Файл: Методическая разработка теоретического занятия 10 по теме Болезни крови по уд оп. 09. 09. 03 Основы патологии для специальности 31. 02. 01Лечебное дело.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №10

по теме: «Болезни крови»

по УД: ОП.09.09.03 Основы патологии

для специальности: 31.02.01Лечебное дело

34.02.01 Сестринское дело

31.02.02Акушерское дело

Разработал: Азаматова Э.Л.

Симферополь, 2021

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин

протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.

Председатель ЦМК_____Тихонова О. А.

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 502 от 12.05.2014 г., по специальности 31.02.01 Лечебное дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 514 от 12.05.2014 г., по специальности 31.02.02 Акушерское дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 969 от 11.08.2014г.

Автор-разработчик: Азаматова Э.Л. – преподаватель ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»

Содержание

1. Методический блок …………………………………………………...

4

2. Информационный блок………………………………………………...

10

3. Блок контроля знаний………………………………………………….

28

4. Приложения…………………………………………………………….

29


I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Технологическая карта теоретического занятия №10

Название УД: ОП.09.09.03 Основы патологии

Специальность: 31.02.01Лечебное дело

34.02.01 Сестринское дело

31.02.02Акушерское дело

Курс: 1, 2 курс

Тема занятия: «Болезни крови»

Количество часов: 2

Вид занятия: лекция с элементами беседы

Тип занятия: занятие по ознакомлению с новым материалом

1. Учебные цели:

Студент должен знать:

  • Этиологию и патогенез болезней крови.

  • Современные представления о кроветворении и его патологии.

  • Понятие о гемоболастозах -морфология и патфизиология. современные методы диагностики и лечения.


2. Развивающие цели:

  • Реакции крови на разные заболевания, примеры клинических анализов.

3. Воспитательные цели:

  • формировать понимание необходимости изучения патологии для эффективной будущей профессиональной деятельности;

  • развивать у студентов способности профессионально использовать знания по теме.

  • формирование здорового образа жизни, способности к физическому самосовершенствованию и развитию;

Общие компетенции:

для специальности 31.02.01 Лечебное дело:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

  • ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

  • ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

  • ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


Актуализируемые компетенции

для специальности 34.02.01 Сестринское дело:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

  • ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.


для специальности 31.02.02 Акушерское дело:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Уровень освоения знаний: 2

Мотивация занятия: Изучение болезней крови играет большую роль для студентов для формирования дальнейших навыков в практической деятельности. Для познания и объяснения сущности патологических процессов и болезней патология использует данные клинического обследования. Изучение патологических процессов и болезней проводится на уровне молекул, субклеточном и клеточном уровне, а также на уровне органа и организма в целом.

Место проведения: кабинет анатомии и физиологии и основ патологии

Материально-техническое обеспечение: Ноутбук, проектор, экран.

Учебно-методическое оснащение: рабочая программа, календарно-тематический план, методические разработки по теоретическому занятию, таблицы, схемы


Межпредметные связи:

Входящие

Выходящие

ОУД. 09 Химия

ОУД. 11 Биология

ОП.02 Анатомия и физиология человека

ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии

ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

Внутрипредметные связи:

1. ТЗ№9-«Воспалительные болезни органов дыхания»

Список использованной литературы в подготовке к занятию

Основная:

  1. Ремизов И. В. Основы патологии [текст]/ И. В. Ремизов, В.А. Дорошенко.- Р-на-Дону: Феникс, 2019г

  2. Ремизов И. В. Руководство к практическим занятиям по Основам патолоиии.-Ростов -на -Дону : Феникс,2019

Дополнительная:

    1. Алабин И.В. Основы патологии [текст]/ И.В. Алабин, В.П. Митрафоненко-М.: Геотар-Медиа 2019

    2. Пауков В.С. Патологическая анатомия и патологическая физиология учебник для медицинских училищ и колледжей[текст]/ В.С. Пауков, П.Ф. Литвинцкий- М.: Геотар-Медиа 2018

Ход занятия



п/п

Основные этапы лекции и их содержание

Время этапа (мин.)

Дидактическая цель этапа

Методы, приемы, формы обучения

Учебно-методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Организационный этап


3 мин.


Воспитание дисциплинированности и организованности студентов

Беседа




Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих

Готовятся к занятию

2.

Этап актуализации знаний, мотивации и целеполагания

17 мин.

Диагностирование ранее полученных знаний. Активизация внимания.

Входное тестирование




Систематизация и обобщение ранее усвоенных знаний и умений;

Сообщение студентам тему, цели и основные этапы занятия.

Записывают в тетради тему и план занятия. Обсуждают значимость данной темы.

3.

Основной этап

60 мин.

Способствование развитию знаний об болезнях крови

Объяснительно-иллюстративный

Методическая разработка теоретического занятия: Презентация поданной теме. Иллюстрации. Таблицы. Схемы

Последовательно раскрывает содержание основных вопросов лекции

Слушают и конспектируют в тетради, отвечают на поставленные вопросы

Изложение основных вопросов лекции:

1. Болезни крови, классификация.

2.Понятие о гемоболастозах - морфология и патфизиология. современные методы диагностики и лечения.

3. Этиология и патогенез наиболее часто встречающихся болезней крови

4. Реакции крови на разные заболевания, примеры клинических анализов

4.

Заключительный этап

10 мин.
















Подведение итогов

Систематизация, закрепление материала

Эвристическая беседа




Предлагает студентам обобщить полученные знания, задать вопросы по теме

Обобщают полученные знания, анализируют ошибки, задают вопросы

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на заданные вопросы

Домашнее задание

Закрепление и расширение знаний

Объяснение

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов


Сообщает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Дает рекомендации по выполнению задания

Записывают домашнее задание и методические указания по его выполнению в тетради


ФИО преподавателя _______________ /Азаматова Э.Л.

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Система крови включает:

  • органы и ткани кроветворения, или гемопоэза, в которых созревают форменные элементы крови;

  • периферическую кровь, которая включает циркулирующую и депонированную в органах и тканях фракции;

  • органы кроворазрушения;

Система крови является внутренней средой организма и одной из его интегрирующих систем. Кровь выполняет многочисленные функции — дыхания, обмена веществ, экскреции, терморегуляции, поддержания водно-электролитного баланса. Она осуществляет защитные и регуляторные функции благодаря наличию в ней фагоцитов, различных антител, биологически активных веществ, гормонов. На процессы кроветворения влияют многие факторы. Важное значение имеют особые вещества, регулирующие пролиферацию и созревание клеток крови, — гемопоэтины, но общее регулирующее влияние оказывает нервная система. Все многочисленные функции крови направлены на поддержание гомеостаза.

Картина периферической крови и костного мозга позволяет судить о функциях многих систем организма. При этом наиболее полное представление о состоянии самой кроветворной системы можно получить, лишь исследуя костный мозг. Для этого специальной иглой (трепаном) проводят пункцию грудины или гребня подвздошной кости и получают костномозговую ткань, которую затем исследуют под микроскопом.

МОРФОЛОГИЯ КРОВЕТВОРЕНИЯ

Все форменные элементы крови в нормальных условиях образуются в красном костном мозге плоских костей — грудины, ребер, костей таза, позвонков. В трубчатых костях взрослого человека костный мозг представлен в основном жировой тканью и имеет желтый цвет. У детей в трубчатых костях происходит кроветворение, поэтому костный мозг красный.

Морфогенез кроветворения.

Родоначальником всех клеток крови является стволовая кроветворная клетка костного мозга, которая трансформируется в клетки-предшественники, морфологически неотличимые друг от друга, но дающие начало миело- и лим-фопоэзу (рис. 42). Эти процессы регулируются гемопоэтинами, среди которых выделяют эритро-, лейко- и тромбоцитопоэтины. В зависимости от преобладания тех или иных поэтинов усиливается миелопоэз и клетки-предшественники начинают трансформироваться в бластные формы миелоцитарного, эритроцитарного и тромбоцитарного ростков крови. При стимуляции лимфопоэза начинается созревание лимфоцитарного, а также моноцитарного ростков крови. Таким образом происходит развитие зрелых клеточных форм — Т- и В-лимфоцитов, моноцитов, базофилов, эозинофилов, нейтрофилов, эритроцитов и тромбоцитов.