Файл: Понятие и принципы государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Понятие и принципы государственного управления.

Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства.

Принципы государственного управления – это основополагающие, базовые начала, большинство которых закреплено законодательно и подлежит теоретическому и практическому применению в сфере государственного управления.

1) социальная направленность;

2) приоритетность человека, его прав и свобод;

3) законность;

4) гласность;

5) народность;

6) интернациональность;

8) ответственность;

9) профессионализм;

10) научность.

  1. Государственное управление в условиях разделения властей. Соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Традиционно разделение властей воспринимается как принцип организации отношений между различными, несводимыми друг к другу видами (ветвями) власти, и одновременно, как организация отношений между высшими органами государственной власти.

При рассмотрении соотношения исполнительной власти и государственного управления следует исходить из того, что категория исполнительная власть — политико-правовая, а государственное управление — организационно-правовая. Единственное, что их объединяет, — это исполнительская направленность.

Государственное управление по своему назначению представляет вид государственной деятельности, в рамках которого находит реализацию государственная власть.


  1. Административное право, как отрасль права: понятие и предмет.

Административное право — это система правовых норм, регулирующих управленческие общественные отношения, отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления.
Предметом административного права являются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно- распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководством других государственных органов, в ходе реализации административной



  1. Методы административного права.

В системе административно-правового регулирования используются все три метода (типа) правового регулирования — дозволение, предписание и запрет.


  1. Система административного права. Основные институты административного права.

В системе административного права традиционно выделяют общую и особенную части.

Общая часть включает нормы и институты, которые охватывают всю систему государственного управления и определяют:

• административно-правовой статус субъектов права (граждан России и иностранных граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, общественных объединений, органов местного самоуправления и др.);

• формы и методы государственной управленческой деятельности и реализации исполнительной власти;

• основания и порядок применения мер административного принуждения;

• сущность и порядок реализации административно-правовых режимов;

• способы обеспечения законности и защиты прав и свобод граждан в сфере государственног управления.

Особенная часть включает нормы и институты, которые регулируют отношения в конкретных отраслях государственного управления:

 в административно-политической сфере (управление обороной, внутренними делами, государственной безопасностью, юстицией, иностранными делами);

 в социальной сфере (управление образованием, наукой, культурой, здравоохранением, социальным обеспечением и т. Д.);

 в сфере экономики (управление промышленностью, агропромышленным комплексом, транспортом, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством и т. Д.);

 В межотраслевых сферах (прогнозирование и планирование социально-экономического развития, финансирование и кредитование, стандартизация и сертификация, учет и статистика и т. Д.).


  1. Оптимальные организационно-управленческие решения и оптимальные управленческие решения.

Оптимальное решение в управлении подразумевает выбор того варианта решения, который максимально соответствует заданным критериям достижения цели и обеспечивает получение запланированных результатов.

1. Определение проблемы и формулировка цели;

2. Разработка вариантов решения;

3. Их оценка и обоснование выбора лучшего в конкретных условиях;

4. Утверждение решения



  1. Понятие, особенности и структура административно-правовых норм.

Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

  • Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

  • Они имеют собственные средства защиты от посягательств (админ. Ответственность или дисциплинарная)

  • Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными.

  • Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:

Гипотезу — условие действия нормы.

Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).

Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).

  1. Нормы административного права: понятие, структура и виды.

Нормы административного права предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией, правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия
В преобладающей части норм административного права имеется не три части, а две: гипотеза и диспозиция или диспозиция и санкция.

  • по методу воздействия на поведение субъектов:

  • по форме предписания:

  • по субъектам (адресатам):

  • по назначению (служебной роли):

  • по действию во времени:

  • по кругу лиц:

  • по действию в пространстве

  1. Реализация административно-правовых норм.

Различают несколько самостоятельных форм (способов) реализации норм:


  1. Соблюдение характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм;

  2. Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

  3. Исполнение как форма реализация административно-правовых норм заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. По своей сути исполнение характеризуется активным поведением субъекта

  4. Применение,складывается из четырех взаимосвязанных элементов: определение фактических обстоятельств; юридическая квалификация; издание соответствующего акта применения права, в котором мотивированно излагается решение по ситуации; исполнение принятого решения.




  1. Понятие и система источников административного права

Источники АП – юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.

1.Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы РФ:

а) Конституция РФ, обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства;

б) акты Федерального Собрания РФ:

• федеральные конституционные законы - основные законы, которые содержат нормы, устанавливающие систему органов государственного

управления, определяют круг прав и обязанностей граждан и общественных организаций;

• федеральные законы, издаваемые в порядке текущего законодательства, регулируют различные стороны общественной и хозяйственной жизни,

• акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

• указы, распоряжения Президента РФ;

постановления, распоряжения Правительства РФ;

• нормативные акты министерств и других центральных органов;

• приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

2.Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации.

Законы субъектов Федерации:

• конституции, уставы субъектов Федерации;


• законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

• указы, распоряжения президентов (губернаторов);

• постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

• приказы, постановления министерств субъектов Федерации;

• приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений субъектов Федерации.10. акты органов местного самоуправления.

3. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности. Виды актов местного самоуправления:• распоряжения;• решения.

4. Международные акты

  1. Систематизация источников административного права.

Систематизация административного законодательства - объективно необходимый элемент, обеспечивающий ее совершенствование, поскольку посредством систематизации происходит упорядочивание действующего административно-правового массива путем его обработки, изложения по определенной схеме или форме сводных кодифицированных актов. Выделяются 3 основные формы систематизации источников АП:

• Кодификация – будучи обобщением действующих нормативных актов, в то же время направлена на установление новых норм, которые должны отражать решение назревших проблем в обществе, восполнять пробелы правового регулирования, заменяя устаревшие, «неудачные» нормы. Кодификация как форма совершенствования законодательства в результате заканчивается появлением нового сводного законодательного акта «стабильного содержания», который заменяет ранее действовавший акт. В этой части кодификацию можно рассматривать как сложную наиболее совершенную и высшую форму нормотворчества. Кодификация обладает рядом характерных черт:

• Инкорпорация – форма упорядочения административно-правовых норм, основанная на объединении существующего нормативного материала в зависимости от сферы его действия, сборники, собрания, своды. Нормы в данном случае предполагается систематизировать по темам, рубрикам без изменения их содержания. Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

• Консолидация. Сущность консолидации состоит в создании единого нормативно-правового акта. На основе нескольких действующих, которые после его принятия признаются утратившими силу. Основная характерная черта консолидации - неизменность содержания правового регулирования соответствующих отношений. Данная форма особенно эффективна при объединении действующих норм из различных актов, от которых остались лишь фрагменты.