Файл: Методическая разработка теоретического занятия 10 по теме Болезни крови по уд оп. 09. 09. 03 Основы патологии для специальности 31. 02. 01Лечебное дело.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Крымский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №10
по теме: «Болезни крови»
по УД: ОП.09.09.03 Основы патологии
для специальности: 31.02.01Лечебное дело
34.02.01 Сестринское дело
31.02.02Акушерское дело
Разработал: Азаматова Э.Л.
Симферополь, 2021
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. Председатель ЦМК_____Тихонова О. А. | Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 502 от 12.05.2014 г., по специальности 31.02.01 Лечебное дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 514 от 12.05.2014 г., по специальности 31.02.02 Акушерское дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 969 от 11.08.2014г. |
Автор-разработчик: Азаматова Э.Л. – преподаватель ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»
Содержание
1. Методический блок …………………………………………………... | 4 |
2. Информационный блок………………………………………………... | 10 |
3. Блок контроля знаний…………………………………………………. | 28 |
4. Приложения……………………………………………………………. | 29 |
I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Технологическая карта теоретического занятия №10
Название УД: ОП.09.09.03 Основы патологии
Специальность: 31.02.01Лечебное дело
34.02.01 Сестринское дело
31.02.02Акушерское дело
Курс: 1, 2 курс
Тема занятия: «Болезни крови»
Количество часов: 2
Вид занятия: лекция с элементами беседы
Тип занятия: занятие по ознакомлению с новым материалом
1. Учебные цели:
Студент должен знать:
-
Этиологию и патогенез болезней крови. -
Современные представления о кроветворении и его патологии. -
Понятие о гемоболастозах -морфология и патфизиология. современные методы диагностики и лечения.
2. Развивающие цели:
-
Реакции крови на разные заболевания, примеры клинических анализов.
3. Воспитательные цели:
-
формировать понимание необходимости изучения патологии для эффективной будущей профессиональной деятельности; -
развивать у студентов способности профессионально использовать знания по теме. -
формирование здорового образа жизни, способности к физическому самосовершенствованию и развитию;
Общие компетенции:
для специальности 31.02.01 Лечебное дело:
-
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. -
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. -
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. -
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. -
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. -
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. -
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. -
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. -
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. -
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. -
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. -
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Актуализируемые компетенции
для специальности 34.02.01 Сестринское дело:
-
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. -
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. -
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. -
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
для специальности 31.02.02 Акушерское дело:
-
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. -
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. -
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. -
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Уровень освоения знаний: 2
Мотивация занятия: Изучение болезней крови играет большую роль для студентов для формирования дальнейших навыков в практической деятельности. Для познания и объяснения сущности патологических процессов и болезней патология использует данные клинического обследования. Изучение патологических процессов и болезней проводится на уровне молекул, субклеточном и клеточном уровне, а также на уровне органа и организма в целом.
Место проведения: кабинет анатомии и физиологии и основ патологии
Материально-техническое обеспечение: Ноутбук, проектор, экран.
Учебно-методическое оснащение: рабочая программа, календарно-тематический план, методические разработки по теоретическому занятию, таблицы, схемы
Межпредметные связи:
Входящие | Выходящие |
ОУД. 09 Химия ОУД. 11 Биология ОП.02 Анатомия и физиология человека | ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий |
Внутрипредметные связи:
1. ТЗ№9-«Воспалительные болезни органов дыхания»
Список использованной литературы в подготовке к занятию
Основная:
-
Ремизов И. В. Основы патологии [текст]/ И. В. Ремизов, В.А. Дорошенко.- Р-на-Дону: Феникс, 2019г -
Ремизов И. В. Руководство к практическим занятиям по Основам патолоиии.-Ростов -на -Дону : Феникс,2019
Дополнительная:
-
Алабин И.В. Основы патологии [текст]/ И.В. Алабин, В.П. Митрафоненко-М.: Геотар-Медиа 2019 -
Пауков В.С. Патологическая анатомия и патологическая физиология учебник для медицинских училищ и колледжей[текст]/ В.С. Пауков, П.Ф. Литвинцкий- М.: Геотар-Медиа 2018
Ход занятия
№ п/п | Основные этапы лекции и их содержание | Время этапа (мин.) | Дидактическая цель этапа | Методы, приемы, формы обучения | Учебно-методическое обеспечение | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Организационный этап | 3 мин. | Воспитание дисциплинированности и организованности студентов | Беседа | | Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих | Готовятся к занятию |
2. | Этап актуализации знаний, мотивации и целеполагания | 17 мин. | Диагностирование ранее полученных знаний. Активизация внимания. | Входное тестирование | | Систематизация и обобщение ранее усвоенных знаний и умений; Сообщение студентам тему, цели и основные этапы занятия. | Записывают в тетради тему и план занятия. Обсуждают значимость данной темы. |
3. | Основной этап | 60 мин. | Способствование развитию знаний об болезнях крови | Объяснительно-иллюстративный | Методическая разработка теоретического занятия: Презентация поданной теме. Иллюстрации. Таблицы. Схемы | Последовательно раскрывает содержание основных вопросов лекции | Слушают и конспектируют в тетради, отвечают на поставленные вопросы |
Изложение основных вопросов лекции: | |||||||
1. Болезни крови, классификация. | |||||||
2.Понятие о гемоболастозах - морфология и патфизиология. современные методы диагностики и лечения. | |||||||
3. Этиология и патогенез наиболее часто встречающихся болезней крови | |||||||
4. Реакции крови на разные заболевания, примеры клинических анализов | |||||||
4. | Заключительный этап | 10 мин. | | | | | |
Подведение итогов | Систематизация, закрепление материала | Эвристическая беседа | | Предлагает студентам обобщить полученные знания, задать вопросы по теме | Обобщают полученные знания, анализируют ошибки, задают вопросы | ||
Ответы на вопросы студентов | Отвечает на заданные вопросы | ||||||
Домашнее задание | Закрепление и расширение знаний | Объяснение | Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов | Сообщает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Дает рекомендации по выполнению задания | Записывают домашнее задание и методические указания по его выполнению в тетради |
ФИО преподавателя _______________ /Азаматова Э.Л.
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Система крови включает:
-
органы и ткани кроветворения, или гемопоэза, в которых созревают форменные элементы крови; -
периферическую кровь, которая включает циркулирующую и депонированную в органах и тканях фракции; -
органы кроворазрушения;
Система крови является внутренней средой организма и одной из его интегрирующих систем. Кровь выполняет многочисленные функции — дыхания, обмена веществ, экскреции, терморегуляции, поддержания водно-электролитного баланса. Она осуществляет защитные и регуляторные функции благодаря наличию в ней фагоцитов, различных антител, биологически активных веществ, гормонов. На процессы кроветворения влияют многие факторы. Важное значение имеют особые вещества, регулирующие пролиферацию и созревание клеток крови, — гемопоэтины, но общее регулирующее влияние оказывает нервная система. Все многочисленные функции крови направлены на поддержание гомеостаза.
Картина периферической крови и костного мозга позволяет судить о функциях многих систем организма. При этом наиболее полное представление о состоянии самой кроветворной системы можно получить, лишь исследуя костный мозг. Для этого специальной иглой (трепаном) проводят пункцию грудины или гребня подвздошной кости и получают костномозговую ткань, которую затем исследуют под микроскопом.
МОРФОЛОГИЯ КРОВЕТВОРЕНИЯ
Все форменные элементы крови в нормальных условиях образуются в красном костном мозге плоских костей — грудины, ребер, костей таза, позвонков. В трубчатых костях взрослого человека костный мозг представлен в основном жировой тканью и имеет желтый цвет. У детей в трубчатых костях происходит кроветворение, поэтому костный мозг красный.
Морфогенез кроветворения.
Родоначальником всех клеток крови является стволовая кроветворная клетка костного мозга, которая трансформируется в клетки-предшественники, морфологически неотличимые друг от друга, но дающие начало миело- и лим-фопоэзу (рис. 42). Эти процессы регулируются гемопоэтинами, среди которых выделяют эритро-, лейко- и тромбоцитопоэтины. В зависимости от преобладания тех или иных поэтинов усиливается миелопоэз и клетки-предшественники начинают трансформироваться в бластные формы миелоцитарного, эритроцитарного и тромбоцитарного ростков крови. При стимуляции лимфопоэза начинается созревание лимфоцитарного, а также моноцитарного ростков крови. Таким образом происходит развитие зрелых клеточных форм — Т- и В-лимфоцитов, моноцитов, базофилов, эозинофилов, нейтрофилов, эритроцитов и тромбоцитов.