Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целевые ориентиры в раннем возрасте
К трем годам ребёнок:
-
интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует; знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими (совершает предметные действия);
-
стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, понимает речь, знает названия окружающих предметов и игрушек;
-
проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями и подражает, им; -
проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, стремится достичь результата своих действий; -
владеет простейшими навыками самообслуживания; -
стремится повторять за взрослым предложения из 2-х-3-х слов, двустишия, может обращаться с вопросами и просьбами, -
любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, вступает в контакт с детьми и взрослыми; -
охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.) с учетом имеющихся ограничений манипулятивных функций; -
показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы; -
двигается с учетом имеющихся ограничений.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
К семи-восьми годам ребенок:
-
обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; -
усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; -
употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с мотивным значением, многозначные; -
умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; -
умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого); -
правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели; -
составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы; -
осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; -
владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
-
правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
-
владеет доступными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; -
выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; -
участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; -
передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику; -
регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки; -
отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого; -
использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
-
использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности; -
устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; -
владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения; -
определяет времена года, части суток;
-
самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); -
пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей; -
выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры; -
отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»; -
владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой;
-
стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности; -
имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка, воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; -
проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам; -
сопереживает персонажам художественных произведений;
-
выполняет доступные движения и упражнения по словесной инструкции взрослых; -
знает и подчиняется правилам игр, игр с элементами спорта; -
владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Темпы двигательного развития могут существенно варьировать в зависимости от тяжести двигательных нарушений и динамических изменений в ходе лечения. Речевое и познавательное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата тесно связаны с их двигательным развитием. У детей с тяжелой двигательной патологией может задерживаться темп познавательного и речевого развития.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых дошкольной образовательной организаций, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление организацией.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности дошкольной образовательной организации на основе достижения детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
-
не подлежат непосредственной оценке; -
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; -
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; -
не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; -
не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программой предусмотрена система педагогической и психологической диагностики качества усвоения Программы. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи). В этом случае участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Средствами получения адекватной картины развития детей и их образовательных достижений являются:
-
педагогические наблюдения, педагогическая диагностика, связанные с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; -
детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности; -
карты развития ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Программа предоставляет дошкольной образовательной организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию
данного содержания
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с принципами Программы, следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников.
Содержание образовательной деятельности и программы коррекционной работы разрабатываются на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2.1.1. РАННИЙ ВОЗРАСТ (1-3 года)
Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми и с другими детьми.
В сфере развития неречевого и речевого общения ребенка со взрослым особое внимание обращается на удовлетворение его потребности в общении и социальном взаимодействии. С этой целью много внимания уделяется стимулированию ребенка к общению на основе понимания речи и собственно речевому общению ребенка. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, речевые и жестовые игры при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении, помогает организовать предметно-манипулятивную активность, поощряет его действия.