

84. Марксистское понимание сущности человека

85. Идея сверхчеловека у Ф. Ницше.

86. Человек и его бытие-в-мире; экзистенциализм

87. Человек как символическое животное: Э. Кассирер.

88. Человек играющий: И. Хейзинга.

89. Человек одномерный: Г. Маркузе.

90. Философская антропология XX в. (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен).

91. Проблема человека в казахской картине мира

92. Проблема человека в философии Абая («Адам бол!»)

93. Категории человеческого бытия (счастье, вера, жизнь и смерть). Онтологическое и аксиологическое содержание жизни.

94. Взаимосвязь фундаментальных философских проблем с вопросами жизни и смерти: метафизика и моральная философия. Осознание конечности как обретение смысла.

95. Проблема смысла жизни в истории философской мысли: фатализм, волюнтаризм, функционализм, гедонизм, эвдемонизм, прагматизм, перфекционизм.

96. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова

97. Любовь как сущность человеческого существования. Мистическое мировоззрение Ходжи Ахмеда Яссауи

98. Любовь как смыслообразующее начало в философии Абая. «Махабатпен жаратқан адамзат...»

100. Понятие этики. Исторические типы этических учений

101 Аксиология и нравственность.

102. Понятие ценности. Основы теории ценностей. Основные этические категории (долг, благо, сущее и должное, совесть, свобода).

103. Золотое правило нравственности Конфуция, категорический нравственный императив И.Канта.

104. Основные подходы к пониманию истоков человеческой нравственности. Утилитаризм и деонтологические теории (теории долга). Полезность и принципы.

105. Определение морали

106. Политическая этика. Насилие. Толерантность. Права человека.

107. Профессиональная этика. Этика в бизнесе.

108. Этическое измерение в традиции фалсафа.Проблема справедливости в философии Жусупа Баласагуни.

109. Основополагающие этические принципы: Әділдік — справедливость, честность; Құт — счастье, благо; Акыл, парасат — ум, разум; Канагат — удовлетворение, довольствование малым

110. «Кутадгу Билиг» Ж. Баласагуни. Модель идеализированной формы организации тюркского государства.

111. Экзистенцилистские идеи в поэме «Кутадгу билиг» («Сей мир – что темница, не верь его сквернам» «Сей мир – лишь стоянка, а ты – караван» «Сей мир – … колодец без дна»)


112. Этические ценности в традиции суфизма. Дух аскетизма и

затворничества (образ Одгурмыша)

113. Огдюлмиш –- воплощение активной жизненной воли

114. Понятие свободы в истории философии. Человек и его свобода (Б.Спиноза).

115. Связь свободы и истины в работах М.Хайдеггера.

116. Свобода и ответственность: Ж.-П. Сартр.

117.Свобода и абсурд (Альбер Камю).

118. Концепции свободы (Бердяев Н.А.)

119. Свобода воли. Иерархия свобод. Позитивная и негативная свобода. И.Берлин

120. Бегство от свободы.Э.Фромм.

121. Ф.Ницше. Проблема свободы

122. Идеи свободы и независимости в философии деятелей Алаш

123. Свобода и творчество как способы подлинного существования человека в культуре.

124.Философия и искусство. Своеобразие искусства как феномена культуры, его личностные и социальные функции.

125. Происхождение термина «эстетика»

126. Античная философия искусства (софисты, Сократ, Платон, Аристотель Учени о подражании Классификация искусств и др.). Периодизация античной эстетики Эллинизм.стоицизм

127. Художественно-эстетический мир христианского средневековья (Августин, Фома Аквинский). Романский и готический стили

128. Эстетика и художественная практика эпохи Возрождения (Л.Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А.Дюрер, М.Монтень, Эразм Роттердамский).

129. Новоевропейская эстетика и художественная практика XVII-XVIII веков (Д.Локк, Р.Декарт, Вольтер, Д.Дидро, Ж. Руссо).

130. Основы классической эстетики (И.Кант, Г.Гегель, Ф.Шеллинг).

131. Неклассическая философия искусства второй половины XIX - XX века (Ф. Ницше , З.Фрейд, Дж.Дьюи, Ж.-П. Сартр. М. Хайдеггер).

132. . Стратегии исследования искусства в современной философии. Эстетика постмодернизма (категории)

133. Основные категории философии искусства: эстетическое видение мира, подражание и побуждение, прекрасное, художественный образ, художественный стиль, художественный вкус, симулякр, «красота», «прекрасное», «возвышенное», «трагедия», «комедия», «катарсис», «гармония», «порядок», «искусство», «ритм», «поэтика», «красноречие», «калокагатия», «канон», «мимезис», «символ», «образ», «знак» др.

134. Основные модернистские направления

135. Философия искусства в традиции фалсафа (Омар Хайям, Аль-Фараби, Ибн-Рушд, Ибн-Араби, Руми). Соотношение этического и эстетического в исламской культуре

136. Философия искусства казахского народа.

137 .Национальные инструменты кобыз, домбра как выражение духовной культуры кочевников. Особенности традиционной музыки казахов. Кюй – феномен казахского искусства


138. Общество как философское понятие.

139. Социальная философия. Социальная мысль классической античности: идеальное государство Платона

140. Основные положения “Политики” Аристотеля.

141. Человек как социальное существо. Августин: “Град Божий” и “град земной”.

142. Утопические теории эпохи Возрождения: Т. Мор и Т. Кампанелла.

143. Социально-политическая теория Н. Макиавелли.

144. Идея “естественного права”, теории общественного договора, принцип разделения властей в учении Т. Гоббса.

145. Общественно-политические доктрины Просвещения. Теория Ж.-Ж. Руссо.

146. Марксистская теория классового общества.

147. Концепция этногенеза Л.Гумилева

148. Закон 3 стадий О.Конта

149. Основные сферы жизнедеятельности общества

150. .К. Поппер и идея “открытого общества”.

148.. Типы общества. Информационное общество.

149. Постиндустриальное общество.

150. Открытое общество. Сетевое общество.

151. Культура, ее природа. Теории культуры в истории философии (З.Фрейд, Н.Данилевский, О.Шпенглер, К. Леви-Строс и др.).

152. Материальная и духовная культура. Культура и коммуникация.

153. История как предмет философского осмысления. Субъект истории

154. “Время” мифа. Античное понимание времени и цикличность истории. 155.Понятие “священной истории” в христианстве, эсхатологизм. Историософия Августина.

156.Теория исторического круговорота Д. Вико.

157. Десакрализация истории: просветительские концепции.

158. Философия истории Г. Гегеля.

159.Марксистское понимание истории и ее движущих сил.

160.. “Критическая” философия истории: В. Дильтей, Г. Риккерт

161. К. Ясперс и понятие осевого времени.

162. Историософия О. Шпенглера и А. Тойнби.

163. Антиисторицизм К. Поппера.

164..Проблемы смысла истории, “конца истории”, постистории в современных философских дискуссиях.

165. Проблематика смысла, направления и цели истории.

166. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию человеческой истории

167. Столкновение цивилизаций. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.

168.Философия «Жерұйық» Асана Кайгы.

169. Соотношение понятий культуры и цивилизации

170. Определение религии.

171. Религия и философское знание.

172. Религия и искусство.

173. Ранние формы религии. Многообразие подходов к проблемам ранних религиозных форм: эволюционизм (Э. Тейлор), структурализм ( К. Леви-Строс).

174.Феномен «мировых религий»..Буддизм, его основные направления.

175.Христианство, история его возникновения и основные формы.