ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Понятие и принципы государственного управления.
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства.
Принципы государственного управления – это основополагающие, базовые начала, большинство которых закреплено законодательно и подлежит теоретическому и практическому применению в сфере государственного управления.
1) социальная направленность;
2) приоритетность человека, его прав и свобод;
3) законность;
4) гласность;
5) народность;
6) интернациональность;
8) ответственность;
9) профессионализм;
10) научность.
-
Государственное управление в условиях разделения властей. Соотношение государственного управления и исполнительной власти.
Традиционно разделение властей воспринимается как принцип организации отношений между различными, несводимыми друг к другу видами (ветвями) власти, и одновременно, как организация отношений между высшими органами государственной власти.
При рассмотрении соотношения исполнительной власти и государственного управления следует исходить из того, что категория исполнительная власть — политико-правовая, а государственное управление — организационно-правовая. Единственное, что их объединяет, — это исполнительская направленность.
Государственное управление по своему назначению представляет вид государственной деятельности, в рамках которого находит реализацию государственная власть.
-
Административное право, как отрасль права: понятие и предмет.
Административное право — это система правовых норм, регулирующих управленческие общественные отношения, отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления.
Предметом административного права являются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно- распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководством других государственных органов, в ходе реализации административной
-
Методы административного права.
В системе административно-правового регулирования используются все три метода (типа) правового регулирования — дозволение, предписание и запрет.
-
Система административного права. Основные институты административного права.
В системе административного права традиционно выделяют общую и особенную части.
Общая часть включает нормы и институты, которые охватывают всю систему государственного управления и определяют:
• административно-правовой статус субъектов права (граждан России и иностранных граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, общественных объединений, органов местного самоуправления и др.);
• формы и методы государственной управленческой деятельности и реализации исполнительной власти;
• основания и порядок применения мер административного принуждения;
• сущность и порядок реализации административно-правовых режимов;
• способы обеспечения законности и защиты прав и свобод граждан в сфере государственног управления.
Особенная часть включает нормы и институты, которые регулируют отношения в конкретных отраслях государственного управления:
в административно-политической сфере (управление обороной, внутренними делами, государственной безопасностью, юстицией, иностранными делами);
в социальной сфере (управление образованием, наукой, культурой, здравоохранением, социальным обеспечением и т. Д.);
в сфере экономики (управление промышленностью, агропромышленным комплексом, транспортом, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством и т. Д.);
В межотраслевых сферах (прогнозирование и планирование социально-экономического развития, финансирование и кредитование, стандартизация и сертификация, учет и статистика и т. Д.).
-
Оптимальные организационно-управленческие решения и оптимальные управленческие решения.
Оптимальное решение в управлении подразумевает выбор того варианта решения, который максимально соответствует заданным критериям достижения цели и обеспечивает получение запланированных результатов.
1. Определение проблемы и формулировка цели;
2. Разработка вариантов решения;
3. Их оценка и обоснование выбора лучшего в конкретных условиях;
4. Утверждение решения
-
Понятие, особенности и структура административно-правовых норм.
Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.
Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:
-
Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти. -
Они имеют собственные средства защиты от посягательств (админ. Ответственность или дисциплинарная) -
Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными. -
Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом
Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:
Гипотезу — условие действия нормы.
Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).
Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).
-
Нормы административного права: понятие, структура и виды.
Нормы административного права предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией, правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия
В преобладающей части норм административного права имеется не три части, а две: гипотеза и диспозиция или диспозиция и санкция.
-
по методу воздействия на поведение субъектов: -
по форме предписания: -
по субъектам (адресатам): -
по назначению (служебной роли):
-
по действию во времени:
-
по кругу лиц:
-
по действию в пространстве
-
Реализация административно-правовых норм.
Различают несколько самостоятельных форм (способов) реализации норм:
-
Соблюдение характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм; -
Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. -
Исполнение как форма реализация административно-правовых норм заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. По своей сути исполнение характеризуется активным поведением субъекта -
Применение,складывается из четырех взаимосвязанных элементов: определение фактических обстоятельств; юридическая квалификация; издание соответствующего акта применения права, в котором мотивированно излагается решение по ситуации; исполнение принятого решения.
-
Понятие и система источников административного права
Источники АП – юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.
1.Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы РФ:
а) Конституция РФ, обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства;
б) акты Федерального Собрания РФ:
• федеральные конституционные законы - основные законы, которые содержат нормы, устанавливающие систему органов государственного
управления, определяют круг прав и обязанностей граждан и общественных организаций;
• федеральные законы, издаваемые в порядке текущего законодательства, регулируют различные стороны общественной и хозяйственной жизни,
• акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
• указы, распоряжения Президента РФ;
постановления, распоряжения Правительства РФ;
• нормативные акты министерств и других центральных органов;
• приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.
2.Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации.
Законы субъектов Федерации:
• конституции, уставы субъектов Федерации;
• законы субъектов Федерации.
Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
• указы, распоряжения президентов (губернаторов);
• постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;
• приказы, постановления министерств субъектов Федерации;
• приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений субъектов Федерации.10. акты органов местного самоуправления.
3. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности. Виды актов местного самоуправления:• распоряжения;• решения.
4. Международные акты
-
Систематизация источников административного права.
Систематизация административного законодательства - объективно необходимый элемент, обеспечивающий ее совершенствование, поскольку посредством систематизации происходит упорядочивание действующего административно-правового массива путем его обработки, изложения по определенной схеме или форме сводных кодифицированных актов. Выделяются 3 основные формы систематизации источников АП:
• Кодификация – будучи обобщением действующих нормативных актов, в то же время направлена на установление новых норм, которые должны отражать решение назревших проблем в обществе, восполнять пробелы правового регулирования, заменяя устаревшие, «неудачные» нормы. Кодификация как форма совершенствования законодательства в результате заканчивается появлением нового сводного законодательного акта «стабильного содержания», который заменяет ранее действовавший акт. В этой части кодификацию можно рассматривать как сложную наиболее совершенную и высшую форму нормотворчества. Кодификация обладает рядом характерных черт:
• Инкорпорация – форма упорядочения административно-правовых норм, основанная на объединении существующего нормативного материала в зависимости от сферы его действия, сборники, собрания, своды. Нормы в данном случае предполагается систематизировать по темам, рубрикам без изменения их содержания. Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.
• Консолидация. Сущность консолидации состоит в создании единого нормативно-правового акта. На основе нескольких действующих, которые после его принятия признаются утратившими силу. Основная характерная черта консолидации - неизменность содержания правового регулирования соответствующих отношений. Данная форма особенно эффективна при объединении действующих норм из различных актов, от которых остались лишь фрагменты.