ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Тема работы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАС
Выполнила: Демченко Татьяна Константиновна
Учитель-дефектолог
Кунгур-2023
Дети с расстройствами аутистического спектра составляют одну из наиболее сложных адаптируемых групп детей с ОВЗ. Врач-психиатр Лорна Винг впервые ввела такое понятие, как «триада нарушений». Она писала о том, что дети с аутизмом отличаются от детей с умственной отсталостью или от детей с ранней детской шизофренией, что это отдельная категория детей с нарушениями в трех определенных областях — коммуникации, социализации и поведении. Специалистам, работающими с такими детьми, нужно четко представлять возможности ребенка, особенности его психологического и физического поведения, а также биологические признаки развития отклонения.
Главная проблема социальной адаптации заключается в том, что ребенок с РАС не может технически социализироваться, поскольку нарушения проявляются на уровне самой связи с окружающим миром. Важной особенностью является то, что семья, воспитывающая ребенка с РАС, весьма ограничена в своих действиях. Таких детей сложно отдать в садик, с ними сложно выйти в общественные места, поскольку очень сложно предугадать их поведение. Все это оказывает колоссальное влияние на психику ребенка, а также, по факту, изолирует его от внешнего мира.
Одним из эффективных методов для детей РАС, является метод социальных историй. Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить аутичному ребенку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций). По своей форме социальные истории — это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций и сопровождающиеся иллюстративным материалом. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести. Одна из основных целей метода социальных историй – это проявление желательного поведения в той или иной ситуации.
К.А. Грей сравнивает социальные истории с так называемым социальным чтением, в процессе которого улучшается способность ребенка понимать социальную ситуацию. Социальная история составляется индивидуально для каждого ребенка, с учетом его особенностей и возможностей. При составлении социальной истории предложения должны быть максимально простыми и понятными ребенку.
На своих занятиях я активно использую данный метод работы. Совместно с мамой ребенка РАС, мы подбираем фотографии, вычитываем текст. Первый раз знакомим ребенка с историей на занятии, затем мама продолжает повторять чтение истории дома. Если история связана с походом например в парикмахерскую, то мы начинаем читать и работать с этой историей за две недели до похода в парикмахерскую, чтобы снизить нежелательное поведение.
Например, одна из историй. Парикмахерская.
Я -Тихон. У меня растут волосы.
В ………… я пойду в парикмахерскую.
Я зайду в парикмахерскую и встречусь с парикмахером.
Там будет высокое кресло - машинка и телевизор.
Я сяду в кресло, мне включат мультики.
Тетя наденет на меня накидку, чтобы не испачкать мою одежду.
Мои волосы обрызгают водой из специальной бутылки.
Мне подстригут волосы ножницами.
И высушат феном.
Я буду спокойно сидеть и смотреть мультики.
Когда я буду переживать, мама мне даст мячик.
Я буду сжимать мячик. Я молодец.
После парикмахерской мы с мамой пойдем в игровую.
За две недели ребенок каждый день с мамой читают данную историю. Рассматривают фотографии. Тем самым подготавливаясь к подходу в парикмахерскую. Мама отмечает, что используя ситуации, ребенок стал спокойнее посещать, реагировать на данные действия. Очень важно, соблюдать чтобы в конце истории было то, что значимо для ребенка, какое-нибудь поощрение: игровая комната, парк, мороженное, сладости и тд.
Для не скольких социальных историй, которые происходят в одном месте, мы разработали карту. Например «Больница». Здесь могут происходить такие социальные истории, как: поход к педиатру, поход к стоматологу и др врачам, сдача анализов.
Мы выкладываем определенную историю на поле. Дома читаем ее с ребенком. Берем карточку с собой в больницу и те действия, которые мы выполнили с ребенком, передвигаем на зеленое поле. Как только мы выполнили все действия, то ребенок получает поощрение. Например: игровая комната, парк, мороженое и тд.
Как подчеркивают К.А. Грей, К.С. Тиеманн социальная история работает при условии ее многократного повторения. Эффективность социальной истории повышается при условии если она иллюстрируется фотографиями, картинками или символами, что связано с особыми визуальными способностями детей с аутистическими расстройствами. В заключение хотелось бы отметить, что метод социальных историй успешно применяется в практике работы с детьми с аутизмом с целью развития у них навыков социального взаимодействия и коммуникации, а также при освоении ими социальных норм и правил поведения.
Список литературы и интернет-источников
-
Кэрол Грей. Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 432 с. -
Морозов С. А., Морозова Т. И. Воспитание и обучение детей с аутизмом (дошкольный возраст) : уч.-метод. пос. Самара: ООО «Книжное изд-во», 2017. 324 с. -
Морозова С. С. Составление индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми. Самара: Книга, 2008. 154 с. -
Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи (Особый ребёнок). 10-е изд. М.: Теревинф, 2016. 288 с.