Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогообложения в Российской Федерации
1.1. История развития налоговой системы в РФ
1.2. Значение и роль налогообложения в рыночной экономике
1.3. Понятие и структура налоговой системы
2. Анализ состояния налоговой системы Российской Федерации
2.1. Характеристика налоговой системы Российской Федерации
2.3. Проблемы современной налоговой системы и пути их решения
Анализ динамики налоговых поступлений в доходную часть консолидированного бюджета Российской Федерации показал, что изменение налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за 2015-2017 гг. имеет положительную тенденцию. Кроме того, анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в РФ за 2017 год показал превосходство косвенных налогов.
2.3. Проблемы современной налоговой системы и пути их решения
Проблемы налоговой системы анализируются многими современными авторами.
Так, по мнению Б. Х. Алиева, можно выделить такие слабые стороны налоговой системы России, как:
1. Преимущественно фискальный характер данный системы, что усложняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.
2. Неоптимальный уровень ставок НДФЛ.
3. Слабый контроль за реализацией сбора налогов, следствием которого является сокрытие доходов, и в конечном счете, недостаток в бюджетной системе РФ от 30 до 50 % налоговых платежей.
4. Рост неэффективности существующих льгот.
5. Процесс постоянного изменения налогового законодательства и ставок налогообложения, который не обеспечивает долгосрочные вложения капиталов и рост экономики.
6. Закрепление за региональными и местными бюджетами налогов, которые не имеют существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15-20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Из этого вытекает важность регулирования бюджетов с помощью нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов[28].
В.М. Резбаев поднимает проблему «теневого бизнеса». По его мнению, «нужно создать ситуацию, в которой осуществляется вывод бизнеса из тени, так как существующая сегодня официальная налоговая нагрузка на самом деле падает на тех, кто честно платит налоги и таким образом реально для них уровень нагрузки становится больше, чем та средняя цифра, которая выводится официальной статистикой»[29].
Также он определяет, что снижение нагрузки на фонд оплаты труда - это важная задача по снижению фискальной нагрузки. Поэтому если переложить администрирование страховых взносов на налоговую службу, то администрирование налогов улучшится и уменьшится административная нагрузка на плательщиков в связи с уменьшением количества проверок. А повышение эффективности администрирования создаст реальную возможность для снижения уровня фискальной нагрузки.
В последнее время активно обсуждается вопрос совершенствования системы налогообложения. В частности, о необходимости кардинального изменения налоговой системы. Так в программе мер по налоговой политике до 2020 г. говорится о двух возможных направлениях:
- усовершенствование существующей налоговой системы;
- структурная перестройка и налоговой системы.
Отдельный пласт мер в консолидационном пакете направлен на качественное изменение администрирования доходных поступлений и повышение собираемости налогов. Данные меры не только содействуют увеличению доходов бюджета, но также позволяют устранить неравные конкурентные условия, являющиеся одним из факторов, ограничивающих рост производительности труда и сдерживающих процессы модернизации и внедрения инноваций. В противном случае дефицитные ресурсы (трудовые и капитальные) замораживаются у неэффективных собственников и менеджеров, получающих конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения[30].
Законная оптимизация налогообложения, являясь важной частью финансового менеджмента организации, представляет собой один из действенных механизмов повышения эффективности ее хозяйственной деятельности, что позволяет учитывать экономические интересы не только налогоплательщиков, но и государства[31]. Этот подход обуславливает углубление функций налогового администрирования и является объективным поводом для более ответственно подхода налогоплательщиков к решению практических задач налогового планирования, в противном случае штрафные санкции могут намного превысить сумму уплачиваемых налогов.
Реформирования также требует НДС, так как в последние годы наблюдается снижение его фискальной эффективности. Предлагаются следующие пути повышения фискальной эффективности НДС:
- отменить возмещения НДС из бюджета;
- изменить методологии расчета налоговой базы по НДС;
- ввести механизм электронных счетов-фактур;
- ввести систему регистрации плательщиков НДС;
- ввести специальные НДС-счета.
В свою очередь И. А. Майбуров говорит о неприемлемости кардинального изменения существующей налоговой системы. Он считает, что принципиально важно обеспечивать преемственность и стабильность налоговой системы, а налоговые эксперименты зачастую приводят к неопределенным результатам[32].
Также представляет интерес точка зрения Л.П. Лыковой. Она считает, что при проведении налоговых реформ или менее значительных корректировок налогового законодательства объективно требуется контроль результата, реально достигнутого[33]. Кроме того, в итоге экономического развития и совокупности разнообразных факторов, корректирующих поведение экономических агентов, могут возникнуть незапланированные эффекты. По ее мнению, «Далеко не всегда предпринимаемые меры налоговой политики с точки зрения параметров и динамики налоговой нагрузки приводят в конечном итоге к заявленным результатам».
Для модернизации налоговой системы РФ необходимо:
- наделить полномочиями Правительство РФ и финансовые органы РФ, благодаря которым они получат право издания дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам регулирования в сфере налогообложения, нуждающимся в конкретизации и детализации.
2. проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов.
Таким образом, в целом российская налоговая система соответствует теоретическим принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако и присутствуют некоторые противоречия, которые, по своей сути, неизбежны, но, тем не менее, должны быть сведены к минимуму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная роль налогообложения в реализации экономической политики государства состоит в обеспечении доходной части бюджета государства. Для реализации данной роли государство использует перечень инструментов налогового администрирования. Главным инструментов налоговой политики является взимание налогово. На сегодняшний день разработано множество различных форм налогов, отличающиеся по формам взимания, объектам обложения, источникам уплаты и т.д. Такое разнообразие налогов позволяет охватывать различные виды доходов плательщиков налога, снижать отрицательное воздействие налогового бремени.
Налоговая система представляет собой систему отношений, которая включает в себя ряд элементов, каждый из которых обязателен и имеет самостоятельное юридическое значение. Именно от налоговой системы и налоговой политики зависит эффективность функционирования государства.
Анализ налоговой системы позволил сделать вывод, что налоговая система РФ представлена тремя уровнями: федеральным, региональным и местным уровнем. Каждый уровень характеризуется определенными видами налогов и сборов. Кроме этого, налоговая система РФ предполагает наличие определенного круга участников налогового процесса, определенные принципы функционирования, содержит различные виды налогов, виды и режимы налогообложения.
Анализ динамики налоговых поступлений в доходную часть консолидированного бюджета Российской Федерации показал, что изменение налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за 2015-2017 гг. имеет положительную тенденцию. Кроме того, анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в РФ за 2017 год показал превосходство косвенных налогов.
В качестве проблем налоговой системы, выявленных по результатам анализа, выделены: преимущественно фискальный характер данный системы, что усложняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения; слабый контроль за реализацией сбора налогов, следствием которого является сокрытие доходов, и в конечном счете, недостаток в бюджетной системе РФ от 30 до 50 % налоговых платежей; процесс постоянного изменения налогового законодательства и ставок налогообложения, который не обеспечивает долгосрочные вложения капиталов и рост экономики.
В целях решения выявленных проблем и модернизации налоговой системы РФ необходимо: наделить полномочиями Правительство РФ и финансовые органы РФ, благодаря которым они получат право издания дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам регулирования в сфере налогообложения, нуждающимся в конкретизации и детализации; проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145–ФЗ [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // «Консультант–Плюс» : [сайт информ.–правовой компании]. – [М., 2015]. – Режим доступа: http://consultantplus.ru/
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146–ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
- Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 19.12.2016 N 415.
- Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2017 год // Коллегия Счетной палаты Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/
- Алиев Б. Х., Сулейманов М. М. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России // Финансы и кредит. – 2013. - № 42. - С. 43.
- Глазьев С.Ю. Диспропорции налоговой системы и пути их преодоления // Труды Вольного экономического общества. - 2018. - № 1. - С. 62-68.
- Давлетшин Т.Г. Реформирование главы 21 Налогового кодекса РФ: от НДС к НТУ // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - № 22. - C. 1336-1348.
- Евстафьева А.Х. Налоговая политика и оценка ее влияния на социально-экономическое развитие региона: монография. -Казань: Изд-во: Казанск. гос. архитект. - строит. ун-та, 2014. - 175 с.
- Зеленская С. Г. Налоговое регулирование экономики региона: методы увеличения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – № 4. – С. 108–114.
- Куцегреева Л. В. Совершенствование системы налогового администрирования в РФ // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6–2 (59–2). – С. 93–96.
- Лосева О. В. Пути увеличения налоговых доходов бюджета Волгоградской области // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2013. – № 3 (24). – С. 180–184.
- Лыкова Л.Н., Налоговая политика России в условиях кризиса // Журнал новой экономической ассоциации. -2016. - №1. - С. 191.
- Майбуров И. А. Налоговые реформы. Теория и практика. -М.: Юнити-Дана, 2013. - 462 с.
- Макейкина С.М., Кудряшова М.Ю., Красникова А.В. Значение и роль федеральных налогов и сборов в формировании доходов государственного бюджета // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 9. – С. 76-78.
- Маслова И. Н. Проблемы оценки и применения налогового потенциала региона // Финансы и кредит. – 2015. – № 45. – С. 35–43.
- Налоги и налогообложение: учебное пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2013. – 322 с.
- Резбаев В.М., Реформирование налоговой системы в Российской Федерации и США в 2017-2020 гг. // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2017. - № 2 (136). - С. 79-83.
- Ручкина С.Н., Денисова И.П. Совершенствование косвенного налогообложения в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - № 20. - С. 1213-1222.
- Строкова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 991–994.
- Турбина Н.М., Косенкова Ю.Ю. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития // Социально экономические явления и процессы. - 2014. - № 4. - С. 106-110.
- Ускова Т. В. Управление финансовой устойчивостью доходной базы бюджетов регионов: теоретико–методологические аспекты // Проблемы развития территории. – 2015. – № 5. – С. 137–140.
- Хрусталева А. А. Совершенствование налогообложения в регионах в условиях нарастания бюджетного дефицита (на примере г. Москвы) // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – С. 1024–1029.
-
Налоги и налогообложение: учебное пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2013. – 322 с. ↑
-
Зеленская С. Г. Налоговое регулирование экономики региона: методы увеличения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – № 4. – С. 108–114. ↑
-
Турбина Н.М., Косенкова Ю.Ю. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития // Социально экономические явления и процессы. - 2014. - № 4. - С. 106-110. ↑
-
Ускова Т. В. Управление финансовой устойчивостью доходной базы бюджетов регионов: теоретико–методологические аспекты // Проблемы развития территории. – 2015. – № 5. – С. 137–140. ↑
-
Налоги и налогообложение: учебное пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2013. – С. 56. ↑
-
Евстафьева А.Х. Налоговая политика и оценка ее влияния на социально-экономическое развитие региона: монография. -Казань: Изд-во: Казанск. гос. архитект. - строит. ун-та, 2014. – С. 43. ↑
-
Налоговое администрирование: учебник для студентов вузо / Под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева. - Йошкар-Ола.: ООО «Стринг», 2013. – С. 22. ↑
-
Глазьев С.Ю. Диспропорции налоговой системы и пути их преодоления // Труды Вольного экономического общества. - 2018. - № 1. - С. 62-68. ↑
-
Зеленская С. Г. Налоговое регулирование экономики региона: методы увеличения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – № 4. – С. 108–114. ↑
-
Турбина Н.М., Косенкова Ю.Ю. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития // Социально экономические явления и процессы. - 2014. - № 4. - С. 106-110. ↑
-
Куцегреева Л. В. Совершенствование системы налогового администрирования в РФ // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6–2 (59–2). – С. 93–96. ↑
-
Алиев Б. Х., Сулейманов М. М. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России // Финансы и кредит. – 2013. - № 42. - С. 43. ↑
-
Куцегреева Л. В. Совершенствование системы налогового администрирования в РФ // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6–2 (59–2). – С. 93–96. ↑
-
Евстафьева А.Х. Налоговая политика и оценка ее влияния на социально-экономическое развитие региона: монография. -Казань: Изд-во: Казанск. гос. архитект. - строит. ун-та, 2014. - 175 с. ↑
-
1. Хрусталева А. А. Совершенствование налогообложения в регионах в условиях нарастания бюджетного дефицита (на примере г. Москвы) // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – С. 1024–1029. ↑
-
Турбина Н.М., Косенкова Ю.Ю. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития // Социально экономические явления и процессы. - 2014. - № 4. - С. 106-110. ↑
-
Макейкина С.М., Кудряшова М.Ю., Красникова А.В. Значение и роль федеральных налогов и сборов в формировании доходов государственного бюджета // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 9. – С. 76-78. ↑
-
Ручкина С.Н., Денисова И.П. Совершенствование косвенного налогообложения в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - № 20. - С. 1213-1222. ↑
-
Глазьев С.Ю. Диспропорции налоговой системы и пути их преодоления // Труды Вольного экономического общества. - 2018. - № 1. - С. 62-68. ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146–ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824 ↑
-
Маслова И. Н. Проблемы оценки и применения налогового потенциала региона // Финансы и кредит. – 2015. – № 45. – С. 35–43. ↑
-
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2017 год // Коллегия Счетной палаты Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/ ↑
-
Строкова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 991–994. ↑
-
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 19.12.2016 N 415. ↑
-
Строкова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 991–994. ↑
-
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2017 год // Коллегия Счетной палаты Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/ ↑
-
Строкова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 991–994. ↑
-
Алиев Б. Х., Сулейманов М. М. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России // Финансы и кредит. – 2013. - № 42. - С. 43 ↑
-
Резбаев В.М., Реформирование налоговой системы в российской федерации и США в 2017-2020 гг. // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2017. - № 2 (136). - С. 79-83. ↑
-
Маслова И. Н. Проблемы оценки и применения налогового потенциала региона // Финансы и кредит. – 2015. – № 45. – С. 35–43. ↑
-
Куцегреева Л. В. Совершенствование системы налогового администрирования в РФ // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6–2 (59–2). – С. 93–96. ↑
-
Майбуров И. А. Налоговые реформы. Теория и практика. -М.: Юнити-Дана, 2013. - 462 с. ↑
-
Лыкова Л.Н., Налоговая политика России в условиях кризиса // Журнал новой экономической ассоциации. -2016. - №1. - С. 191. ↑