Файл: "Борьба Руси с западными завоевателями".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Класс: 6 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Виртуальная экскурсия в прошлое

Эпиграф урока:

Высокой доблестью украшен

И сердцем истинный герой –

Врагам средь битв был грозно страшен,

Вне битв отрадой был святой.

                   А. С. Пушкин

Цель:

1.образовательная: закрепить знания о нашествии татар. Изучить основные события борьбы Руси с крестоносцами и шведами в 13 веке. Рассмотреть ход Невской битвы и Ледового побоища.

2.развивающая:продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщать, работать с документами и исторической картой, понятиями и датами, нарабатывать навыки работы на уроке в условиях использования компьютерных технологий;

3.воспитывающая: содействовать в ходе урока формированию определенных качеств личности – мужества, смелости, патриотизма. Создать образ Александра Невского как исторического деятеля, радеющего за независимость и процветание родной страны.

Методы обучения:

1.Объяснительно-иллюстративный

2.Частично-поисковый

3. Проблемного обучения

Оборудование урока:

1.Учебник для 6 класса «История России с древнейших времен до конца 16 века»/А. А. Данилова, Л. Г. Косулина/.

2.Карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками».

3. Видеопроектор для работы с презентацией.

4. Отрывок из фильма «Александр Невский» (реж. С. М. Эйзенштейн, 1941 год).

5. Мультимедийная презентация «Борьба Руси с западными завоевателями».

6. Анимация «Ледовое побоище».

7. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XVIII века.

8. Хрестоматия по древнерусской литературе "Повесть о житие Александра Невского"

9. Прокофьев кантанта Александр Невский

Личность в истории: Александр Невский

Основные события:

Невская битва (15 июля 1240 г.),

Ледовое побоище (5 апреля 1242 г.)

Ход урока:

Постановка темы урока: Посмотрите на картинки и ответьте на вопрос: О каком событии идет речь?

(выслушиваю ответы учеников) правильно. Нашествие монголо-татар на Русь.




Вопрос: А на следующих картинках вы можете сказать о каком событии в истории Руси XIII века идет речь?



Выслушиваю ответы учеников. ( Правильно или нет).

Значит тема урока "Борьба Руси с Западными завоевателями".

Запись в тетрадь темы урока.

Учитель: исходя из темы ответьте мне на вопрос чем мы будем заниматься на уроке.? (Правильно). Корректирую ответы учащихся.
Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, - вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей.

Вам предстоит узнать об одном и величайших полководцев Руси - Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. “Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?” - вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.
Эпиграфом нашего урока является четверостишие А.С. Пушкина:

Высокой доблестью украшен

И сердцем истинный герой –

Врагам средь битв был грозно страшен,

Вне битв отрадой был святой.

И в конце урока мы сможем ответить о ком говорил Пушкин в своем стихотворении.

Учитель: При ответах на вопросы я прошу вас всех подымать не руки, а зеленые или красные сигнальные карточки. Я буду видеть кто готов дать ответ, а кто нет.

Учитель: Давайте представим Русь в изучаемой нам эпохи.

А чтобы лучше было представлять, давайте перенесемся в то далекое и тревожное время. Остановимся на высоком холме и окинем взглядом Древнюю Русь.

Вопрос: В какой век предстоит нам отправиться?

ответы учеников (XIII век)

Вопрос: На чем нам лучше всего совершить такой большой перелет во времени (ответы учащихся) Давайте отправимся на хронолетах

Вопрос: Что вы видите? Обобщаю ответы учеников.

Я представляю Русь в виде пахаря.

Русь-пахарь стоит, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника с востока и с запада устремились на него. Один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и с натянутым луком, другой в железных латах и с пикой в руках. Первый – это монголо-татары, а второй – рыцари-крестоносцы.



Раз мы перенеслись в XIII век Древней Руси давайте вспомним героические страницы борьбы Руси с монголо-татарами. И поиграем в игру "Угадайка" О каких городах идет речь в следующих отрывках? вы мне должны назвать город. И показать его на карте.

А)«Шесть дней город отражал непрерывные атаки, но 21 декабря 1237 г. Был взят монголами. Завоеватели устроили резню, не пощадив ни стариков, ни детей. Погиб и сам князь с семьей. Уцелевшие жители собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат…» (Рязань)

Б) «3 февраля 1238 г. татары подошли к городу. При помощи стенобитных орудий они захватили его и подожгли. Жители укрылись в Успенском соборе, но огонь застиг их и там. Сам же князь отсутствовал, ожидая врага на р. Сить». (Владимир)

В) «В конце марта монголы подошли к небольшой крепости, которая стояла на круче, омываемой двумя речками. Горожане почти два месяца сопротивлялись монголам. Город удалось взять лишь хитростью, выманив защитников за пределы крепости. Батый назвал город «злым». (Козельск)

Вопрос: Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? (Учащиеся самостоятельно формулируют ответ на этот вопрос) Корректирую ответы учащихся. Русь раздроблена. Нет единства. Княжеская междоусобица. Князья не спешат оказать помощь друг другу, надеясь отсидеться за крепостными стенами своего города.

Учитель:

А теперь Давайте сейчас перенесемся к границам северо-западной Руси.
(Рассказ сопровождается показом по карте) В годы владычества монголов единственным свободным городом на Руси оставался Новгород, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока. Но он привлекал других завоевателей, пытавшихся воспользоваться бедой Русской земли. Получив известия о нашествии монголов на северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру.

2. Учитель:Но не только русским землям шведы угрожали с запада. В конце ХII века римский папа объявил крестовый поход против “язычников” - жителей прибалтийских земель (показать на карте):ливов, эстов и других. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшее о завоевании новых земель на востоке. Духовные рыцарские ордена захватили земли Прибалтики и обосновались здесь, заложив крепость Ригу, позже Ревель (Таллин).


Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним: Кто такие крестоносцы? (Участники крестовых походов) 

 Что такое рыцарский орден? (Объединение рыцарей-монахов)
Учитель: Вопрос. Давайте обратимся к материалу учебника на стр. 108 и узнаем как назывались ордена основанные рыцарями-крестоносцами. (Орден меченосцев, и тевтонский орден, а затем был основан Ливонский орден ).

Вопрос: как вели себя завоеватели в Прибалтике (работа с учебником).

(Завоеватели порабощали местное население, силой отбирали земли, строили свои замки. под угрозой находились и русские города).

Вопрос: Каковы основные итоги вторжения немецких рыцарей в данные земли? 

1224 г. рыцари -меченосцы захватили Юрьев. 1223 г. осадили крепость Изборск. 1224 г. Ярослав Всеволодович разгромил меченосцев под Юрьевом.

1236 г. рыцари потерпели поражение от литовцев. Остатки ордена меченосцев объединились с Тевтонским орденом и получила название Ливонского ордена 1237 год.

Учитель: XIII век – век страшный в истории Руси. В то время, когда Батый опустошал юго-западные русские земли, Северо-Западная Русь столкнулась с новой опасностью, грозящей из Прибалтики. Ливонские и тевтонские рыцари готовили удар по новгородским землям с целью захватить богатые, не занятые монголо-татарами земли Новгорода Великого и установить католическую веру. Посмотрите на карту: Владимиро-Суздальская Русь и Юго-Западная Русь разрушены ханом Батыем и Северо-Западная Русь могла быть захвачена рыцарями. Таким образом, речь шла о самом существовании русского государства.


Учитель: В Новгороде в это время княжил Александр Ярославович, сын Ярослава Всеволодовича.

Слайд Александр Невский и голос диктора.

Вопрос: Можно ли, посмотрев на картину, сказать, что на ней изображен великий полководец? Почему?

Учитель: Первыми свой поход на Русь начали шведы. Они хотели овладеть землями по берегам Финского залива и закрыть русским выход на Балтику.
В июле 1240 года в Неву вошел шведский флот с войском крестоносцев под командованием ярла (герцога) Биргера. Дойдя до устья Ижоры, завоеватели высадились. Они намеревались идти прямо к Ладоге, чтобы оттуда добраться до Новгорода.

Князь Александр Ярославич стремительно двинулся со своей небольшой дружиной и с немногими успевшими примкнуть к нему новгородцами к месту высадки шведов. 15 июля 1240 г., скрыто подойдя к неприятельскому лагерю, русская конная дружина обрушилась на центр шведского войска, тогда как пешая рать ударила во фланг, отрезая рыцарям отступление на корабли. Короткий бой закончился почти полным
уничтожением высадившихся на берег рыцарей, которых не смогла поддержать оставшаяся на кораблях пехота. Биргер, получил в бою ранение в лицо от удара копья Александра. Остатки войска отплыли в Швецию.

Победа на Неве, за которую Александра Ярославича прозвали «Невским», надолго пресекла шведскую агрессию на Восток и сохранила за Русью выход к Балтийскому морю.
Запись в тетрадь 1240 год - Невская битва.

Задание ученикам: Прочитайте отрывок из Симеоновской летописи о Невской битве. Ответьте на вопрос как летописец описывает подвиг храбрых воинов из дружины Александра со шведскими крестоносцами.
Невская (по "Симеоновской летописи") (XIII в.)

Александр поспешил пойти против врагов, и пришел на них в воскресенье [15 июля].

И была сеча великая с шведами, избили множество шведов и самому королю нанес [Александр] рану в лицо острым своим мечом.

В полку великого князя Александра оказалось б мужей храбрых, которые вместе с ним мужественно сражались.

Первый — Гаврило Алексеевич быстро помчался и въехал по сходням до самого корабля, ожесточенно бился с самим воеводою посреди полка их, и тут был убит воевода шведов.

Второй же новгородец, именем Сбыслав Якунович, много раз нападая, бился одним топором, не имея страха в сердце, и несколько человек пало от его руки

Третий же, Яков Полочанин, напал на полк с мечом и ожесточенно сражался. Четвертый же новгородец, именем Миша, напал пешим с дружиною своею и погубил 3 корабля шведов.

Пятый же из дружины некто по имени Сава, напав на великий златоверхий шатер, подсек его столб, шатер упал, а полки Александровы, увидев падение шатра, возрадовались.

Шестой по имени Ратмир, бился пешим, был окружен многими шведами, пал от многих ран и скончался.

Уцелевшие же шведы побежали посрамленными. Великий же князь Александр Ярославич возвратился с великою победою и пришел в Новгород.

Учитель:  Весть о победе разнеслась по всей поверженной Русской земле, и народ воспрял духом. Успех русских воинов на долгое время отбил у шведов желание воевать с Русью.

Физминутка. Поспешим на помощь Александру Невскому. Новгороду угрожает новая опасность в лице немецких рыцарей-крестоносцев.