Файл: 1. Понятие коллектива Отношение в коллективе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При этом теории лидерства свидетельствуют и о неоднозначной природе самого лидерства. Оно проявляется в зависимости от темперамента, типа личности, конкретной ситуации или комплекса показателей. В связи этим выделяются различные подходы определению лидерства в организации: личностный, ситуативный и комплексный. При этом особо выделяют следующие условия проявления лидерства и соответствующих ему качеств: наличие развитых социальных навыков, личного магнетизма, коммуникативных способностей и навыков управления людьми.

Лидерство, как самостоятельное явление в рамках теории менеджмента, основано на существенных и объективных потребностях организаций, к которым относятся формирование поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения реализации их функционального назначения. Лидерство может проявляться через вертикальное и горизонтальное распределение функциональных обязанностей и выделение специальных управленческих функций, доступных лидеру коллектива, являющемуся формальным руководителем организации. В связи с этим иерархия и пирамида функциональной ответственности должна соответствовать вертикальной и горизонтальной реализации лидерства в целях обеспечения эффективной управленческой деятельности. Основной проблемой в данной области является четкость выделения лидерства и лидера в организации, которое проявляется в различных аспектах взаимоотношений с коллективом организации.

Организации с низким уровнем групповых объединений на уровне отдельных подразделений отличаются высокой степенью автономии различных уровней внутренней иерархии, поэтому функции лидера практически не находят должного развития, что снижает общую эффективность организации. Организации с высоким уровнем интеграции внутренних подразделений демонстрируют повышенную восприимчивость к действиям лидера, облеченного как формальной, так и неформальной властью в организации. В связи с этим проявляется проблема потребности в лидере и необходимость спецификации его функций. Соотношение власти и лидерства в организации проявляется через формы власти и властные полномочия лидера. При этом, чем эффективнее организована власть в организации, тем действеннее будет работа коллектива, следующего за лидером. В связи с этим важным аспектом лидерства является идентификация, как самого лидера, так и членов его коллектива. Развитие лидерства в целях повышения эффективности работы организации основано на целостном подходе к лидерству, поэтому проявляется через одновременное развитие личностных качеств лидера и формирование условий для их реализации.


В совокупности это сводится к личной мотивации лидера, его индивидуальным интеллектуальным и нравственным лидерским качествам и навыкам, на фоне формализации и естественного развития лидерства внутри организации. Важное значение в развитии лидерства в целях обеспечения эффективной работы организации имеют процедуры устранения деструктивного лидерства. Профессиональные лидерские качества личности менеджера формируются на уровне задач деятельности менеджера, на уровне его личного и организационного поведения, а также на уровне свойств личности. В соответствии с этим, для лидера важны такие качества, как психологическая избирательность, критичное мышление, склонность к организаторской деятельность и способность заряжать своей энергией других людей, призывая их следовать за собой.

Также важны такие качества, как целеустремленность, гибкость, работоспособность, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность и инициативность. Личное влияние и авторитет менеджера как лидера коллектива определяются современными тенденциями в менеджменте, когда необходимо применять различные стили лидерства и владеть так называемым эмоциональным интеллектом. Кроме того, никакие лидерские качества и властные полномочия не позволят менеджеру быть лидером коллектива, если среди членов коллектива он не будет иметь авторитета.

Современная теория лидерства определяется 4 параметрами:

Организационная структура организации – сложность, глубина контроля, формализованные отношения, структура управления организацией, разделение труда, иерархия, регламентация.

Личность руководителя – индивидуальные, профессиональные качества, авторитет, влияние на подчиненных.

Профессиональное управление и доверие в организации – профессионализм руководителей, объективные условия работы в организации и т.д.

Мотивация труда персонала – методы мотивации и стимулирования персонала.

6.Формальное и неформальное лидерство в коллективе

— формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
— неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

«Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Поэтому официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Если же руководитель не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у подчинённых, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером.

Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы.

Потребность в социалъной принадлежности. Потребность в принадлежности к какой-либо социальной общности является одной из самых сильных и наиболее типичных потребностей человека. Ее неудовлетворенность порождает сильные негативные эмоции и наоборот — удовлетворение ведет к чувству социального и личностного комфорта.

Потребность в помощи. Люди вынуждены объединяться в группы и для того, чтобы иметь возможность преодолеть присущую им ограниченность индивидуальных возможностей. Осознание этой ограниченности и необходимости ее преодоления порождает сильную потребность в помощи, а она, в свою очередь, ведет к образованию групп, прежде всего неформальных.

Потребность в защите. Степень защищенности человека, включенного в группу, выше индивидуальной защищенности. Осознание этого факта также выступает причиной объединения людей в группы.

Потребность в общении. Помимо того, что она сама по себе является одной из главных потребностей человека, удовлетворяемой лишь через групповые контакты, эта потребность выполняет еще одну функцию. Она ведет к повышению меры информированности, а через это — расширяет адаптивные (приспособительные) возможности человека, повышает эффективность его контактов с внешним миром.

Эти базовые психологические потребности человека являются причинами возникновения неформальных групп, через которые они удовлетворяются. Эти группы не устанавливаются директивно, а складываются спонтанно — как естественный продукт межличностных взаимодействий. Формальные группы (организации) имеют противоположный генезис — они навязываются, устанавливаются исходя из тех или иных внешних требований, прежде всего, — исходя из потребностей организации определенной совместной деятельности. Формальные группы также позволяют реализовать все отмеченные потребности, однако в них возникает новый механизм их организации — наличие регламентированной структуры и иерархии. В результате этого вся групповая динамика неформальных организаций обусловлена лишь закономерностями межличностных взаимодействий как таковых. Динамика же формальных организаций обусловливается новыми закономерностями — властными, принудительными, иерархическими.


И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в действительности. Основным и относительно наиболее простым способом такой организации является выделение среди членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации. Однако если в неформальных группах этот человек выделяется самой группой, делегируется ею в эту позицию, то в формальных группах он, как правило, ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной — наличие лидера официального — руководителя. Неформальное и формальное лидерство — это достаточно разные по своему возникновению и закономерностям явления. Уяснение их сходства и различия необходимо для понимания сути управленческой деятельности.

Прежде чем рассмотреть этот вопрос, следует отметить, что разделение формальных и неформальных организаций (и групп), несмотря на его очевидность, не является абсолютным. Неформальные группы могут трансформироваться в формальные и наоборот. И те и другие, различаясь по механизмам возникновения, имеют и важные черты общности — наличие структуры, «ведущего» и «ведомых» членов, множество общих социально-психологических феноменов. И те и другие при условии их достаточно большого объема, как правило, дифференцируются на подгруппы. В формальных организациях это, например, регламентирование устанавливаемые подразделения, отделы. Неформальные организации также разделяются на подгруппы, группировки — так называемые клики и подклики, между которыми устанавливаются довольно слохеные отношения. Наконец, наиболее важно то, что любая формальная организация не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, а часто — многих неформальных групп. Тем самым в структуре организаций, особенно — крупных, тесно взаимодействуют и как бы «накладываются» друг на друга формальные и неформальные способы их структурирования. Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций — одна из важнейших проблем и трудностей управления; она будет рассмотрена ниже. Здесь же следует отметить главное: наличие двух типов организации групп — формальной и неформальной является причиной двух разных способов управления ими — механизмов формального и неформального управления. Это — и причина двух типов лидерства — формального и неформального.

Они могут вступать в сложные отношения — или сочетаться, или резко расходиться, или взаимодействовать. Понятие лидерства относится к
характеристике психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», т.е. с точки зрения отношений доминирования — подчинения. Понятие руководства относится к общей организации деятельности всей группы, к процессу управления ею. В русском языке, в отличие, например, от английского, для обозначения неформального лидерства чаще употребляется просто понятие лидерства, а для обозначения формального лидерства — понятие руководства. Хотя термин leadership буквально означает «лидерство», он предполагает синонимичное использование для обозначения и лидерства, и руководства.

7.Авторитет руководителя коллектива

Авторитет руководителя — это социальная роль, с которой связаны соответствующие качества руководителя: высокий уровень управленческих решений, умение решать производственные проблемы и конфликты, адекватное прогнозирование подобное. Авторитет — это также психологическое состояние личности, которая выполняет эту роль.

Встречи с руководителями разных уровней и социально-психологический анализ их деятельности убеждает в том, что, к сожалению, не все понимают важность и, как следствие, механизмы, лежащие в основе авторитета руководителя, который оказывает существенное влияние на эффективность жизнедеятельности руководимого им коллектива. Например, если руководитель опирается лишь на формальный авторитет власти, то потенциал подчиненных используется лишь на 55–60%.

Сам по себе факт назначения на должность не влечет за собой автоматического обретения способности оказывать «определяющее воздействие на поведение и деятельность людей». Сегодня настоящим руководителем может быть такой человек, который опирается не столько на власть, сколько на силу профессиональных знаний и личного авторитета. Чем авторитетнее руководитель, тем значительнее его влияние на массы. И это понятно: чем авторитетнее человек, тем больше к нему доверия, уважения, внушающего и убеждающего воздействия его слова. Сила руководителя – в умении слить воедино должностной авторитет и авторитет личности.

Решающее влияние на руководителя оказывают его качества. Следовательно, сам руководитель формирует свой авторитет своим поведением и деятельностью.

Авторитет руководителя – это система взаимосвязанных свойств личности, обеспечивающая успех во взаимоотношениях с людьми и в организации труда целого коллектива. Можно привести и другое определение.