Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 987
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8.
Исходя из этого, можно классифицировать типы индивидуальных трудовых споров по разным основаниям. Целью любой классификации является установление общего и специального, нахождение системных связей между частями одного и того же целого и, как следствие, лучшее понимание сущности исследуемого явления. Необходимо учитывать условный характер деления, поскольку то же самое можно отнести к разным группам, не нарушая общей логики критериев отбора. Изучение типов трудовых споров важно для правильного определения сторон в споре, заинтересованных лиц, выбора способов защиты прав и законных интересов субъектов отношений, регулируемых трудовым законодательством9.
I. По субъектному составу участников спора все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные споры.
Субъектами (сторонами) индивидуального трудового спора являются:
а) работодатель - физическое или юридическое лицо;
б) работник - лицо, которое находится в трудовых отношениях с работодателем, который выразил желание заключить трудовой договор и которому было отказано; расторгнувший трудовой договор;
II. Посредством разрешения индивидуального трудового спора существуют разные:
а) споры разрешаются в общем порядке, когда спор разрешается в КТС, а затем в суде;
б) споры разрешаются в суде, когда нет необходимости обращаться в КТС;
в) споры разрешаются в специальном порядке, когда спор разрешается вышестоящим органом в порядке подчинения.
В соответствии со ст. 398 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор отличается от коллективного как содержание предмета спора и его состав. В индивидуальных спорах субъективные права конкретного работника и его законные интересы обжалуются и охраняются. Случаи, в которых работник может прибегнуть к самозащите своих трудовых прав, предусмотрены в ряде статей ЛК РФ, размещенных в разных разделах.
Например, в некоторых статьях закона закреплено право на отказ (статья 219);
в других - такой отказ как средство предотвращения нарушения трудовых прав, предусмотренных законом (статья 221);
в-третьих, отказ разрешен в соответствии с действиями или распоряжениями работодателя, запрещенными законом (статьи 64 или 60, соответственно)10.
Некоторые авторы, споры о праве и споры об установлении или изменении условий труда, называли споры о праве и споры об интересе. Эта классификация основана на тех же критериях, терминологических различиях. Впервые разделение всех споров на споры о праве и споры об интересе было предложено известным трудовиком-учёным И.С. Войтинским в своих работах, опубликованных в 1920-х и 1930-х годах.11
Со временем эта классификация не утратила своей актуальности. Хочу отметить, что споры по поводу интересов могут быть разными. Если говорить об интересе, который защищен правовыми нормами, то отказ работодателя от реализации этого интереса повлечет за собой его принуждение при совершении каких-либо действий со стороны юрисдикционных органов.
Суть споров об интересе - создание новых условий труда на основе компромиссного решения. Споры о праве (в зарубежной терминологии — конфликты права) касаются применения норм, установленных нормативными и индивидуальными источниками регулирования отношений, входящих в предмет трудового права.
К этим источникам, помимо законодательства, можно отнести локальные нормативные акты, коллективные договоры, договоры в их нормативной части, трудовой договор и другие соглашения договоры о труде (ученический договор, договор о материальной ответственности и некоторые другие). Разрешение спора о праве должно привести к восстановлению нарушенного права или устранения препятствий к его реализации. III. Согласно характеру спора, все трудовые споры делятся на два типа:
1) споры о применении норм трудового законодательства, коллективных или трудовых договоров, соглашений о правах и обязанностях, установленных им. Такие споры могут возникать из всех правовых областей трудового права, т.е. как от труда, так и от всех других, возникающих от них. В таких спорах нарушаются права и права нарушителя права работника или профсоюза или органа трудового коллектива. Это споры о правах и их абсолютное большинство среди индивидуальных трудовых споров;
2) споры о законных интересах, т.е. о создании новых социально-экономических условий труда и жизни, которые не регулируются законом.
Споры такого рода могут возникать как из трудовых отношений - установления новых условий работы в местном порядке (новый срок отпуска по уходу за ребенком по графику отпуска
, новая тарифная сетка); и от всех правовых отношений (социальное партнерство), имеющих организационный и управленческий характер. ТК РФ предусматривает единую процедуру разрешения индивидуальных трудовых споров как по трудовым правам, так и по интересам.
IV. Что касается правовых отношений, которые являются предметом трудового права, из которого может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на споры, возникающие из:
1) трудовые отношения (их подавляющее большинство);
2) правоотношения по найму (например, отказ заключить трудовой договор по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей);
3) правовые отношения для надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и норм охраны труда (например, действия санитарного инспектора, закрывшего место работы, технического или юридического государственного инспектора государственной инспекции, который наложил штраф на должностное лицо и т. д .);
4) правоотношения в области профессиональной подготовки и профессионального развития работников (например, по качеству образования в средних профессиях и т. д.);
5) правовые отношения для возмещения материального ущерба работником предприятию (например, несогласие с суммой вычета из заработка работника за материальный ущерб);
6) правовые отношения по возмещению работодателем ущерба, причиненного здоровью на рабочем месте, или нарушение его права на труд (например, несогласие с уплаченной суммой);
7) правовые отношения профсоюза с работодателем в вопросах труда, жизни, культуры (например, принятие местного нормативного акта об обязательной суточной норме производства);
8) правовые отношения трудового коллектива с работодателем, администрацией (например, при выборе руководителей по экономической части, утверждение планов работы); 9) социальные и партнерские правоотношения. Классификация трудовых споров на этих основаниях необходима для правильного определения подведомственности, характера и предмета спора по каждому трудовому спору.
Глава 2. Виды трудовых споров
2.1 Индивидуальные трудовые споры
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральными законами способов их разрешения. К еще одной причине подобных споров стоит отнести результат невысокого уровня правосознания, неинформированность, а также пренебрежительное отношение к заключению трудового договора работником, что в следствии и приводит к возникновению индивидуальных правовых споров.
Трудовой кодекс Российской Федерации ясно дает понятие и рассматривает индивидуальный трудовой спор как не урегулированные разногласия между работодателем и нанятым работником по различным вопросам применения законов или нормативных правовых актов, которые содержат различные нормы трудового права, договора или иного трудового соглашения. Обычно, подобные споры рассматриваются комиссиями по рассмотрению трудовых споров или судами. Комиссии по трудовым спорам являются первичным органом, который имеет право рассматривать трудовые споры, порядок рассмотрения которых установлен ст. 382-389 ТК РФ. Состав комиссии избирается общим собранием трудового коллектива и имеет численность не менее пятнадцати человек. После, комиссия избирает своего председателя, а также его секретаря и заместителя12.
Как правило подобные комиссии рассматривают трудовые споры в том случае, если работник сам или с участием профсоюза не урегулировал разногласия со своим работодателем либо администрацией организации.
Следует обратить внимание, что решение данной комиссии может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами в течении 10 дней со дня вручения копии решения. Подробнее об основных способах защиты написано в ст. 352 ТК РФ. Стоит отметить, что право на судебную защиту является одной из важнейших гарантий трудовых прав работников, нашедших свое проявление в нормах ТК РФ, которые охватывают не только защиту трудовых прав всеми доступными, но не запрещенными законом способами, но и устанавливают основные способы защиты трудовых прав и свобод.
Поэтому необходимо отметить, что трудовые споры рассматриваются в судах общей юрисдикции в следующих случаях (ст. 391–397 ТК РФ):
– если работник или работодатель не согласны с решением КТС;
– по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству;
– если на предприятии комиссии по трудовым спорам не собираются либо не созданы;
– по заявлению работника о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об уплате за время вынужденного прогула или выполнения низкооплачиваемой работы;
– по заявлению работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию
13.
В 2016 и 2017 году уже было принято не мало изменений в трудовом законодательстве, некоторые положения которого претерпели существенные изменения и вызвали ряд вопросов. Как говорилось ранее, одной из основных причин возникновения трудовых споров является неинформированность граждан, поэтому важно обратить внимание на некоторые из таких изменений, которые позволяют устранить эту проблему. Подобное упущение призван исправить документ, внесённый в Госдуму, изменяющий ст. 68 ТК РФ об оформлении приёма на работу.
Теперь нанимаемого сотрудника нужно будет оповестить о доступных вариантах формирования его пенсии. В следствии чего, должен уменьшиться и общий объем, возникших на данной основе трудовых споров. Одним из таких изменений в трудовом законодательстве, который вызвал немало споров, является Федеральный закон №122-ФЗ, подписанный президентом РФ 2 мая 2016 года, изменяющий порядок употребления профессиональных стандартов, ранее носивший рекомендательный характер.
С 01.07.2016 вступили в силу пп. 2 и 3 ст. 195 ТК РФ – положения об обязательном использовании профессиональных стандартов всеми категориями работодателей, при условии что данные требования к уровню квалификации сотрудника предусматриваются ТК или прочими федеральными законами и нормативными правовыми актами14.
На практике же возникли споры по этому поводу. Например, есть точка зрения, согласно которой все работодатели обязаны принимать профессиональные стандарты. Обоснованием же данной точки зрения является мнение о том, что данные стандарты, ставшие обязательными – ничто иное как нормативный правовой акт, утвержденный приказом Министерства труда РФ, а, следовательно, обязателен для исполнения. На этой почве возникло большое количество споров, в частности между работниками и работодателями.
Стоит заметить, что применение профессиональных стандартов необязательно, если необходимые требования к квалификации работника установлены иными нормативными правовыми актами.
В противном случае нарушается ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ, согласно которой устанавливается порядок применения профессиональных стандартов, в отношении которых нет принципа обязательности. Кроме того, некоторые вопросы, а в последствии и споры вызывает ст. 142 ТК РФ «Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику».
Суть в том, что работник в случае задержки выплаты заработной платы, на срок более чем на пятнадцать дней имеет право, предварительно оповестив своего работодателя в письменной форме, приостановить свою рабочую деятельность на весь период времени задержки выплат.
Исходя из этого, можно классифицировать типы индивидуальных трудовых споров по разным основаниям. Целью любой классификации является установление общего и специального, нахождение системных связей между частями одного и того же целого и, как следствие, лучшее понимание сущности исследуемого явления. Необходимо учитывать условный характер деления, поскольку то же самое можно отнести к разным группам, не нарушая общей логики критериев отбора. Изучение типов трудовых споров важно для правильного определения сторон в споре, заинтересованных лиц, выбора способов защиты прав и законных интересов субъектов отношений, регулируемых трудовым законодательством9.
I. По субъектному составу участников спора все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные споры.
Субъектами (сторонами) индивидуального трудового спора являются:
а) работодатель - физическое или юридическое лицо;
б) работник - лицо, которое находится в трудовых отношениях с работодателем, который выразил желание заключить трудовой договор и которому было отказано; расторгнувший трудовой договор;
II. Посредством разрешения индивидуального трудового спора существуют разные:
а) споры разрешаются в общем порядке, когда спор разрешается в КТС, а затем в суде;
б) споры разрешаются в суде, когда нет необходимости обращаться в КТС;
в) споры разрешаются в специальном порядке, когда спор разрешается вышестоящим органом в порядке подчинения.
В соответствии со ст. 398 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор отличается от коллективного как содержание предмета спора и его состав. В индивидуальных спорах субъективные права конкретного работника и его законные интересы обжалуются и охраняются. Случаи, в которых работник может прибегнуть к самозащите своих трудовых прав, предусмотрены в ряде статей ЛК РФ, размещенных в разных разделах.
Например, в некоторых статьях закона закреплено право на отказ (статья 219);
в других - такой отказ как средство предотвращения нарушения трудовых прав, предусмотренных законом (статья 221);
в-третьих, отказ разрешен в соответствии с действиями или распоряжениями работодателя, запрещенными законом (статьи 64 или 60, соответственно)10.
Некоторые авторы, споры о праве и споры об установлении или изменении условий труда, называли споры о праве и споры об интересе. Эта классификация основана на тех же критериях, терминологических различиях. Впервые разделение всех споров на споры о праве и споры об интересе было предложено известным трудовиком-учёным И.С. Войтинским в своих работах, опубликованных в 1920-х и 1930-х годах.11
Со временем эта классификация не утратила своей актуальности. Хочу отметить, что споры по поводу интересов могут быть разными. Если говорить об интересе, который защищен правовыми нормами, то отказ работодателя от реализации этого интереса повлечет за собой его принуждение при совершении каких-либо действий со стороны юрисдикционных органов.
Суть споров об интересе - создание новых условий труда на основе компромиссного решения. Споры о праве (в зарубежной терминологии — конфликты права) касаются применения норм, установленных нормативными и индивидуальными источниками регулирования отношений, входящих в предмет трудового права.
К этим источникам, помимо законодательства, можно отнести локальные нормативные акты, коллективные договоры, договоры в их нормативной части, трудовой договор и другие соглашения договоры о труде (ученический договор, договор о материальной ответственности и некоторые другие). Разрешение спора о праве должно привести к восстановлению нарушенного права или устранения препятствий к его реализации. III. Согласно характеру спора, все трудовые споры делятся на два типа:
1) споры о применении норм трудового законодательства, коллективных или трудовых договоров, соглашений о правах и обязанностях, установленных им. Такие споры могут возникать из всех правовых областей трудового права, т.е. как от труда, так и от всех других, возникающих от них. В таких спорах нарушаются права и права нарушителя права работника или профсоюза или органа трудового коллектива. Это споры о правах и их абсолютное большинство среди индивидуальных трудовых споров;
2) споры о законных интересах, т.е. о создании новых социально-экономических условий труда и жизни, которые не регулируются законом.
Споры такого рода могут возникать как из трудовых отношений - установления новых условий работы в местном порядке (новый срок отпуска по уходу за ребенком по графику отпуска
, новая тарифная сетка); и от всех правовых отношений (социальное партнерство), имеющих организационный и управленческий характер. ТК РФ предусматривает единую процедуру разрешения индивидуальных трудовых споров как по трудовым правам, так и по интересам.
IV. Что касается правовых отношений, которые являются предметом трудового права, из которого может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на споры, возникающие из:
1) трудовые отношения (их подавляющее большинство);
2) правоотношения по найму (например, отказ заключить трудовой договор по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей);
3) правовые отношения для надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и норм охраны труда (например, действия санитарного инспектора, закрывшего место работы, технического или юридического государственного инспектора государственной инспекции, который наложил штраф на должностное лицо и т. д .);
4) правоотношения в области профессиональной подготовки и профессионального развития работников (например, по качеству образования в средних профессиях и т. д.);
5) правовые отношения для возмещения материального ущерба работником предприятию (например, несогласие с суммой вычета из заработка работника за материальный ущерб);
6) правовые отношения по возмещению работодателем ущерба, причиненного здоровью на рабочем месте, или нарушение его права на труд (например, несогласие с уплаченной суммой);
7) правовые отношения профсоюза с работодателем в вопросах труда, жизни, культуры (например, принятие местного нормативного акта об обязательной суточной норме производства);
8) правовые отношения трудового коллектива с работодателем, администрацией (например, при выборе руководителей по экономической части, утверждение планов работы); 9) социальные и партнерские правоотношения. Классификация трудовых споров на этих основаниях необходима для правильного определения подведомственности, характера и предмета спора по каждому трудовому спору.
Глава 2. Виды трудовых споров
2.1 Индивидуальные трудовые споры
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральными законами способов их разрешения. К еще одной причине подобных споров стоит отнести результат невысокого уровня правосознания, неинформированность, а также пренебрежительное отношение к заключению трудового договора работником, что в следствии и приводит к возникновению индивидуальных правовых споров.
Трудовой кодекс Российской Федерации ясно дает понятие и рассматривает индивидуальный трудовой спор как не урегулированные разногласия между работодателем и нанятым работником по различным вопросам применения законов или нормативных правовых актов, которые содержат различные нормы трудового права, договора или иного трудового соглашения. Обычно, подобные споры рассматриваются комиссиями по рассмотрению трудовых споров или судами. Комиссии по трудовым спорам являются первичным органом, который имеет право рассматривать трудовые споры, порядок рассмотрения которых установлен ст. 382-389 ТК РФ. Состав комиссии избирается общим собранием трудового коллектива и имеет численность не менее пятнадцати человек. После, комиссия избирает своего председателя, а также его секретаря и заместителя12.
Как правило подобные комиссии рассматривают трудовые споры в том случае, если работник сам или с участием профсоюза не урегулировал разногласия со своим работодателем либо администрацией организации.
Следует обратить внимание, что решение данной комиссии может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами в течении 10 дней со дня вручения копии решения. Подробнее об основных способах защиты написано в ст. 352 ТК РФ. Стоит отметить, что право на судебную защиту является одной из важнейших гарантий трудовых прав работников, нашедших свое проявление в нормах ТК РФ, которые охватывают не только защиту трудовых прав всеми доступными, но не запрещенными законом способами, но и устанавливают основные способы защиты трудовых прав и свобод.
Поэтому необходимо отметить, что трудовые споры рассматриваются в судах общей юрисдикции в следующих случаях (ст. 391–397 ТК РФ):
– если работник или работодатель не согласны с решением КТС;
– по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству;
– если на предприятии комиссии по трудовым спорам не собираются либо не созданы;
– по заявлению работника о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об уплате за время вынужденного прогула или выполнения низкооплачиваемой работы;
– по заявлению работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию
13.
В 2016 и 2017 году уже было принято не мало изменений в трудовом законодательстве, некоторые положения которого претерпели существенные изменения и вызвали ряд вопросов. Как говорилось ранее, одной из основных причин возникновения трудовых споров является неинформированность граждан, поэтому важно обратить внимание на некоторые из таких изменений, которые позволяют устранить эту проблему. Подобное упущение призван исправить документ, внесённый в Госдуму, изменяющий ст. 68 ТК РФ об оформлении приёма на работу.
Теперь нанимаемого сотрудника нужно будет оповестить о доступных вариантах формирования его пенсии. В следствии чего, должен уменьшиться и общий объем, возникших на данной основе трудовых споров. Одним из таких изменений в трудовом законодательстве, который вызвал немало споров, является Федеральный закон №122-ФЗ, подписанный президентом РФ 2 мая 2016 года, изменяющий порядок употребления профессиональных стандартов, ранее носивший рекомендательный характер.
С 01.07.2016 вступили в силу пп. 2 и 3 ст. 195 ТК РФ – положения об обязательном использовании профессиональных стандартов всеми категориями работодателей, при условии что данные требования к уровню квалификации сотрудника предусматриваются ТК или прочими федеральными законами и нормативными правовыми актами14.
На практике же возникли споры по этому поводу. Например, есть точка зрения, согласно которой все работодатели обязаны принимать профессиональные стандарты. Обоснованием же данной точки зрения является мнение о том, что данные стандарты, ставшие обязательными – ничто иное как нормативный правовой акт, утвержденный приказом Министерства труда РФ, а, следовательно, обязателен для исполнения. На этой почве возникло большое количество споров, в частности между работниками и работодателями.
Стоит заметить, что применение профессиональных стандартов необязательно, если необходимые требования к квалификации работника установлены иными нормативными правовыми актами.
В противном случае нарушается ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ, согласно которой устанавливается порядок применения профессиональных стандартов, в отношении которых нет принципа обязательности. Кроме того, некоторые вопросы, а в последствии и споры вызывает ст. 142 ТК РФ «Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику».
Суть в том, что работник в случае задержки выплаты заработной платы, на срок более чем на пятнадцать дней имеет право, предварительно оповестив своего работодателя в письменной форме, приостановить свою рабочую деятельность на весь период времени задержки выплат.