ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Раздел

Содержание


Стр.

ВВЕДЕНИЕ




4

1.ЦЕЛЕВОЙ

1.1.Пояснительная записка

6

1.1.1.Цели и задачи реализации Программы

6

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

7

1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

7

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

9

Целевые ориентиры раннего возраста

9

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

10

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания:

14

2.1.1.Ранний возраст

14

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

14

Образовательная область «Познавательное развитие»

17

Образовательная область «Речевое развитие»

18

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

19

Образовательная область «Физическое развитие»

20

2.1.2.Дошкольный возраст

21

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

21

Образовательная область «Познавательное развитие»

28

Образовательная область «Речевое развитие»

34

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

39

Образовательная область «Физическое развитие»

46

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

53

2.3.Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

67

2.4.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик

92

2.5.Способы и направления поддержки детской инициативы

96

2.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

99

2.7.Иные характеристики содержания Программы

105

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1.Описание материально-технического обеспечения Программы

108

3.2.Описание обеспеченности Программы методическими материалами и средствами обучения и воспитания

109

3.3.Распорядок и/или режим дня

109

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

117

3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

118

4.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

4.1.Краткая презентация Программы

121

5.ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей нарушениями опорно-двигательного аппарата

122

Приложение 2. Программно-методическое обеспечение

125

Приложение 3. Средства обучения и воспитания

139

Приложение 4. Технические средства обучения и воспитания

194

Приложение 4. Комплексно-тематическое планирование по возрастным группам

196


ВВЕДЕНИЕ
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МАДОУ «Детский сад № 6» (далее Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6» и основных нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • комментарии Министерства образования и науки Российской Федерации к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 №08-249;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программам дошкольного образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН» 2.4.3049-13);

  • Устав МАДОУ.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Данная Программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не имеющих умственной отсталости или (и) сенсорных нарушений.

Содержание Программы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.



Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.


1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цели реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи реализации Программы:

  1. коррекция недостатков психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  2. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе их эмоционального благополучия;

  3. обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

  4. создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

  5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  6. формирование общей культуры личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

  7. формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  8. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  9. обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.


1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

Программа базируется на следующих принципах:

1)полноценное проживание ребёнком этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) позитивная социализация ребенка;

3) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

4) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

5) сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

6) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

7) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

8) развивающее вариативное образование;

9) полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей;

10) комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности;

11) сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования
Подходы к формированию Программы:

1) культурно-исторический подход к развитию личности ребенка;

2) деятельностный подход;

3) личностный подход.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми от 2 до 8 лет, охватывает возрастные периоды физическо­го и психического развития детей раннего возраста (от 2 до 3 лет: вторая группа раннего возраста); дошкольного возраста (от 3 до 8 лет: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

Дошкольная образовательная организация состоит из двух корпусов, в которых функционируют 18 групп.

Реализация Программы обеспечивается:

  • руководящими работниками (заведующий, 2 заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе, 2 заместителя заведующего по административно-хозяйственной части).

  • педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в дошкольной образовательной организации (воспитатели, старшие воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);

  • учебно-вспомогательным персоналом в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в дошкольной образовательной организации (помощник воспитателя);

  • обслуживающим персоналом.


При организации образовательной деятельности учитываются природно-климатические, культурно-исторические и социальные условия.

Природно-климатические условия:

  • город расположен в центральном районе Сибири, климат континентальный умеренный. В связи с этим необходимо вносить коррективы в организацию режима дня (сокращение продолжительности прогулки с учетом погодных условий, организация утреннего приема на свежем воздухе);

  • при реализации комплексно-тематического планирования учитываются особенности флоры и фауны, характерные для Красноярского края.

Культурно-исторические условия:

  • при реализации содержания образовательных областей вводятся темы, направленные на ознакомление воспитанников с градообразующими предприятиями и профессиональной деятельностью взрослых, с историей возникновения и развития города и края, с искусством, традициями и обычаями народов региона.

Социальные условия:

  • при планировании деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников учитывается тип семьи, образовательный уровень, социальный статус родителей и включение их в деятельность

Для определения целей и задач Программы значимо понимание клинико-психологических особенностей, разнородной категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Приложение 1)

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. В связи с разнообразием причин, вызывающих двигательные нарушения, особенностями течения заболеваний, разной динамикой развития детей разных групп, ряд показателей развития этих детей на разных возрастных этапах может отличаться от возрастных нормативов.

В первую очередь, это касается двигательного развития. У большинства детей отмечается задержка и нарушения в формировании двигательных навыков, часть детей с неврологической патологией или тяжелыми ортопедическими заболеваниями не переходят к самостоятельной ходьбе в дошкольном возрасте. Может отмечаться задержка речевого и психического развития. У детей с сочетанием двигательной патологии с сенсорными и (или) интеллектуальными нарушениями целевые ориентиры каждого возрастного этапа должны определяться индивидуально, с учетом сложной структуры нарушения.