Файл: Формы земной поверхности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТЕМА УРОКА: Формы земной поверхности

Цели урока:

Формирование представлений о формах земной поверхности.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить детей с основными формами земной поверхности;

познакомить со строением холмов и гор

Развивающие:

Создать условия развития для познавательной активности детей, умения выражать свои мысли, рассуждать.

Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;

Создать условия для расширения кругозора детей.

Воспитательные:

Воспитывать экологическую культуру школьников.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Место урока в учебном плане: 3 урок по теме "Путешествия".

Методические приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-демонстрационные: (объяснительно-иллюстративные).

Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная, работа в парах.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Строить речевое высказывание.

Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Задавать вопросы; строить монологическое высказывание.

Личностные УУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке или взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы

Ожидают смельчаков.
Пожелаю всем удачи.
Выходите!
Кто готов?

II. Проверка домашнего задания.

Посмотрите на доску!

УЧИТЕЛЬ. УСТНЫЙ ОПРОС:

Объясни, что такое горизонт?

Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта.

( Линия становится пунктирной)

Покажи на рисунке-схеме названия сторон горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга.

(Появляются названия сторон горизонта по щелчку.)

Как называется прибор для определения сторон горизонта?

Назови и покажи, из каких частей он состоит. Объясни и покажи, как им пользоваться.

(Рисунок компаса, предохранитель, магнитная стрелка, корпус- по щелчку).

- Для чего нужен компас? Кто им пользуется?(путешественники)
Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А для того чтобы узнать на чём мы будем путешествовать нам понадобятся знания сторон горизонта и умение внимательно слушать и четко выполнять мои задания.

На партах лежат листы в клетку.

Начертите маршрут путешественника. Найди начальную точку, если 1 клетка - это путь, который путешественник проходит за 1 час:

«Путешественник вышел из точки А и шел 1час на север, 7 часов на восток,1час на юг,1 на запад,8 на юг. Затем он сделал привал( с точки В) и отправился дальше:14 часов на запад, 1 час на север, 1 час на восток,4 часа на север,3 часа на восток. Здесь он переночевал (в точке с) и отправился дальше: 1 час на север, 1 час на запад,1 час на север,4 часа на восток, 1 час на юг,1 час на запад,1 час на юг,3 часа на восток, 3 часа на север,1 на запад. И вернулся домой.»

--Рисунок какого транспортного средства у вас получился? (паровоз)

Ребята так на чем мы отправимся путешествовать?(На паровозике)
Паровоз на доску.

Физкультминутка(для глаз)

III. Постановка проблемного вопроса.

Прежде чем отправиться в наше путешествие давайте вспомним

Правила путешественника
1.Будь внимателен и не отвлекайся.

2.Точно выполняй задания

3.Будь дисциплинированным
«Правила путешественника»:

(Вывешиваются на доску)

Правила у нас с вами есть. А без чего не может ребята обойтись каждый путешественник?

-Компаса и карты.

Компас есть

А вот и карта.



-Перед вами карта. Как она называется? ( физическая карта России.)

На любой карте есть условные обозначения

--Что на карте обозначено синим цветом ?Зеленым? Коричневым?

Действительно на карте синим цветом показаны океаны, моря, реки, озера, зеленым равнины, горы коричневым.

На какие 2 группы можно разделить эти слова?

1.Вода (океаны , моря, реки, озера)

2.Суша (равнины, горы) (Слайд 6)

--На чем мы с вами будем путешествовать? (на паровозе с вагонами)

--По какой поверхности можно путешествовать на паровозе? ( по суше, по горам и равнинам)

- Как вы думаете, какая будет тема урока ? ( горы и равнины.)

Тема урока- Горы и равнины- это основные формы поверхности земли.

--Что бы вы хотели узнать о формах поверхности земли?

Фиксируется на доске:

1. Что такое горы и равнины?

2.Из каких частей состоят горы?

3.Какие горы и равнины есть на территории нашей страны?
VI .«Открытие» учащимися новых знаний

--Что же относится к основным формам земной поверхности?

(Равнины и горы)

--Что такое горы?

(ответы детей)

--Давайте проверим, правильное ли определение горам мы дали.

Работа с толковым словарём.
--Попробуйте найти в словаре что такое горы?

--На какую букву будем искать?

--Что такое гора?

(Рис. гор и равнин на партах детей)

--Рассмотрите картинки.
--Разделите на группы:

1. Горы

2.Равнины

(На доску прикрепляются рисунки)
--Чем похожи горы и равнины?(участок земной поверхности, суша, покрыты растительностью)

--Чем отличаются?(сильно возвышается , ровная поверхность)

Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

Чем похожи?

Чем отличаются?

Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие - на несколько километров! А как красивы горы!

На вершинах гор очень холодно и лежит снег.

Работа с картой.

-Откройте физическую карту России в учебнике с. 90-91.

Каким цветом обозначают горы на карте? (коричневым)

-Найдите на ней горы.

- Какие горы вы нашли на карте? ( Уральские и Кавказские горы.)

-Кто-нибудь из вас был в горах?

- Основная горная область Кавказа - Большой Кавказ - грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора.


(Находим на карте, показываем)

Растительность Кавказских гор - это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.

-Северный Кавказ - один из главных курортных центров России. Анапа - самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем.

-Другой крупнейший курорт - Кавказские Минеральные Воды на Ставрополье.

-Уральские горы издавна считались естественной границей, разделяющей две части света - Европу и Азию . Эти горы не высоки. лишь несколько вершин достигают полутора тысяч метров над уровнем воды.

- Почему Уральские горы являются естественной границей?

Физкультминутка (подвижная)

Учитель рассказывает про равнины.

Равнина - ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

Учитель показывает с изображением "Холмистой и плоской равнины".

Вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (Высотой).

- Равнины бывают плоские и холмистые.

- Что вы видите на первой картинке? (Холмистая равнина.)

- На второй? (Плоская равнина).

-Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)

Работа с картой.

- Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. (Восточно-Европейская, Западно - Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)

Ученик показывает на карте.

- Обратите внимание каким цветом показаны равнины на карте. (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом).

-Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения-холмы).

--Что такое холм?

Холм- это возвышенность на равнине.

--Соберите картинку.

У холма есть вершина, склон, подошва.

-Что такое вершина? подошва? склон?

(Разбирается многозначность слова подошва)

(Подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым.)


--Как вы думаете, а у горы есть вершина? Склон? Подошва?

--Покажите на рисунках.

V. Итог урока. Рефлексия

Я знаю

Я узнал

-О чем хотели узнать на уроке?

-С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы и равнины)

-Что такое горы? Равнины?

(Дети собирают определения 1в-горы,2в-равнины)
- Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые).

-Какая форма земной поверхности называется холмом? (возвышения на равнине).

- Какие горы нашей страны вы можете назвать? (Уральские и Кавказские).

- Какие равнины вы знаете? (Восточно-Европейская, Западно - Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)

- Как вы оцените свою работу на уроке. Комфортно вам было на уроке?
Раскрасьте «Ладошку» в такой цвет который характеризует ваше настроение на уроке и выберите свой уровень активности. Приклейте «Ладошку»на вагончик.

Ребята выполняют задания и приклеивают «Ладошки» на вагончики.

V. Домашнее задание.

1)Нарисовать гору и подписать её части

2)По желанию подготовить сообщение о горах или равнинах России.

3)Страницы в учебнике 78-81.