Файл: Современный урок обж в условиях реализации фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При опросе учащиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу или верный и неверный ответ.

Способ применения светофора зависит от типа опроса. Есть несколько совершенно разных типов устного опроса – назовем их условно А, Б, В.

Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать.

Тип А – опрос по базовым вопросам, которые учащийся обязан знать назубок. И здесь красный сигнал означает «я не знаю». Это сигнал тревоги. Это учащиеся как бы сам себе ставит 2 – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – «Знаю!»

При опросе типа Б - учитель задает творческие вопросы, на них учащийся не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает одно: «Хочу ответить». Красный – не хочу. Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной позиции учащегося: он вынужден снова фиксировать свою готовность ответить по каждому вопросу.

При опросе типа В учащимся даются верные или неверные утверждения, и они показывают соответствующий «светофор».

Например, урок на тему: «Атмосферное давление» начинается – Если вы согласны с утверждением, то показываете зеленый светофор, если нет – красный:

- В состав воздуха входит водород

- Кислород поддерживает горение

- Примесей в воздухе больше 10%;

- Азот необходим для дыхания;

- Воздух сжимаем и упруг;

- Воздух занимает место;

- Воздух хорошо проводит тепло;

- При нагревании воздух сжимается; - При охлаждении воздух сжимается; - Пуховое одеяло греет человека.

Метод «Заверши фразу», который можно использовать на каждом занятии, с него начинается организация взаимодействия учителя с учащимися. Требования к реализации метода:

1. Участвует весь класс.

2. Необходимое оборудование: тетради, ручки.

1. Продолжительность – 7-10 минут.

Порядок реализации метода:

1. Предлагаю за 2 минуты завершить письменную фразу, например: «Дорога – это…»,

2. После этого каждому предоставляется возможность представить свой вариант завершения фразы

Метод «Ассоциации» направлен на развитие индивидуального сознания учащихся через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности.

Требования к реализации метода:

1. Участвует весь класс.

2. Лист ватмана, 2-3 фломастера.

3. Продолжительность 10 минут.

Порядок реализации метода:

1. Знакомлю с сущностью метода: к предложенному понятию подобрать 2-3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие,; из составленного смыслового ряда выделить те слава, которые наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.


2. Предлагаю понятие для рассмотрения, например: безопасность, транспорт и т.п., и записываю его на листе ватмана или на доске.

3. В течение 1-2 минут учащиеся подбирают 2-3 слова и записать их в своей тетради.

4. Поочередно предлагаю всем учащимся назвать свои ассоциации, фиксирую неповторяющиеся на листе, а учащиеся в своей тетради.

5. После всех называю и записываю свои ассоциации.

6. Теперь зачитываю весь ряд и прошу учащихся выделить 2-3 слова, которые, по их мнению, наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.

7. Учащиеся по очереди зачитывают свой выбор, ставлю над ним точку. Отмечаю и свой выбор. Учащиеся делают это в тетради.

8. Выделяем вместе те слова-ассоциации, которые получили наибольшее количество выборов.

9. Затем анализируем полученный результат – насколько полно и точно выделенные слова отражают сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.

10. 10 Высказываю свое мнение о полученном результате, характеризую, обосновываю сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.

Метод «Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, ни содержательных границ.

Метод «Алфавит» эффективен при закреплении изученной темы, на этапе обобщения.

Его назначение – развитие сознания, мышления, интеллекта через организацию смыслотворчества, мыследеятельности, творческой познавательной деятельности.

Требования к реализации метода:

1. Участвует весь класс.

2. Необходимое оборудование: лист ватмана, на котором сверху вниз записан алфавит, кроме тех букв, с которых слова не могут начинаться, 2-3 маркера.

Порядок реализации метода:

1. Предлагаю учащимся тему «Загрязнение среды обитания» и вывешиваю технологическую карту на доску.

2. Этап 1- смыслотворчества – заполнить технологическую карту – вписать маркером в каждую строку начинающиеся с соответствующей буквы алфавита слова, раскрывающие смысл изученного понятия.

Учащиеся поочередно вписывают в технологическую карту свои понятия. Каждый может записать от одного до нескольких понятий, вслух называя их. Можно выходить несколько раз.

Заполнение технологической карты заканчиваем тогда, когда у нее побывали все учащиеся и на каждую букву записано хотя бы одно слово.

2 этап – аналитический. Предлагаю из всех записанных на технологической карте понятий выделить несколько, которые более всего отражают сущность закрепляемого понятия.



3 этап – рефлексивный. Алгоритм рефлексии может быть и таким:


- Зафиксируйте состояние своего знания об изучаемом понятии. Насколько оно изменилось?

- Определите причины этого состояния.

- Оцените свою деятельность, важность этого метода для себя.

Высказываются каждый участник метода.

Метод «Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, ни содержательных границ. Его можно использовать с учащимися любого возраста.

Метод «Синквейн» – это стихотворение, которое требует изложения большого объёма учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу (Козлова, 2000).

Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1. первая строка – название синквейна – одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает предмет или объект, о котором пойдёт речь в синквейне;

2. вторая строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие признаки и свойства предмета или объекта;

3. третья строка – три глагола, описывающие характерные действия;

4. четвертая строка – фраза на тему синквейна;

5. пятая строка – суть предмета или объекта (одно существительное или фраза).

Например,

1. Огонь

2. Сильный, стремительный

3. Охватывает, губит, уничтожает

4. Распространяется быстро, превращая все в пепел.

5. Пожар 1. Служба

2. Опасна, трудна

3. Спасает, защищает, выручает

4. Готова встретиться с бедой – огнём

5. Охрана

Кроме этого, с помощью тестов я учу учащихся быстро и правильно оценивать обстановку, выявлять угрозу собственной безопасности и определять порядок действий в экстремальной ситуации, закрепляю полученные ранее знания, учу применять их и развиваю творческое мышление, объективно проверяю уровень полученных знаний путем усложнения тестовых заданий и условий их выполнения. Можно сделать вывод, что тестовые задания на моих уроках служат не только инструментом проверки знаний учащихся, но и средством их развития, а также способствуют выработке навыков применения полученных знаний.

Заключение

Так, что же представляет из себя современный урок Основ безопасности


жизнедеятельности, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?


Это:

- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

- урок, содержащий разные виды деятельности;

- урок, на котором ученику должно быть комфортно;

- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной

активности ученика;

- современный урок развивает у детей креативное мышление, воспитывает думающего

ученика-интеллектуала.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=17728
2. https://videouroki.net/razrabotki/sovriemiennyi-urok-obzh-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos.html
3. https://edu-time.ru/pub/107702