Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогообложения в Российской Федерации
1.1. История развития налоговой системы в РФ
1.2. Значение и роль налогообложения в рыночной экономике
1.3. Понятие и структура налоговой системы
2. Анализ состояния налоговой системы Российской Федерации
2.1. Характеристика налоговой системы Российской Федерации
2.3. Проблемы современной налоговой системы и пути их решения
Обобщив всё выше сказанное, можно дать следующее определение. Налоговая система - основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Проанализировав нормативно-правовую базу Российской Федерации в области налогообложения, в структуру налоговой системы РФ на сегодняшний день включены следующие элементы: субъекты обложения налогами и сборами; объект налогообложения; налоговое законодательство; государственные налоговые органы власти[16].
Теперь рассмотрим каждый элемент более подробно.
Субъект налогообложения - это физическое или юридическое лицо, на котором лежит законодательно установленная обязанность уплатить налог за счёт собственных средств.
Объектом налогообложения являются юридические факты, обуславливающие обязанность субъекта в уплате налога [владение имуществом, вступление в наследство, совершение сделки купли-продажи недвижимости.
Налоговое законодательство - совокупность норм, которые содержатся в законах РФ, законах субъектов РФ и актах представительных органах местного самоуправления, устанавливающих систему налогообложения, общие принципы, основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений.
К государственным налоговым органам РФ относятся: Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ.
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики государства, прогнозирует налоговые поступления, а также вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
В свою очередь, ФНС РФ выполняет следующие важные функции: учёт плательщиков налогов и сборов; контроль за выполнением требований налогового законодательства; надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.
Таким образом, роль налогов в экономике государства достаточно важна, а именно благодаря налогам стимулируется приток денег в бюджет, регулируются как международные, так и местные рыночные отношения, привлекаются зарубежные инвестиции и увеличивается оборот денег в стране. Налоговая система представляет собой систему отношений, которая включает в себя ряд элементов, каждый из которых обязателен и имеет самостоятельное юридическое значение. Именно от налоговой системы и налоговой политики зависит эффективность функционирования государства.
2. Анализ состояния налоговой системы Российской Федерации
2.1. Характеристика налоговой системы Российской Федерации
Основными документами налоговой системы являются Конституция РФ и Налоговый Кодекс Российской Федерации.
Налоговая система РФ состоит из трех уровней:
1. Федеральный уровень
2. Региональный уровень
3. Местный уровень.
Каждый уровень характеризуется определенными видами налогов и сборов. Кроме этого, налоговая система РФ предполагает наличие определенного круга участников налогового процесса, определенные принципы функционирования, содержит различные виды налогов, виды и режимы налогообложения.
На данный момент налоговая система включает в себя более 40 видов налогов и сборов. Налоги выполняют 4 основные функции, главная из которых - это фискальная, заключающаяся в формировании и мобилизации финансовых ресурсов государства[17].
Рассмотрим федеральный бюджет РФ с налоговой точки зрения. Как уже говорилось выше, налоги - это главная статья доходов бюджета, который состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Рассмотрим налоговые и неналоговые
Косвенные налоги являются необходимой составной частью политики страны и справедливого налогообложения. Они позволяют достичь более равномерного распределения налогового бремени между налогоплательщиками[18].
Несмотря на последние преобразования в налоговой системе РФ, одной из основных проблем является мобилизация прямых и косвенных налогов в бюджетную систему РФ.
Налог на доходы физический лиц - наиболее важный вид прямых налогов. Она стоит в центре любой налоговой системы субъекта РФ.
Развитие налоговой системы невозможно без четко намеченного плана действий налоговых органов. Это означает, что государство необходимо продумывать свои действия наперед. Так, в рамках развития налоговой политики в РФ, созданы направления развития налоговой системы в целом на 2017-2018 года. Рассмотрим основные ее направления[19].
Новшества в налоговой системе предполагает изменения в требованиях к налогоплательщикам. Они связаны с тем, что, для привлечение к своевременной уплате налогов и сборов, налогоплательщиков будет подвергать юридической ответственности за нарушение правил уплаты налогов и сборов согласна п. 3 ст. 129.1 НК РФ[20]. По данной статье налогоплательщики, которые нарушили правила своевременных выплат налогов, будут подвергаться к ответственности в виде уплате штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога. Данные нововведения позволят усилить контроль над уплатой таких налогов, как земельный, транспортный и другие налоги, а также сформировать менталитет у населения.
В России после 2018 года увеличится подоходный налог и налог на добавленную стоимость. Данные изменения будут связаны с стремлением властей решить бюджетные проблемы, связанные с падением цен на нефть. Также в данный период возможен смен типа налогообложения с пропорционального на прогрессивный[21].
Налоговая система как фактор экономической стабилизации должна чутко реагировать на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране. Она должна: быть инструментом оптимизации воспроизведенных процессов в стране, устанавливать оптимальное соотношение между отдельными налогами и сборами с тем, чтобы стимулировать необходимые отраслевые пропорции в народном хозяйстве, обеспечить достойный уровень жизни населения РФ, устранить двойное налогообложение доходов, и при этом учитывать мировой опыт налогообложения
2.2. Анализ динамики налоговых поступлений в доходную часть консолидированного бюджета Российской Федерации
Рассмотрим федеральный бюджет РФ с налоговой точки зрения. Как уже говорилось выше, налоги - это главная статья доходов бюджета, который состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Рассмотрим налоговые и неналоговые поступления в федеральный бюджет за 2015 - 2017 года и проанализируем их тенденцию на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Величина налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет РФ за 2015 - 2017 гг., млрд руб[22]
Анализ рисунка 2.1 показывает, что изменение налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за 2015-2017 гг. имеет положительную тенденцию и возрастает на 1564,8 млрд. руб. или на 22,1%[23].
Рассмотрим изменения налоговых доходов по различным видам налогов, используя таблицу 2.1.
Таблица 2.1. - Смета доходов федерального бюджета за период с 2015 - по 2017 гг.[24]
Наименование сметы доходов федерального бюджета |
2015 год, млрд. руб. |
2016 год, млрд. руб. |
2017 год, млрд. руб. |
Изменения 2017 к 2015 (+;-) млрд. руб. |
Изменения 2017 к 2015, (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы, всего |
14496,9 |
13659,2 |
13459,5 |
- 1037,4 |
92,8 |
Неналоговые доходы |
7433,8 |
5862,7 |
4831,6 |
-2602,2 |
65,0 |
Налоговые доходы: |
7063,1 |
7796,6 |
8627,9 |
+1564,8 |
122,1 |
- Связанные с внутренним производством |
3113,6 |
3467,6 |
3772,3 |
+658,7 |
121,1 |
НДС (внутренний) |
2181,4 |
2448,3 |
2649,9 |
+468,5 |
121,5 |
Акцизы |
520,8 |
527,9 |
631,8 |
+111 |
121,3 |
Налог на прибыль |
411,3 |
491,4 |
490,6 |
+79,3 |
119,3 |
- Связанные с импортом |
2474,3 |
2404,4 |
2534,6 |
+60,3 |
102,4 |
НДС на ввозимые товары |
1750,2 |
1785,2 |
1909,6 |
+159,4 |
109,1 |
Акцизы на ввозимые Товары |
71,6 |
54,0 |
62,0 |
-9,6 |
86,6 |
Ввозные пошлины |
652,5 |
565,2 |
563,0 |
-89,5 |
86,3 |
- Прочие доходы от налогов |
1475,2 |
1924,6 |
2321,0 |
+845,8 |
157,3 |
Анализ таблицы 2.1 показывает, что неналоговые доходы превышают долю налоговых доходов в федеральном бюджете в 2015 году, но меньше в 2017 году. В данной таблице видно, что как меняли за три года показатели, составляющие федеральный бюджет. Можно заметить, например, что наибольший НДС (внутренний) был получен в 2016 году[25].
Также из полученных данных можно выделить те статьи налогового дохода, где они увеличились и где уменьшились.
Увеличились (в порядке уменьшения):
- прочие доходы - на 845,8 млрд. руб. или на 53,7 %
- НДС (внутренний) - на 468,5 млрд. руб. или на 21,5%
- НДС на ввозимые товары - 159,4 млрд. руб. или на 9,1%
- акцизы - на 111 млрд. руб. или на 21,3%
- налог на прибыль - на 79,3 млрд. руб. или на 19,3%
Уменьшились (в порядке возрастания):
- ввозные пошлины - на 89,5 млрд. руб. или на 13,7%
- акцизы на ввозимые товары - на 9,6 млрд. руб. или на 13,4%
Как указывалось, в теоретических аспектах, налоги имеют различные классификации. Одной из основных в РФ является классификация налогов по способу изъятия. Рассмотрим долю косвенных и прямых налогов в федеральном бюджете РФ на 2015 год в таблице 2.2.
Таблица 2.2. - Соотношение прямых и косвенных налогов в РФ и в ВВП за 2017 год[26]
Вид налогов |
Год |
Доля в общем объеме ВВП, % |
Процентное соотношение в РФ, % |
Прямые налоги |
2017 |
16,86 |
45,65 |
Косвенные налоги |
2017 |
20,07 |
54,35 |
Из таблицы 2.2 видно, что в процентном соотношении превалируют косвенные налоги. Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в РФ за 2017 год показал, что превосходство косвенных налогов составляет 8,7 %, а если рассматривать долю косвенных налогов в общем объеме ВВП, по сравнению с прямыми налогами, то превосходство будет составлять 3,21 %[27].
Таким образом, анализ налоговой системы и основ налогообложения позволил сделать вывод, что налоговая система РФ представлена тремя уровнями: федеральным, региональным и местным уровнем. Каждый уровень характеризуется определенными видами налогов и сборов. Кроме этого, налоговая система РФ предполагает наличие определенного круга участников налогового процесса, определенные принципы функционирования, содержит различные виды налогов, виды и режимы налогообложения.