Файл: Современный урок обж в условиях реализации фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС»

Полухина Елена Валентиновна, преподаватель -организатор ОБЖ

Методический материал для ознакомления с современными требованиями, предъявляемыми к уроку ОБЖ.
Тема: «Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС»

В связи с быстрым развитием науки и техники, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения ОБЖ становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и государства.

Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО имеет своей целью - становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. В соответствии с этими требованиями, педагогика сегодня вынуждена применять современные подходы для организации процесса обучения.

Поскольку новые стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что и в рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех универсальных действий, предусмотренных ФГОС: коммуникативных, регулятивных, познавательных.
Требования к структуре говорят о необходимости:

1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока делется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения).

2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг с другом).

3. Связать данный урок с предыдущим и последующими уроками.

4.Отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала.

5.Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.

7.Найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующему:

1. Обеспечить на уроке охрану здоровья учащихся (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).

2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке).

3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения.

4. Обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме.

5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством преподавателя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.
Существуют определенные требования к содержанию урока и процессу учения:

- урок должен быть воспитывающим. Это означает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся. В процессе учебы учащиеся должны осознавать себя гражданами общества;

-обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к учению, ориентировать их в выборе профессии;

- процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и преподавателя доказательными;

- в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.

Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:

1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.

2. Темы и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и учащихся завершенными.

3. Необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся).

4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

5.Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.



6. Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.
Современные требования к уроку бывают трёх видов:

1. Дидактические:

- чёткое определение места урока среди других уроков;

- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся;

- учёт принципов целостного педагогического процесса;

- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения;

- наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие:

- формирование памяти, внимания и мышления учащихся;

- воспитание нравственных качеств личности;

- развитие познавательного интереса и мотивов;

- соблюдение преподавателем педагогического такта, выдержки и терпения;

- развитие творческих способностей;

- создание проблемной ситуации.

3. Организационные:

- наличие продуманного плана проведения урока;

- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока);

- создание рабочей дисциплины;

- использование средств обучения и информационных технологий;

- завершённость урока, его гибкость и подвижность.

Одним из современных методов обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО является интерактивный подход. Это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому учащемуся ситуацию успеха, которая способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Создание ситуации успеха начинается с отношения к ученику как к личности.

Перед каждым учителем стоит задача внедрить наиболее эффективные практико - ориентированные методики и информационные образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебного процесса. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

• работа в малых группах

• обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

• использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

• внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления,);


• изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов, «Синквейн»; блиц-опрос);

• обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», дебаты, симпозиум, интервью);

• разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Аквариум», «Переговоры и медиация»,)

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на

результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается

не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.


Каковы же требования, предъявляемые к современному преподаванию ОБЖ?

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и

одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность

учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- время-сбережение и здоровье-сбережение;

- в центре внимания урока – учащиеся;

- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль

класса, стремление учащихся, настроение детей;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

Основные типы уроков по предмету ОБЖ.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия,

исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и

первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа,

собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, семинар и т.д. Имеет целью

выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и


т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум,

смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и

навыками.

Методы и формы современного урока:

- метод проектов;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии (интеграция)

Без применения ИКТ не может быть современного урока. ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

- создание презентаций к урокам;

- работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

- использование готовых обучающих программ;

- разработка и использование собственных авторских программ внеурочной работы по

предмету ОБЖ,

Возможности ИКТ:

- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки,

схемы, демонстрационные таблицы);

- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Подготовка к уроку с использованием технологических карт.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него, то есть с технологической

карты урока.

Считаю возможным остановиться на тех интерактивных методах и приемах, которые использую на различных этапах урока.

«Да-нетка»

Или Универсальная игра для всех.

Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

«Да-нетка» учит:

- связывать разрозненные факты в единую картину;

- систематизировать уже имеющуюся информацию;

-слушать и слышать соучастников.

Например, на уроке «Планета Земля» загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:

1. Это планета земной группы? - нет;

2. Это планета – гигант? – да;

3. Эта планета имеет гигантские кольца? – нет; 4. Это самая большая планета? – да.

4. Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только…

Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

«Светофор»